Найти тему
Pro космос

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1

Редакция Pro Космос не только сама пишет материалы, но и публикует лучшие колонки наших подписчиков. О ситуации с банкротством компании Маска нам написал Евгений Пчельников. Мы публикуем его аналитику. Ждём ваших статей.

«Он не бухгалтер — нет. Он чужезвёздный гость.
Застрявший навсегда среди российских весей.
Он космолёт разбил и здесь ему пришлось
Всерьез овладевать нужнейшей из профессий…»

(с) Вадим Степанцов

Письмо основателя SpaceX о потенциальном банкротстве компании из-за проблем с двигателями Raptor, наделало шума в отраслевом сообществе. Чтобы разобраться, стоит ли держать у себя небольшой пакет акций SpaceX, приобретенный на барахолке «за недорого» ещё во время правления Барака Обамы, автор решил немного посчитать.

Чем хороши США, так это отчётностью перед налогоплательщиками и, честно признаться, их отчётность мне нравится больше, чем таблицы Минфина РФ, просто потому что она гораздо удобнее. Если в первом приближении рассмотреть материалы американских «государственных закупок» (usaspending.gov) и некоммерческой организации (www.goodjobsfirst.org), где до копейки посчитаны все расходы американского государства на компанию Space Exploration Technologies Corp, можно увидеть достаточно — контракты, открытые контракты, субсидии, гранты, вычеты и различные льготы. Одним словом, всё, за что были уплачены деньги налогоплательщиков, и за что они уплачены будут вплоть до 2035 г.

SpaceX Corp. первую копейку в размере $3,5 млн получила от министерства обороны США в далеком 2003 г., когда кто-то в погонах решил, что неплохо бы найти на безальтернативной основе исполнителя — местного Циолковского, который сможет провести исследование основ космических полётов (RDTE/Space Flight — Basic Research). И нашёл его. Срок контракта составил длинные 7 лет, и этот многолетний труд не пропал даром. Частной космической компании карта «пошла» в 2008 г., когда были заключены сразу несколько крупных контрактов на создание ракетно-космических систем. В копилку Илона Маска упали аж $3 млрд для создания системы по доставке грузов на МКС (ISS Commercial Resupply Services), она же программа COTS в прошлом. И военное ведомство накинуло еще $4 млн в рамках участия в проекте Operationally Responsive Space (ORS-1). К слову (подробнее мы поговорим во второй части), к этому времени SpaceX собрала порядка $130 млн сторонних инвестиций. Подробнее об инвестициях здесь.

Первый полёт автоматического грузового корабля Dragon компании SpaceX, выполненный по контракту Commercial Resupply Services (CRS) с NASA, то есть первый коммерческий полёт частного космического корабля. Источник: NASA
Первый полёт автоматического грузового корабля Dragon компании SpaceX, выполненный по контракту Commercial Resupply Services (CRS) с NASA, то есть первый коммерческий полёт частного космического корабля. Источник: NASA

Чтобы сразу снять все вопросы о возможном «распиле» — последние транзакции по самому жирному контракту с NASA прошли в конце 2019 г. Только когда проект уже был реализован в своем нынешнем виде — американское космическое агентство не платит миллиардные авансы. Кстати, аналогичный контракт получила компания Orbital Sciences — люди с опытом и экспертизой.

Некоторые исследователи от бухгалтерии считают упомянутые средства грантами или субсидиями. Это не так. Ни с юридической точки зрения, ни с финансовой. IDV contract, он же Indefinite Delivery Contract — это совсем не субсидия и не грант, как любят утверждать многие комментаторы. Итак, разбираемся в терминах.

  • Контракт (contract) — заказчик просит 20 ракет по цене $100 за штуку к 2035 г.
  • Открытый контракт (Indefinite Delivery Vehicle Contract) — заказчик просит сам не знает сколько ракет (от 1 до 100500) к 2035 г. по цене $100 за штуку.
  • Субсидия (Subsidy) — помощь с закупкой ракет по контракту.
  • Грант (Grant) — поддержка увлечения ракетами вообще, можно купить двигатель или съездить на конференцию уфологов.

Иными словами, контракт и открытый контракт — это деньги за чётко прогнозируемый результат в виде космического комплекса. И колоссальный объем работы, связанный со значительными затратами на исследования, испытания, создание и производство космических систем.

Взлёт государственного финансирования главного конкурента Роскосмоса по коммерческим запускам начался после 2012 г. Именно в это время компания стала получать значительные контракты от оборонки на запуски и развитие транспортных космических систем. Многие обвиняют SpaceX в том, что она получала завышенные «гонорары» за пуски для военных. Но последние парируют, что подрядчик также занимается развитием инфраструктуры. Да, работа на оборонку это не столько конкуренция по цене, сколько распределение заказов между проверенными участниками рынка — чужие здесь не ходят. Но это верно почти для любой страны. Тем более, что между внутренними конкурентами в США идёт не только соперничество, но и сотрудничество по другим направлениям. Если внимательно исследовать открытые данные, то окажется, что компания SpaceX, выступает в роли получателя субконтрактов в проектах Boeing и Northrop Grumman. Деньги небольшие, но регулярные $3—4 млн. Неплохо, даже если ты успешный миллиардер, и NASA регулярно тебе присылает валюту чемоданами.

Объёмы федеральных транзакций в интересах SpaceX, разбитые по годам. Всего $10,1 млрд за 2008—2021 гг
Объёмы федеральных транзакций в интересах SpaceX, разбитые по годам. Всего $10,1 млрд за 2008—2021 гг

Источник

Если подбить все обязательства за период активной работы компании (2008—2021 гг.), то 13 лет космического прогресса Илона Маска на данный момент стоят $10 млрд бюджетных средств. Завершение самых крупных текущих контрактов ожидается в 2024—2027 гг. Мы можем рассмотреть вопрос и под другим углом: за активный период разработки и испытаний РН семейства Falcon (2008—2015) SpaceX получила от государства без малого $2,4 млрд — 24% от всего объема всех средств. И только после демонстрации результата ежегодные транши стали более внушительными.

А как же упомянутое министерство обороны США, спросите вы? Ведь именно оно активно «субсидирует» проекты Илона! Попробуем рассмотреть этот вопрос в широком смысле без детализации: если выделить контракты Минобороны США из общего перечня на $10,1 млрд, то окажется, что доля военных в портфеле заказов составляет 19,6% или $1,94 млрд. И SpaceX активно работает на этом поле: исследования в области гиперзвука, эксперименты оборонки с его спутниковой группировкой и т. п. То есть, речь идёт не только о пусках, но и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Высока ли стоимость пусков для военных? Да, есть основания говорить о нарушенных обещаниях рынку в части низких цен вывода грузов на орбиту. С другой стороны, по утверждениям заказчика, в этих контрактах есть затратная часть на создание инфраструктуры. Да и отсутствие конкурентной среды внутри страны не стимулирует компанию к демпингу. Доля, собственно, пусковых услуг для военных интересантов в общем портфеле составляет около 11%.

Распределение федеральных транзакций в интересах SpaceX по заказчикам
Распределение федеральных транзакций в интересах SpaceX по заказчикам

Источник

Но как мы уже сказали, государство не платит все эти миллиарды авансом. Что должен делать в такой ситуации настоящий американский предприниматель? Выходить на сцену и привлекать инвесторов! Что Илон с успехом и делает (об этом смотрите вторую часть материала).

Эпилог первой части

Не знаю, что будет в конце пути, но даже «письмо отчаяния» от Илона вряд ли отпугнет инвесторов, тем более, компания умеет делать ракеты и комплектующие к ним быстро. Если ситуация с двигателями и правда настолько драматичная, то можно будет с интересом наблюдать, как предприниматель будет решать эти проблемы. И не исключено, что эти решения войдут в учебные пособия бизнес-школ.
Личное мнение Евгения Пчельникова