Найти в Дзене
машина

Необычные пикапы и фургоны на базе Москвича-2141

Друзья, продолжаем разговор о грузовых версиях автомобиля "Москвич-2141". Первая статья на эту тему лежит ЗДЕСЬ (в ней говорилось о пикапах модели 23351, которые завод строил из бракованных кузовов хэтчбеков, о первых опытных пикапах 2335 и первых серийных машинах серии 2335). А в этой части попробуем забраться в более глубокие дебри и рассмотреть пикапы самых последних выпусков, а также различные нестандартные и опытные модификации. Текст: Николай Марков Но в первую очередь упомяну про машины с пластиковыми колпаками над грузовым отсеком, при помощи которых пикап превращался в полноценный развозной фургончик. Таковых существовало несколько разновидностей: низкие, высокие, высокие с подобием обтекателя над крышей кабины... Вариант высокого колпака, показанного выше на заставочной фотографии, был разработан фирмой "Автодизайн" из Набережных Челнов. Чьих рук дело остальные варианты - не знаю. Напишите, пожалуйста, в комментариях, кто в курсе. А вот подборка фотографий таких грузовых фур

Друзья, продолжаем разговор о грузовых версиях автомобиля "Москвич-2141". Первая статья на эту тему лежит ЗДЕСЬ (в ней говорилось о пикапах модели 23351, которые завод строил из бракованных кузовов хэтчбеков, о первых опытных пикапах 2335 и первых серийных машинах серии 2335). А в этой части попробуем забраться в более глубокие дебри и рассмотреть пикапы самых последних выпусков, а также различные нестандартные и опытные модификации.

Текст: Николай Марков

"Москвич-233522" 1995 года, принадлежавший ОАО "Москвич-такси"
"Москвич-233522" 1995 года, принадлежавший ОАО "Москвич-такси"

Но в первую очередь упомяну про машины с пластиковыми колпаками над грузовым отсеком, при помощи которых пикап превращался в полноценный развозной фургончик. Таковых существовало несколько разновидностей: низкие, высокие, высокие с подобием обтекателя над крышей кабины... Вариант высокого колпака, показанного выше на заставочной фотографии, был разработан фирмой "Автодизайн" из Набережных Челнов. Чьих рук дело остальные варианты - не знаю. Напишите, пожалуйста, в комментариях, кто в курсе. А вот подборка фотографий таких грузовых фургонов с пластиковыми колпаками на базе стандартных пикапов выпуска середины 1990-х:

Более глубокий вариант доработки пикапа - переделка из грузового в грузопассажирский по мотивам ижевского "каблучка" ИЖ-27156. В этом случае от надстройки грузового отсека требовалась более высокая прочность, а вместо откидного борта сзади необходимо было устанавливать распашные двери. Серийно такие "Москвичи" не выпускались, однако в опытных образцах существовали.

Грузопассажирский "каблук" на базе "Москвича" (заводское фото)
Грузопассажирский "каблук" на базе "Москвича" (заводское фото)
Про эту машину не знаю ничего, кроме самого факта ее существования благодаря этому фото А.Новикова. Конструкция надстройки не повторяет ни один из вариантов, показанных ранее
Про эту машину не знаю ничего, кроме самого факта ее существования благодаря этому фото А.Новикова. Конструкция надстройки не повторяет ни один из вариантов, показанных ранее

Очень перспективным направлением для завода мог стать выпуск полурамных шасси на базе пикапа (по типу автомобилей ВИС-2347), предназначенных для монтажа промтоварных, изотермических и рефрижераторных кузовов-фургонов сторонних производителей. Такой проект был разработан и реализован в опытных образцах в 1995 году. Однако остановка завода в 1996 году поставила на этих работах крест, в дальнейшем их не возобновляли. Полурамному шасси с передним приводом планировали присвоить индекс 2336, а полноприводному варианту - 2340. "Полноприводник" остался в итоге в единственном экземпляре, а переднеприводных шасси сделали три штуки.

Полурамное шасси "Москвич-2340" с колесной формулой 4х4
Полурамное шасси "Москвич-2340" с колесной формулой 4х4

После рестарта производства в 1997 году на заводе построили электрический пикап "Москвич-2335Е1", рассчитанный на 400 кг груза. На эту машину поставили двигатель постоянного тока с часовой мощностью 21 л.с. (пиковая - 65 л.с.) и комплект свинцово-кислотных аккумуляторных батарей весом 480 кг. Заявлялось, что они способны выдержать до 600 циклов заряда-разряда, обеспечивая в городе запас хода порядка 96 км (цифра явно приводилась для летнего времени года).

Опытный образец электропикапа повозили по выставкам и затем передали в заводской музей. Однако история на этом не закончилась: в 1998 году на заводе вручную собрали опытно-промышленную партию таких же электропикапов в количестве 14 экземпляров. Однако сертификация их не была проведена, что не позволило осуществить их реализацию. В результате дорогущие машины 6 лет простояли на заводе без дела, придя за это время в полную негодность, после чего были списаны и утилизированы.

У электропикапа было весьма своеобразное расположение задних противотуманных фонарей (фото Ю.Петрова)
У электропикапа было весьма своеобразное расположение задних противотуманных фонарей (фото Ю.Петрова)

Но вернемся к обычным бензиновым пикапам. В мае 1998 года АО "Москвич" оформило ОТТС с годовым сроком действия на три модификации пикапов со "святогоровским" передком. Они сохранили прежние индексы: 233500 (с мотором ВАЗ-2106-70; 1,6 л), 233522 (УЗАМ-3317; 1,7 л) и 233523 (УЗАМ-3313 или УЗАМ-3318; 1,8 л). Что интересно, в этот период времени с маркировкой пикапов творилась совершеннейшая чехарда! Вот простой пример: в сентябре 1997 года ОАО "Москвич" регистрирует в ГАИ новенький пикап "Москвич-233500" с VIN-кодом XTB233500W0006248. Соответственно, у этой машины шасси № 0006248 (последние цифры VIN), кузов № 006042 и 1997 год выпуска в документах. Хотя символ "W" в VIN-коде уже соответствует 1998 модельному году. В то же время известен пикап "Москвич-233500" 1998 года выпуска с VIN-номером XTB233500W0005845, шасси № 0005845 и кузовом № 005775, который ушел в сбыт вообще лишь только летом 1999 года! Объяснение только одно - недособранные автомобили и кузова могли годами лежать на заводе, ожидая своего покупателя, поэтому никакой стройной системы соответствия маркировочных номеров году выпуска уже не получается. Или вот еще один характерный пример использования заводом кузова из задела 1997 года:

Старый "Москвич-2335" с замененным кузовом (фото М.Шелепенкова, 2002 г.)
Старый "Москвич-2335" с замененным кузовом (фото М.Шелепенкова, 2002 г.)

На фотографии, сделанной в 2002 году, этот пикап выглядит совсем свежим (хоть ему и успели маленько помять зад). Но по документам эта машина 1994 года, то есть должна была давно уже сгнить за столько лет! Ларчик просто открывался: первый владелец этого пикапа - сам завод. В марте 2000 года пикап сняли с учета и продали Управлению по делам ГО и ЧС ЮВАО города Москвы. Но перед этим - заменили кузов на новый, взяв его как раз из задела 1997 года, с номером 006045.

Еще одна интересная страница в истории пикапов марки "Москвич" - попытка налаживания их производства на площадях ОАО "Омский завод коробок передач" (дочернее предприятие Омского моторостроительного производственного объединения им. Баранова). Точнее, сперва в Омске в феврале 1999-го было налажено изготовление узлов заднего привода для "Москвичей" 4х4. А в конце лета завершился монтаж линии для сборки автомобилей: первый пикап сошел с конвейера 27 августа. Омские "Москвичи" имели VIN-код, начинающийся с символов "Х7Z". Кузова для них варили и нумеровали в Москве, а номер шасси они получали свой.

На открытии омского сборочного производства глава ОАО "Москвич" Рубен Асатрян заявлял о планах по выпуску в Сибири до 10 тысяч машин в год, однако умирающее столичное предприятие было уже неспособно обеспечивать партнера таким количеством сборочных машинокомплектов. В итоге до 2002 года включительно в Омске "отверточным" методом собрали чуть больше двухсот "Москвичей" двух моделей, 233522 и 214122. Максимальный обнаруженный мной номер шасси омского пикапа - 158, хэтчбека - 68.

Что же касается московских пикапов, то их сборка завершилась раньше: последние ПТС на новые автомобили на заводе выписали, как я понимаю, осенью 2001 года, предварительно (в мае) оформив для этого два новых ОТТС. Первое одобрение типа включало в себя 2-местные пикапы прежней модификации 233522 (с мотором УЗАМ-3317; 1,7 л) и новой модификации 233524 (с мотором УЗАМ-24822; 2,0 л). Веторое одобрение типа получили новые грузопассажирские пикапы с 5-местной кабиной и удлиненной еще на 20 см базой, разработанные в 2000 году. Первоначально завод планировал присвоить таким "дабл-кэбам" индексы 233521 (4х2) и 234421 (4х4). Однако переднеприводным машинам в итоге при сертификации присвоили индексы 2335Y2 (мотор УЗАМ-3317) и 2335Y4 (УЗАМ-24800). А полноприводные пикапы и вовсе сертифицировать не успели.

До каких же номеров кузова и шасси дошла нумерация пикапов, которые ОАО "Москвич" отправляло в сбыт в качестве новых автомобилей с оригинальными ПТС? Мне попались такие максимальные сочетания: шасси № 0006391 и кузов № 007060 для "Москвича-2335Y2", а также шасси № 0006942 и кузов № 007032 для "Москвича-2335Y4". Тем не менее, после того, как у завода закончились бланки ПТС, в цехах оставалось еще значительное количество сваренных, но не собранных кузовов. Их реализация велась в дальнейшем еще несколько лет: дособирались до состояния полнокомплектных автомобилей они уже в гаражах "частников" и легализовывались через процедуру замены кузова у каких-либо других старых "Москвичей", сгнивших или попавших в аварию. Ниже - подборка фотографий пикапов, получивших путевку в жизнь таким образом:

На сегодня точка, а в следующем посте из цикла о грузовых "Москвичах" разговор идет о фургонах и универсалах с индексом 2901 (см. ЗДЕСЬ).

Наши группы в соцсетях и мессенджерах: facebook, вконтакте, telegram
#азлк #москвич