Найти тему
Логопед дает совет

Лечить или нет ребенка с речевыми проблемами

Оглавление

Почти под каждой статьей про тяжелые речевые нарушения у детей, мамы задают свои вопросы, куда обратиться, если ребенок не говорит, как и чем помочь, чтобы не было поздно. Такие комментарии никогда не оставляю без внимания, но отвечаю с осторожностью.

Причины такой осторожности:

  • мама не может в комментарии отразить полную картину развития ребенка;
  • я не видела ребенка и не проводила даже экспресс-диагностику;
  • передо мной нет медицинской карты с анамнезом.
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

В своих ответах я ориентируюсь на границы нормотипичного речевого развития и только на то, что пишет мне мама. Если что-то настораживает, в первую очередь, рекомендую обратиться в специализированный центр к детскому неврологу. Это следует сделать потому, что речь является самой высшей формой нервно-психической деятельности. Если она запаздывает, то необходимо выяснить, какие базовые для речи функции недостаточно сформировались и уже от этого плясать. Под моими рекомендациями всегда находятся комментаторы, которые не верят в помощь неврологов и медикаментозное сопровождение. Надеюсь, что и сейчас такие люди найдутся и прокомментируют.

Считаю своим долгом высказаться по поводу ноотропов, а каждый родитель пусть решит для себя этот вопрос сам

Прежде чем писать я, внимательно изучила все, что касается ноотропов.

Что такое ноотропы

Ноотропами (от греческого noos — мышление, разум, интеллект; tropos — поворот, направление) принято называть препараты, которые стимулируют процессы обмена веществ в нервной ткани. Принимать их можно только по назначению врача.

Свойства этих препаратов заключаются в том, что они улучшают память, способность к обучению, повышают устойчивость нервных клеток к стрессу, неблагоприятным внешним воздействиям, в частности к недостатку кислорода.

Все ноотропы похожи по химическому составу и близки по своим свойствам к природным биологически активным веществам – нейромедиаторам, витаминам и аминокислотам, из-за их предлагают отнести к биологически-активным добавкам (БАД). Именно поэтому, по мнению производителей, большинство ноотропов безопасны и не токсичны.

Показания к применению ноотропов в детском возрасте

синдром дефицита внимания

задержки развития (психического, речевого, моторного или их сочетания)

последствия перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС)

детский церебральный паралич

Ноотропы – за и против

У ноотропных препаратов есть много противников и сторонников. К противникам я бы отнесла, очень уважаемого мной ранее за разумный подход к взращиванию детей, Доктора Комаровского.

Е.О. Комаровский. Фото из свободных источников Яндекс.
Е.О. Комаровский. Фото из свободных источников Яндекс.

В своей статье он пишет, что ноотропные препараты широко применяются в педиатрии только на постсоветском пространстве, а в США и Западной Европе их не применяют совсем. Далее цитирую дословно:

Несмотря на огромный опыт использования, несмотря на множество обнаруживаемых в экспериментах положительных свойств, несмотря на чрезвычайную привлекательность выявленных фармакологических эффектов и широту показаний к применению, так вот, несмотря на все это, обосновать пользу и эффективность ноотропных препаратов методами доказательной медицины до настоящего времени никому не удалось.

В самом высказывании на мой взгляд уже заложены противоречия. Далее Евгений Олегович Комаровский размышляет о том, что Западные страховые компании не станут платить за недоказанно эффективные препараты, а наши врачи их вынужденны выписывать, чтобы успокоить беспокойных родителей и не прослыть бессердечным доктором. Как бы ребенок и сам уже всему научился, вдруг, сам, потому что время пришло, но до этого все никак не наступало.

А далее снова противоречие и цитата дословная:

Хотелось бы, тем не менее, подчеркнуть, что способность ноотропных средств положительно влиять на обменные процессы в нервной ткани — это вовсе не выдумка алчных фармацевтов, это реально существующий факт.

Ноотропные средства действительно способны:
активизировать энергетический обмен в нейронах;
усиливать синтез белков;
увеличивать скорость передачи импульсов в ЦНС;
улучшать поглощение глюкозы нервными клетками;
укреплять мембраны клеток.

Далее врач-педиатр, к.м.н. Е. Комаровский пишет очень важные, на мой взгляд, слова том, что если вам назначен препарат из группы ноотропных средств, так это потому, что вашему ребенку установлен конкретный диагноз (список показаний-диагнозов см. выше).

Нет диагноза — нет показаний.

И это главное, на мой взгляд.

В наше время, ноотропы стали сродни прививкам. Противники громко кричат, сбивая с толку неосведомленных, сторонники молчат, боясь попасть под град окриков.

К сторонникам ноотропов я бы отнесла довольно известного логопеда с двадцатилетним стажем, специалиста по сенсорной интеграции, автора 20 книг и 50 научных публикаций, автора метода активации речи М.А.Р. Марианну Лынскую.

Скрин из видео на Ютубе
Скрин из видео на Ютубе

В своей статье на портале «Логомаг» она ссылается на статью Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор) | N05/11 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи.

В целом Марианна Лынская за использование ноотропных препаратов у детей при условии сочетания их с логопедическим сопровождением. Речь идет о том, что в процессе их применения улучшается энергетический обмен в нейронах, усиливается синтез белков и увеличивается скорость передачи импульсов в ЦНС, и именно в этот период логопед и, или дефектолог сможет наиболее эффективно использовать время занятий для развития ребенка.

Противники медикаментозного сопровождения часто пишут, что вместо лекарств лучше использовать альтернативные методы:

  • нейрокоррекцию
  • иппотерапию и другие виды общения с животными
  • массаж
  • иглоукалывание
  • бассейн
  • физиопроцедуры

Я не против, и тоже в своих статьях предлагаю их использовать. Но на практике эти альтернативные способы доступны не всем. Большому количеству людей живущих на периферии не доступны даже хорошие неврологи и логопеды в том числе и по материальным причинам. Об этом я могу говорить, потому что часто веду семьи с такими детьми. Об этом же мне пишут читатели в комментариях.

Поэтому пишу эту статью для сомневающихся. Не слушайте крикунов, принимайте решение сами, читайте комментарии под статьями Комаровского и Лынской, там часто встречаются положительные отзывы.

Пока я писала статью, вспомнила, что один из таких препаратов помог моей дочери. До и после была сделана электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Хватило одного пузырька и проблема больше не возвращалась. А еще со мной приватно поделилась одна знакомая, нейропсихолог, ка.ндидат психологических наук, что ее сыну помогли ноотропы.

Скрин личной переписки
Скрин личной переписки

Я тоже за разумность. За индивидуальный подбор в каждом случае и только по назначению специалиста. Желаю всем думать своей головой. Главное – не упустить время.

С вами была логопед Елена Альбертовна Перегудова.

Ставьте 👍, если было интересно и полезно.

Возможно вам пригодятся статьи по теме «Нейрокоррекция» и вы сможете использовать материалы для работы со своим ребенком

Почему ваш малыш не говорит и какие упражнения станут фундаментом речи. Первый блок мозга.

Почему ваш малыш не говорит: телесные упражнения

Второй блок мозга: упражнения для его развития

Развитие второго блока мозга: упражнения для памяти, внимания, пространственных функций

Упражнения на оптимизацию мышечного тонуса при задержке речи

Как мозжечковая стимуляция поможет речи: советы родителям

Кому поможет мозжечковая стимуляция

Мозжечковая стимуляция с балансировочной доской

Мозжечковая стимуляция с фитболом

Третий блок мозга и как его развивать