8,9K подписчиков

Руководство по чтению вслух: семь полезных советов

Чтение — сердце образования. Приобретение знаний практически по любому предмету связано с чтением. Чтобы понять суть математической задачи, школьник должен ее прочитать.

Чтение — сердце образования. Приобретение знаний практически по любому предмету связано с чтением. Чтобы понять суть математической задачи, школьник должен ее прочитать. Если ребенок не способен прочитать текст в учебнике по физике или обществознанию, как он ответит на вопросы после параграфа?

Именно чтение — наиболее значимый фактор социальной жизни. Приучить детей читать — крайне важная задача для родителей, бабушек, дедушек и педагогов. Помочь с этим может книга «Руководство по чтению вслух».

Первая версия этой работы вышла в 1979 году. С тех пор книга Джима Трелиза стала культовой классикой и продолжает пользоваться огромной популярностью. Восьмое издание было пересмотрено и дополнено Синди Джорджис — профессором детской и юношеской литературы Аризонского университета.

«Руководство по чтению вслух: Настольная книга для любящих родителей, заботливых бабушек и дедушек и умных воспитателей» — настоящий кладезь полезных советов и практических рекомендаций для родителей и педагогов, которые стремятся увлечь детей чтением, пробудить их воображение, улучшить языковые навыки и помочь стать успешными.

Семь советов из книги — в нашем материале.

О пользе чтения вслух

© Shutterstock
© Shutterstock

Образовательная ценность чтения вслух подробно обоснована: это обогащает словарный запас, развивает речь и способность понимать прочитанное, задает образцы выразительного чтения и помогает ребенку выстраивать общение с другими людьми. Чтение вслух также занимает важное место в жизни. Та или иная история связана для нас с яркими воспоминаниями о человеке, от которого мы ее услышали, о месте или времени, где это происходило. А детские воспоминания остаются с нами на годы.

Читайте ребенку в школе и вне школы. Читать детям вслух — значит сеять семена, из которых вырастет желание читать самостоятельно.

Чтение должно приносить удовольствие и детям, и взрослым

© Shutterstock
© Shutterstock

Читая ребенку, мы внедряем в его мозг «послание»: книгой, печатным текстом можно наслаждаться. Однако чтение и школа связаны с неприятными переживаниями. Учеба часто бывает нудной, тревожной и скучной. И если ребенок, читая, получает удовольствие реже, чем прямо противоположные эмоции, то избегать чтения станет для него естественной реакцией.

Читайте ребенку только в хорошем настроении, не показывайте ему, что вам надоел и наскучил этот процесс. Дети отлично считывают эмоции взрослых. Пусть чтение вслух приносит вам только радость и удовольствие. Вот удивите: ребенок будет повторять за вами и испытывать те же эмоции, когда будет читать сам.

Начинайте читать вслух еще младенцам

© Shutterstock
© Shutterstock

Как только вы берете новорожденного на руки, вы восклицаете: «Ты мой любимый! Ты лучший в мире малыш!» Ребенок не понимает обращенных к нему многосложных слов и длинных фраз. Тем не менее родители ребенка, его бабушка с дедушкой или старшие братья и сестры не думают, что они не в своем уме или делают что-то не то, раз говорят с младенцем. Никто не ждет, пока младенцу исполнится три месяца или полгода. Но большинство родителей не могут даже представить, что новорожденному можно читать. Если с ребенком можно разговаривать, почему же ему нельзя читать? Пока малышу не исполнится шесть месяцев, нас не должно волновать, понимает он, что ему читают, или нет. Главное, чтобы ребенок узнавал наш голос и привыкал к виду книг.

Во время чтения беседуйте с ребенком

© Shutterstock
© Shutterstock

Вводите чтение в жизнь ребенка постепенно, шаг за шагом. Начинайте с одной-двух минут по нескольку раз в день, а потом постепенно наращивайте время чтения. Как только у ребенка возникнет положительная реакция на книги, нужно включать малыша в диалог. Разговаривайте с ним о том, что читаете, об иллюстрациях на каждой странице — особенно если эта книга уже знакома ребенку. Такая беседа позволяет малышу воспроизводить историю и рождает в нем чувство сопричастности к процессу, будто читает он сам.

Ребенок не должен быть пассивным и замкнутым во время чтения. Пусть взаимодействует и с вами, и с книгой настолько интенсивно, насколько это возможно. Можно по ходу чтения втягивать малыша в общение с помощью своих вопросов или комментариев. Чтение должно быть устроено точно так же, как разговор: что-то даешь — что-то получаешь. Как заметил один из педагогов, при чтении вы играете в пинг-понг, а не мечете дротики. Если вы просто отпускаете в адрес ребенка какие-то замечания или что-то говорите ему, не подразумевая ответа, это скорее словесные дротики.

Оставайтесь с ребенком наедине

© Shutterstock
© Shutterstock

Лучший способ развивать внимание ребенка и приучить его к чтению — уделять ему время, оставаясь с ним наедине. Если у работающих родителей несколько детей, реализовать такой подход непросто. Но надо постараться и найти время для каждого ребенка: пусть он окажется с вами один на один и вы будете принадлежать только ему, даже если это возможно всего раз или два раза в неделю.

Время, которое ребенок проводит наедине со взрослым — слушая книги и разговаривая — позволяет ему получать фундаментальные представления о предметах и явлениях: вот книга, вот щенок, вот цветок, а вот вода. Усвоение отдельных идей и представлений закладывает основу для развития внимания.

Подарите своему ребенку «Три “К”»

© Shutterstock
© Shutterstock

Некоторым родителям кажется, что проблему подготовки ребенка к школе можно быстро решить: достаточно купить ему какой-нибудь комплект книг или игру на различение букв и звуков. Но вспомните себя: как вы сами стали читателем? Что вам помогло?

Есть один лайфхак — подарить своему ребенку «Три “К”». Первое «К» — книги. Обладать книгой, на которой написано, что она принадлежит тебе, которую не надо возвращать в библиотеку и которой можно не делиться даже с братьями и сестрами, все равно что обладать настоящим сокровищем.

Второе «К» — корзинка с книгами, расположенная в самом доступном месте. Пристройте ее рядом с кухонным столом или прямо на стол. Если на столе лежит книга, дети ее наверняка откроют. Еще одно место, где можно разместить корзинку с книгами, — автомобиль. Уберите видеоэкран и вместо него предложите ребенку, сидящему на заднем сиденье, книги. Если во время езды ребенка укачивает, когда он пытается читать, используйте аудиокниги. Их можно вместе слушать и обсуждать.

Третье «К» включено в сочетание «ПриКроватная лампа». У вашего ребенка есть над кроватью лампа или бра для чтения? Если нет, а вы хотите вырастить из него читателя, пойдите и первым делом купите ему такую лампу. А установив лампу, скажите ребенку: «Ты уже достаточно взрослый, чтобы засыпать чуть позже, чем раньше. А перед сном можешь немножко почитать в кровати — как мама и папа. Но если тебе не хочется читать, ладно, будем выключать свет в обычное время». Многие дети готовы на все — даже читать! — ради того, чтобы им разрешили заснуть попозже.

Читайте вслух детям и постарше

© Shutterstock
© Shutterstock

Родители (а иногда и педагоги) говорят: «Он/она уже в четвертом классе и читает в классе едва ли не лучше всех! И я должен (должна) ему/ей читать вслух?» Увы, такая позиция ошибочна. Предположим, четвероклассник читает на том уровне, который требуется на этой ступени обучения. Прекрасно. Но тексты какого уровня сложности ребенок может слушать? Многим и в голову не приходит, что эти уровни различаются.

Вот наглядный пример. В 2013 году киностудия Walt Disney Pictures выпустила мультфильм «Холодное сердце». В нем рассказывается о бесстрашной принцессе Анне, которая отправляется на поиски своей сестры Эльзы: из-за ее магических способностей в королевстве наступила вечная зима. «Холодное сердце» было рекомендовано детям в возрасте от пяти лет и стало самым кассовым анимационным фильмом за все время существования кинематографа. Маленьким кинозрителям нравились и сюжет, и музыка. При этом мало кто из детей 5–8 лет, смотревших мультфильм, сумел бы прочитать сценарий сказки. А вот когда им читали сценарий, то есть когда его разыгрывали актеры, практически все дети поняли текст.

По мнению экспертов, умение ребенка воспринимать информацию в процессе самостоятельного чтения и умение воспринимать информацию на слух достигают одного и того же уровня примерно к восьмому классу. А до этого дети обычно способны воспринимать на слух более сложные и интересные тексты, чем при самостоятельном прочтении. Первоклассникам нравится слушать то, что самостоятельно осилить могут только четвероклассники. Пятиклассникам — что читают семиклассники. Исходя из этого, можно сделать вывод: продолжайте читать детям вслух, даже если они становятся старше, просто берите книги сложнее чем те, что они могут прочитать сами.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.