Найти тему
Заметки мамы-училки

Репетитор, с которым все задания легко получаются, - плохой репетитор

Оглавление

Многие учащиеся занимаются с репетиторами. Основная цель - повысить успеваемость и улучшить знания. Методы и способы у преподавателей разные, но важно уже на первых занятиях понять, насколько репетитор - профессионал своего дела. В этой статье я расскажу, как это сделать. Она будет полезна не только родителям и учащимся, но и самим репетиторам.

Не буду затрагивать тему подготовки к ЕГЭ. В этой теме понятно, что репетитор должен добиться того, чтобы все задания выполнялись легко. Иначе ученик просто не сдаст экзамены, а вся репетиторская работа будет бесполезной.

Хочу поговорить именно о тех преподавателях, которые подтягивают ученика о программе, восполняют пробелы, улучшают успеваемость, готовят к олимпиадам, прокачивают знания, умения и навыки.

Допустим, вы наняли ребенку репетитора. И все задания, которые даёт этот репетитор, получаются на 100%. Нет трудностей, нет стресса, а есть только радость от успеха в обучении. Но радость эта мнимая. Если все задания даются ребенку легко - это плохо для него и для его развития.

Почему плохо?

Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

С точки зрения тренировки мозг можно сравнить с мышцей. Каждый раз, когда спортсмен хочет накачать себе мышцы, он берет себе вес чуть больше, чем может поднять, больше, чем поднимал до этого. Он тренируется на грани своих возможностей. Например, если он может поднять штангу в 70 кг, но не может ещё поднять 80 кг, то он тренируется с 75 кг. Этот вес он будет поднимать через силу и поднимать планку своих возможностей. По чуть-чуть он будет добавлять вес к штанге, пока не дойдёт до 80 кг. Если этот спортсмен станет поднимать не 70 кг, не 75 кг и даже не будет пытаться поднять 80 кг, а будет тренироваться с 40-50 кг, то лучшее, что у него будет - это сохранение своей текущей формы. Но даже этого не случится, так как с течением времени мышцы будут ослабевать.

Если не будет развития, потеряется не только то, что имеется сейчас, но и начнется путь к деградации.

Это всё применимо и к мозгу. Если репетитор даёт ребенку легкие задания, которые у него без проблем получаются, то это плохой репетитор.

С одной стороны, он создаёт ситуацию успеха, и ребенок доволен. Это всё хорошо, но с другой стороны, при обучении должна быть дополнительная нагрузка. Не должно ученику всё даваться легко и просто. Ребенок должен тренироваться. Это когда он ещё не может что-то сделать, то он тренирует способность это делать.

В педагогике этот принцип называют выходом из зоны комфорта. Он относится к эффективным методам обучения.

Хороший репетитор обязан выводить ученика из его зоны комфорта. Нельзя давать простые тесты, задавать понятные и легкие вопросы, решать за ребенка задачи и примеры, говорить ответы, диктовать по слогам диктанты. Если репетитор будет всё это делать, то никакого развития у ребенка не будет. Какие у него будут результаты от занятий? Никаких.

Будут, конечно, аккуратно выполненные домашние работы без единой ошибки, буду пятерки за эти работы. Пока ребенок занимается с репетитором дома, у него всё замечательно, он всё понимает, всё усваивает (потому что всю информацию ему разжевали и в рот положили). Сам ученик счастлив, репетитора любит больше других учителей, мама тоже счастлива, глядя на все успехи. А какие оценки у него будут в школе? Что останется в его голове?

Весь этот успех от занятий - всего лишь мишура.

После очередного проведенного занятия меня спрашивают родители ученика: "Как сегодня Вася занимался? Какие упражнения делали? Всё ли он понял? Какие у него успехи?" И тут важно не поддаться искушению сказать, что всё хорошо. Когда я перечисляю, чем мы занимались сегодня с Васей, я говорю, что здесь и здесь он выполнял замечательно, а вот здесь были трудности.

На своих занятиях я всегда ставлю трудную, но не непосильную задачу перед ребенком.

Преодолевая трудности в учебе, ребенок чувствует радость открытия и получения нового знания. Он преодолел эту трудность сам, своими силами, ему было сложно, но он сделал это задание. Знания, полученные от трудных, но самостоятельно решенных заданий, сохранятся у него на всю жизнь.

И, наоборот, знания, которые мы получаем без особых усилий, быстро выветриваются.

Могу привести три примера заданий для выхода ученика из зоны комфорта:

1. По русскому языку даю диктанты повышенной сложности даже отстающим ученикам.

2. По математике решаем много задач на смекалку. Это тренирует мозг и их не так-то просто решить, как кажется.

3. Идём на опережение программы. Это когда ученику репетитор даёт больше, чем текущая школьная программа, разбираются темы наперёд, особенно сложные правила. И нет, это не приведёт к тому, что ребенку будет скучно на уроках, когда школьный учитель будет объяснять ту же самую тему в классе.

Третьим пунктом я ответила на все негативные комментарии противникам этого метода под одной статьёй:

Профессиональный репетитор преподнесёт урок так, чтобы ребенку не было скучно ни с ним, ни с учителем. К тому же можно разбирать тему более глубоко, добавляя интересные и увлекательные факты, о которых не говорят в школе, потому что у учителя нет на это времени на уроке.

Ещё одна статья, где я рассуждала о том, нужен ли в младших классах репетитор:

Согласны ли вы с тем, что с хорошим репетитором должно быть немного сложно на занятиях или вы ЗА задания, которые легко получаются? Занимались ли вы или ваши дети с репетиторами? Были ли у вас результаты? Комментарии будут доступны только подписчикам.