Найти тему
СТРАНА

Откаты на дорогах. Как Офис президента меняет прибыльную схему после меморандума с МВФ

Оглавление
На Большое строительство в следующем году выделят 125 млрд, но и откаты вырастут. Фото из открытых источников
На Большое строительство в следующем году выделят 125 млрд, но и откаты вырастут. Фото из открытых источников

По Большому строительству намечается большой передел. Как рассказал нам источник, близкий к рынку дорожного строительства, в последние два месяца компаниям, получившим подряды, вдруг начали блокировать налоговые накладные.

"Их внесли в список высокорисковых, и блокируют налоговые накладные, то есть, не подтверждают налоговый кредит. Эти фирмы в свою очередь, не могут подтвердить его своим субподрядчикам, не могут вести хозяйственную деятельность и даже платить зарплаты. То есть, их работа на сегодняшний день фактически заблокирована", — говорит источник.

Эту информацию не подтвердили в крупной автодорожной компании, но подтвердили в нескольких мелких.

Представители фирм рассказывают, что на все вопросы в личных беседах налоговики ссылаются на некие "списки", которые им спустили из Банковой. В этих списках указаны компании, которые нужно поставить на стоп.

"Цель - переформатировать схему, которая работает по Большому строительству и по региональному строительству за средства из ГФРР. Хотят резко уменьшить количество участников - с порядка 100 до 10-12, а также увеличить и структурировать «заносы». Причина в том, что действующая схема дала сбой, и наверх начали не доходить средства: ожидали один выхлоп, а получают совсем другой. Кроме того, началась утечка информации по схемам на дорогах - слишком много недовольных подрядчиков, которые сливают данные, в том числе, СМИ", — пояснил нам источник.

По его словам, если сейчас стандартная такса по откатам - 10% от бюджета проекта, то те, кто останется в схеме, должны будут заносить больше - от 10% до 30% в зависимости от суммы освоенных денег.

Расходы на Большое строительство из года в год растут. В этом году, как отчитался недавно консультант программы "Большое строительство" Юрий Голик, на дороги потратят порядка 110 млрд. В проекте бюджета на следующий год заложено 125 млрд гривен. 10-30% от этой суммы, которые дорожники должны будут передавать наверх - это от 12,5 млрд до почти 40 млрд. То есть, достаточно жирный куш, который предназначен чиновникам разного уровня вплоть до высшего руководства государства.

Интернет-газета СТРАНА.ua выясняла, почему начались зачистки на рынке дорожного строительства.

"Не доносят деньги и болтают лишнее"

Тот факт, что Большое строительство буквально со старта обросло массой схем, давно известен. Сам проект уже окрестили "Великим крадівництвом". Мы писали, что есть некий пул компаний, которые с завидной регулярностью выигрывают тендеры по дорожному строительству и оперируют миллиардными бюджетами.

Наш источник так описывает схему, которая работала до недавнего времени.

"На уровень областей "спускали" 2-4 подрядчиков, которые выигрывали тендеры. Курировал их лично губернатор или его зам, также информация передавалась по линии СБУ и МВД, чтобы к этим фирмам не было никаких вопросов.

После получения денег из бюджета, реализации проекта и подписания актов выполненных работ, компании передавали часть денег в Киев. Обычно речь шла о 10% от общей суммы. Передавали по разным каналам - был и кэш, и переводы и проводки через конвертационные центры. Затем доверенное лицо получало часть этих средств обратно - на раздачу всем участникам на местах (чиновникам, правоохранителям). Но с недавних пор схема дала сбой. Киевские получатели начали подозревать, что деньги им не доносят - суммы не совпадали с общими расходами на дороги. То есть, на каком-то этапе возник сбой, кто-то недоплачивал. Плюс - по рынку пошло недовольство поборами, начали сливать информацию, в том числе, журналистам. Поэтому схему решили кардинально переформатировать", — говорит наш источник.

По его словам, в последние два месяца компаниям массово блокируют налоговые накладные - вносят их в список высокорисковых и начинаются проверки, но конца-края им не видно. В частных беседах налоговики, якобы, ссылаются на некие списки, которые они получили из Банковой, с перечнем фирм, которые нужно притормозить. И советуют тем, кто в эти списки попал, ехать решать в ОП.

Примечательно, что с блокировками налоговых накладных столкнулись далеко не все дорожники. К примеру, в одной из крупных фирм нам заявили, что впервые об этом слышат. "Все нормально и у нас, и у наших коллег, мы специально промониторили ситуацию. Ни с финансированием, ни с налоговой проблем нет", — говорят дорожники.

Но в нескольких мелких компаниях заявляют, что проблема как раз есть - налоговые накладные блокируют, и фирмы фактически не могут работать, даже платить людям зарплаты.

Есть руководители фирм, которые уже ездили "договариваться".

Некоторым это удалось, а некоторым нет. Идет жесткий отсев на уровне Офиса президента.

"Вероятно, хотят резко уменьшить количество подрядчиков - оставить всего 10-12 крупных, убрав "мелочь" (на сегодня на этом рынке работает порядка 100 фирм)", - говорит наш источник.

Стоит отметить, что львиную долю бюджетного финансирования на дороги как раз и осваивают крупные компании. К примеру, в десятку входят "Автомагистраль Юг" (профинансирована в этом году более чем на 30 млрд), владельца которой Александра Бойко считают близким к советнику проекта "Большое строительство" Юрию Голику, турецкая "Онур" (более 26 млрд), "Росдорстрой" депутата Одесского горсовета Юрия Шумахера (порядка 13,5 млрд), "ПБС" экс-директора "Буковеля" Александра Шевченко (порядка 10 млрд), региональные "Технострой центр" (6,3 млрд), ШБУ-77 (6 млрд), Хмельницкое ШБУ-56 (более 5,6 млрд), "Альтком" (3,4 млрд), "Будинвест-инжиниринг" (3,3 млрд).

Но не факт, что все они останутся при деле.

"Будут заново договариваться по условиям", - говорит наш источник.

Что касается мелких участников дорожного строительства, то их, якобы, хотят по максимуму оттеснить от тендеров. Они смогут принимать участие в работах разве что в качестве субподрядчиков - если их выберут компании, получающие бюджетное финансирование.

"Таким образом, будет максимально сужен круг тех, кто непосредственно в схеме", - говорит наш источник.

"30% вместо 10%"

Самое интересное - хотят переформатировать не только пул дорожников, но и условия их работы.

"По той информации, что просачивается по итогам переговоров дорожников в ОП, хотят увеличить откаты с 10% до 10-30% - в зависимости от проекта, самой фирмы и т.д. То есть, сумма для каждого будет разной. Кроме того, по моим данным, хотят изменить каналы передачи денег. Но как именно - точной информации пока нет", — подытожил источник.

Интересно при этом, что дорожники не спешат оспаривать блокирование налоговых накладных в судах, как это делают другие компании.

"Вы поймите, они все были в схеме, если сейчас начнут разборки - над ними угроза проверок и, возможно, уголовных дел", - поясняет наш источник.

Интересно, что в меморандуме с МВФ в пункте, которые прописывает аудит ковидного фонда, о дорожном строительстве также упоминается.

"Мы завершим аудит средств, потраченных по этой бюджетной программе, преимущественно, государственным дорожным фондом (13.3 млрд гривен), до конца декабря 2021 года (структурный маяк, перенесенный с конца марта 2021 года). Хотя соглашения о конфиденциальности с поставщиками могут не позволить публичное раскрытие подробностей некоторых расходов, мы сейчас изучаем варианты, как сделать это возможным. Мы передали 212 дел правоохранительным органам и обязуемся полностью сотрудничать по любым потенциально уголовным расследованиям касательно трат, связанных с COVID-19, в том числе путем предоставления доступа к доказательствам, собранным в рамках процесса аудита", - говорится в меморандуме с МВФ от лица украинских властей.

То есть, украинские власти фактически взяли на себя обязательства возбуждать уголовные дела. И компании, которые "выпадут из обоймы" как раз и могут стать потенциальными фигурантами.