Помните, какой была Россия в 1998-ом? На ТВ шли первые серии «Улиц разбитых фонарей». На Кузбассе бастовали шахтеры, не за горами были дефолт и «черный август». На просторах Интернета уже появился «Яндекс», но гораздо популярнее был поисковик Altavista. Набирали популярность чаты, запускались сайты – в общем, Всемирная паутина росла не по дням.
А в Петрозаводске в тот год родился первый карельский Интернет-провайдер — «Ситилинк». Точнее, был сделан важный шаг к его созданию: два местных студента объединили свои компьютеры в локальную сеть, чтобы свободно обмениваться данными. А потом подключили все это дело к сети глобальной.
Так вкратце выглядит история появления «Ситилинка». Но если копнуть глубже, можно вспомнить много занятного — и про саму компанию, и про эпоху, когда Интернет был еще молод, а оборудование для выхода в сеть собирали чуть ли не на коленке.
Рассказывает основатель «Ситилинка» Михаил Фомин — один из тех самых товарищей-студентов:
«В 1998 году в Петрозаводске еще не было ни сотовых телефонов, ни мобильных операторов. А вот доступ в Интернет был — через обычные телефонные линии, с помощью dial-up модемов. Они еще такие страшные скрипучие звуки издавали при подключении. Дозваниваться до провайдера можно было очень долго, а скорость была совсем маленькой — буквально 56 кбит/с.
Мы с другом тогда учились в ПетрГУ и искали альтернативные способы попасть в Интернет. И начали с того, что соединили между собой два компьютера с помощью телевизионных кабелей. Потом повесили объявления на окрестные дома: давайте подключаться, компьютеры в одной сети – это очень здорово, можно обмениваться файлами, в игры играть.
Что самое интересное, через какое-то время действительно нашлись желающие подключиться. И тут мы с товарищем задумались – где же взять столько кабеля? В конце концов пришлось ехать к производителю – на завод в Подольск. Купили мы там километровую бухту, притащили в Петрозаводск. Протянули это все – и оно заработало. Классно!
Через пару лет мы придумали, как подключить к Интернету компьютеры в нашей сети (а их в то время уже было несколько десятков). Использовали уже не телефонные линии: сначала приспособили спутниковую тарелку телевизионную, а потом перешли на радиосвязь.
Скорости по сравнению с сегодняшними, конечно, были очень низкими. Но все были довольны: не приходилось больше дозваниваться до провайдера, можно было выйти в Интернет в любой момент. Соседи по району об этом узнали, стали тоже к нам подключаться. Вот это, наверное, и стало началом «Ситилинка».
Чтобы строить сеть, нужно было оборудование. А стоило оно дорого, и мы искали более дешевые технические решения. Нужна была, например, какая-то штука за десятки тысяч долларов, а мы ее мастерили, условно говоря, за три копейки. Хотя для нас и эти деньги были немалые.
Помню, мы скупали у населения старые компьютеры, какие-то запчасти брали в компьютерном магазине, собирали из них роутеры… И все это работало! Причем ничуть не хуже, чем дорогая заводская техника. Таких решений, как мы придумывали, в Карелии тогда даже близко не было.
Мы с первого дня мечтали все компьютеры в городе подключить к нашей сети. Но народ поначалу плохо понимал, зачем вообще нужен Интернет. Помню даже случай, когда человек к нам подключился, а через несколько дней отключился: сказал, что уже посмотрел все, что хотел.
Переломным моментом стало начало нулевых: тогда все вдруг стали покупать компьютеры, и на Интернет возник массовый спрос. И с этого момента «Ситилинк» начал расти: сначала наш Интернет появился во всем Петрозаводске, потом – в других городах Карелии, потом – в Мурманской области, а потом и в Ленинградской, и в Архангельской, и в Мордовии...».
Вот такая история у «Ситилинка» - провайдера, который сегодня знают в 6 регионах России. За 20 с лишним лет он не только вырос, но и сильно изменился. Раньше это была компания технарей – гиков, которые больше разбираются в компьютерах, чем в клиентоориентированности. А сейчас гораздо сильнее стала ориентация на клиента, на его потребности и задачи.
Что будет дальше?
«Глобальной цели у нас нет как таковой. Нужно просто делать свое дело, и делать качественно: искать новые возможности, идеи для развития, - говорит Михаил Фомин. – Завоевать весь мир – это слишком утопично. А вот заниматься тем, что тебе нравится, и так, чтобы это приносило пользу окружающим – вполне реальная и достойная цель».
Понравилась статья? У нас еще много интересных историй, полезных материалов и любопытных подборок. Поэтому:
- ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать классные статьи
#Интернет #провайдеры #связь #90-е #локальные сети #история #it компании #компьютеры