Найти тему
Движение во здравие

Кантемировские «Кентавры» - потрясающее искусство владения телом и духом

Вспомним знаменитый фильм нашего детства "Неуловимые мстители". Как лихо молодые люди скакали на лошадях, выполняли разные рискованные трюки, переворачиваясь с лошадью на полном скаку через голову (знаменитая подсечка). Все эти трюки ставил знаменитый Алибек Кантемиров, отец Мухтарбека Кантемирова сыгравшего Рустама в фильме "Не бойся, я с тобой!".

Фото: Яндекс. Картинки. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк
Фото: Яндекс. Картинки. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк

Алибек едва ли помнил, когда его впервые посадили на коня: горец осваивал седло раньше, чем начинал ходить. С самых ранних лет его жизнь была связана с конем. Впервые в жизни он увидел настоящие скачки еще в раннем детстве, когда родители взяли его с собой на праздник. Маленьким Алибеком с тех пор завладела мечта стать знаменитым наездником.

Но прежде, чем осуществилась мечта, ему пришлось стать возчиком на кирпичном заводе: отцу не под силу было одному кормить семью. Каторжный труд на заводе закалил Алибека, выносливость и сноровка, выработавшиеся у него в детстве, помогли ему овладеть конным спортом, для занятий которым он все же находил время.

Вскоре молодой человек убедил хозяина Владикавказских конюшен испытать его. И он выигрывает первую же скачку! Постепенно он становится одним из лучших жокеев Кавказа, и теперь уж сами владельцы скаковых лошадей наперебой приглашают его на работу. Но Алибека манило цирковое искусство, поэтому, когда во Владикавказ приехал цирк Малюгина, он упросил взять его к себе.

Справа Алибек Кантемиров - Мастер уникальных конных трюков. Слева один из его учеников
Справа Алибек Кантемиров - Мастер уникальных конных трюков. Слева один из его учеников

И вот на арене – Алибек Кантемиров. С непостижимой легкостью срывается он с седла, мгновенно перелетает вокруг шеи лошади, стремительно падает вниз, скрывается под крупом лошади и через миг показывается с другой стороны. То в воздухе перевернется, то под живот лошади нырнет, то в ноги скачущему коню бросится, да в последнюю секунду на стремени повиснет. Движения отточены, пластика завораживает – зря что ли до десятого пота репетировал?!

Нам кажется давно привычным трюк, когда наездник соскальзывает с седла, пролезает под животом, скачущего галопом животного, и опять гордо гарцует. Однако такого упражнения нет у горских народов, на арену цирка его принес Алибек Кантемиров. Узнав от друга, что тот однажды наблюдал за донским казаком, который делал попытки пролезть под животом лошади, Алибек начал репетировать этот трюк. И уже скоро представил на суд зрителей новый номер.

Блистательный дебют окрылил молодого наездника, но не вскружил голову, он постоянно учится, изучает все, что касается верховой езды, дрессировки лошадей, много читает, старается внести в свое выступление что-то собственное, оригинальное, обдумывает новые трюки и… вынашивает планы создания конной труппы.

С каждым выступлением растет искусство молодого джигита, он приобретает широкую известность, его приглашают лучшие цирки не только России, но и Европы. Он демонстрирует самобытную джигитовку, основанную на конно-спортивных играх не только осетин, но и других народов, он создает целый ряд сложнейших трюков, один из которых – пролезание меж задних ног лошади с выходом на ее круп на полном скаку до сих не повторил ни один наездник.

Конные трюки всегда смотрятся эффектно
Конные трюки всегда смотрятся эффектно

В 1928 году наконец-то осуществилась мечта Алибека Тузаровича. Вместе со своими единомышленниками он создает первую национальную конную труппу. И с первых же дней выступления принесли ей громкую славу. Труппа много гастролирует, выезжает за границу и везде с триумфальным успехом. Яркое, темпераментное зрелище захватывало публику и держало в напряжении до последней секунды. Достаточно сказать, что после выступления на арене всемирно известного английского цирка "Олимпия" его владелец Миллс обнял Кантемирова и сказал:

– Сэр, ваше выступление – фурор. Ничего подобного я никогда не видел. Я преклоняюсь перед вами.

А вот что говорил австралийский дрессировщик Джеральд Хайд: "Мистер Алибек наиболее выдающийся наездник, которого я когда-либо видел". Десятки вырезок из журналов, газет, письма, отзывы зрителей восторженных, хвалебных рецензий, хранящихся в семейном архиве, лучше всего говорят, сколь велико было мастерство Алибека Кантемирова, как популярна во всем мире труппа "Али-Бек".

Но самой высокой наградой все же были его наследники, сыновья и внуки, продолжатели не только рода Кантемировых, но и династии цирковых наездников Кантемировых. Хасанбек, Ирбек, Мухтарбек. Эти имена столь же знамениты в цирковом мире, как и Алибек. Его сыновья, его ученики, которыми он гордился. Как и именами десятков других учеников, ставшими гордостью советского, российского цирка. А в конце 1960-х на манеж на полном скаку влетело третье поколение Кантемировых – внуки Алибека.

На войну ушли из труппы все джигиты Алибека – все, кому позволил возраст. Из двенадцати ребят вернулись двое, обученные лошади погибли все. Алибек снова начал почти с нуля – хорошо, сыновья в возраст вошли, опорой стали. Только отстроили аттракцион, вошли в ритм, как Кантемировых потребовали на самый верх.

Существует легенда, что после восстановления конной труппы Кантемиров был вызван «на самый верх». Дело в том, что товарищ Сталин в это время ревностно следил за развитием и успехами других стран не только в оборонной области, но и в других отраслях жизни. В том числе, он смотрел яркие голливудские вестерны, сюжет и динамика которых захватывала зрителей. Однако советский кинематограф не снимал фильмов с крутыми трюками наездников. И это было недопустимо!

Алибеку Тузаровичу позвонили из Министерства культуры СССР с предложением создать такие постановки для динамичных сцен в кино. На Терском  конном заводе Алибек выбрал лучших лошадей: сам всевластный Буденный разрешил брать любую лошадь. Первым фильмом Алибека был "Смелые люди". Картина едва не на четверть состояла из конных трюков и Кантемиров-старший самолично разработал их все. И, главное, знаменитую подсечку – переворот лошади через голову вместе с всадником, ту самую подсечку, без которой немыслимы советские «вестерны» вплоть до «Неуловимых мстителей».

Договор на съёмку разрешал  загубить в трюковых экспериментах семь-восемь лошадей, Кантемировы сберегли всех – ни единой травмы лошади не получили! Вместе с Буденным восхищался весь советский народ. Аншлаги в кинотеатрах, Аншлаги в цирке – на афишах так прямо и писали, что Кантемировы снимались в «Смелых людях». Потом будет еще 50 с лишком фильмов, крепко стоящих на трюках Алибека и его сыновей, и снятых при их участии:  от «Заставы в горах» до «Неуловимых мстителей».

Когда древние греки, не знавшие в ту пору верховой езды, впервые столкнулись со скифами, они приняли их за кентавров. Предки осетин – аланы – скифского происхождения,  так изумляться ли, что у осетина особенные отношения с конем? Человек в седле и конь под ним – единое целое, общие плоть и дух, гармония движений и общение без слов. И никакого насилия – только ласка,  все Кантемировы подчеркивают это особенно.

Они не покоряют и не укрощают коня – с ним договариваются, его обучают. «На то человеку даны мозги», – усмехается
Маирбек. Конь – друг и брат, конь – член семьи, его берегут, а гибель переживают. Но этого греха на Кантемировых нет: их конные трюки придуманы так, чтобы лошади не страдали.

Конь для джигита настоящий верный Друг
Конь для джигита настоящий верный Друг

Сегодня этих благородных животных массово не используют ни в сельском хозяйстве, ни в военном деле. Однако их красоту и мощь можно наблюдать в спорте и на цирковых аренах. Относиться к этому можно по-разному, но зрелище укрощенной стихии неизменно вызывает чувство восхищения. И, конечно, возникает уважение к людям, которые знают и понимают лошадей, умеют о них заботиться. Рискуя своим здоровьем, выходят на новые уровни владения собственным телом и единением человека и животного.

Последний раз дедушка Алибек выехал на манеж в день своего 90-летия. Каждый в Осетии, да и профессионалы циркового дела, каскадеры знают фамилию Кантемировых, династия которых началась с мечты ребенка, преодолела годы нестабильности, войны, но выжила и стала фундаментом для развития конно-циркового искусства во всем мире. Кантемировы передавали от отца к сыну куда большее, чем профессиональные навыки, – истинно горскую чистоту помыслов, бережное отношение к людям и коням, кодекс чести, мужество и благородство.

Читайте мою статью о сыне Алибека, Мухтарбеке Кантемирове, блестящем актёре, создателе конного театра "Каскадёр".

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.