Найти тему
Сценарист.ру

Школа драматургии. Урок первый. Как выглядит сценарий.

Юрий Белянский

Урок первый

Сценарий начинающего киносценариста
Сценарий начинающего киносценариста

КАК ВЫГЛЯДИТ СЦЕНАРИЙ

Сценарий — это прикладное произведение, которое ни в малейшей мере не предназначено для чтения людьми, не участвующими с производстве фильма. В сценарии должно присутствовать последовательное описание сцен, которые надо снимать. И больше ничего.

Прежде чем приступить к работе, следует избавиться от некоторых иллюзий.

Первое: зритель никогда не будет специально готовиться к просмотру Вашего фильма, поэтому рассчитывать на его предварительные знания (исторические, технические и т.п.) — абсурдно.

Второе: зритель всегда недоброжелателен, если ему станет скучно, смотреть дальше он не станет. Поэтому пишите вещи интересные, неожиданные и захватывающие, рассчитывайте на постороннего человека, а не друга.

Третье: кино — это производство, часто описанные в сценарии погода, здания, интерьеры окажутся недоступны. Снимать придётся, где придётся и что придётся. Но это не должно повлиять на Вашу историю. Поэтому не пишите "на небе не было ни облачка", никто не будет ждать две недели наступления ясной погоды. Не пишите также бессмысленные мелочи типа "герой был одет в красную рубашку и зелёные штаны в клеточку". Напишите лучше "герой одет безвкусно" и поставьте этим задачу режиссёру и художнику по костюмам. (Исключение, "когда зелёные штаны в клеточку" являются сюжетообразующей деталью. Об этом подробнее — в уроке, посвящённом деталям).

Четвёртое: зритель ленив, он никогда не будет воспринимать Ваши идеи из текста, который произносится с экрана. Более того, он и прислушиваться к этому тексту не будет, разве что к репликам, касающимся событий Вашей истории. Помните, если герой говорит умные вещи, для зрителя это означает только то, что герой умный, ничего другого. А Ваши идеи воплощаются только через событийный ряд. Исключений не бывает.

Сценарий в идеале должен состоять из двух компонентов: ремарка и диалог. Каждая сцена (в советском кино говорили "эпизод", что теоретически неверно) должна начинаться с указания места действия. Например, "Берег озера. Натура. День". А дальше Вы пишите что-то вроде "герой сидит с удочкой" или "герой едет на велосипеде к мосту". Что он видит и чувствует к сценарию не имеет отношения.

Дальше что-то вроде:

"На мосту стоит девушка. Герой её видит, начинает притормаживать. Подъхав к девушке, он останавливается. Девушка смотрит на воду. Герой негромко покашливает. Девушка поднимает голову и смотрит на него. Герой (с улыбкой): "Чудесная сегодня погода".

Девушка смотрит на героя. В глазах её блестят слёзы. Герой перестаёт улыбаться.

Девушка: "Мой парень погиб в Чечне."

Или другой пример. Никогда не пишите в сценарии таких вещей: "когда герой пришёл в себя". Опишите "как" герой пришёл в себя. "Лес. Натура. Утро. С ветки взлетает ворона. Качнувшись, ветка задевает соседнюю, сухую. Сухая ветка падает на спину лежащему на груде листьев герою. Стон. Не поднимая головы, он рукой сталкивает ветку со спины". Из этого движения зрителю становится ясно, что в предыдущей сцене героя не убили, а только ранили. Из дальнейших действий героя можно заключить насколько ранение было тяжёлым — вскочил на ноги, застонал и повалился или повернул голову и снова впал в забытьё и т.д.