Однажды в Королевских ВМС Норвегии решили, что старые патрульные катера класса Hauk им надоели и хочется чего-то новенького. Для создания новенького запустили "Project SMP 6081", а производство решили развернуть на небольшой верфи UMOE Mandal AS в Норвегии.
Как мы знаем, инженеры-судостроители - люди творческие, поэтому на старте проекта возникло множество идей: "А давайте сделаем катамаран, нет давайте лучше ховеркрафт, а нет лучше стелс". Все идеи были хороши, вследствие чего было принято разумное решение реализовывать их сразу все в одном корабле. Почему бы и нет.
Сочетание в конструкции таких разных решений, как катамаран и ховер, наделило корабль уникальными свойствами. Так как он катамаран, корабль получил очень хорошую остойчивость, а наличие воздушной подушки снизило осадку до 0,8 метров. В сочетании с турбинами мощностью 16000 лс и водомётными движителями это сделало его самым быстрым боевым кораблём в мире на момент создания (60 узлов или 110 км/ч). Конструкция действительно оказалось удачной. Особенностями корабля заинтересовались американские ВМС, в дальнейшем один корвет проходил испытания в США.
Про стелс тоже не забыли. Корпус выполнен из углеволокна, безэховых и радиопоглощающих материалов. В конструкции вообще по минимуму использован металл, а то что обязано быть металлическим сделано без выступов (например, люки, оправы иллюминаторов, и прочее). Таким образом радиолокационная заметность корабля снижена до уровня прогулочной яхты.
Кстати говоря, поначалу корабль классифицировался как "торпедный катер". Но позже норвежцы заметили, что торпед на борту нет, а есть вполне достойное радиоэлектронное и ракетное вооружение, и назначили корабль корветом.
О вооружении.
На первый взгляд у нас тут только одинокая 76-мм пушка ОТО Melara Super Rapid (способна вести огонь по морским и воздушным целям, частично - по ракетам). Но это обманчивое впечатление.
В кормовой части корпуса в скрытых нишах находятся 8 противокорабельных ракет Kongsberg Naval Strike Missile SSM. NSM способна уничтожить всё, что условный противник считает кораблём, в радиусе 185 км (и даже больше), а также наносить удары по наземным целям. Как мы уже знаем, эти ракеты настолько хороши, что выбраны для оснащения кораблей класса LCS Independence ВМС США.
Радиоэлектронное оснащение
Из радиоэлектронной начинки на борту есть очень интересные вещи. Корабль вооружен трехкоординатной РЛС Thales MRR-3D-NG, которая выполняет все возможные функции, какие только может выполнять РЛС на корабле: воздушное и надводное наблюдение, отслеживание и классификацию целей, самозащиту, наведение оружия.
Кроме РЛС Thales, для управления огнем используется Saab’s CEROS (Celsius Tech Radar and Optronic Site) 200. В РЛС УО CEROS используется множество датчиков: инфракрасные, электрооптические, телевизионные и лазерные. Согласно заявлению Saab, CEROS способен обнаруживать низколетящие ракеты, с помощью запатентованного алгоритма.
Для сопровождения целей в пределах прямой видимости используется электронно-оптический сенсор EOS 500 (не путать с фотоаппаратом Canon). Это инфракрасный и оптический датчик с лазерным дальномером. Он способен сопровождать до 4 целей одновременно.
Для обнаружения ракет противника используется система предупреждения о радиолокационном облучении Harris L3 CS-3701. Эта установка способна обнаружить и распознать излучение РЛС управляемой ракеты, определить направление угрозы и выдать необходимые данные в систему боевого управления корабля.
В дополнение к малой заметности, корабль имеет возможность запуска ложных целей. Для этого предназначена установка Multi Ammunition Softkill System производства компании Rheinmetall. Она подключена к системе боевого управления корабля и способна противодействовать современным ПКР с разными системами наведения (ультрафиолетовыми, оптическими, радиолокационными и лазерными).
Характеристики корвета
Длина: 46,9 м Ширина: 13,5 м Высота: 15 м (на подушке)
Осадка: 0,7 м (на подушке)
Осадка: 1,9 м (без подушки)
Скорость: до 60 узлов
Водоизмещение: 260 тонн
Главные двигатели:
2 газовые турбины Rolls - Royce Allison 571 KF 6000 кВт (2 х 8160 л.с.)
Вспомогательные системы:
2 вспомогательных двигателя: MTU 6R 183 TE52 275 кВт
двигатель: MTU 12V TE92 735 кВт
2 маневровых двигателя: MTU 6R TE 92 370 кВт
Генератор : 440 В, 60 Гц, 3 фазы, 228 кВт
Силовая установка:
2 x 80 см водомет KaMeWa
Основное орудие:
76 мм Oto Melara Super Rapid
Подытожим.
Лучшее оружие - это не обязательно самое дальнобойное, мощное и летальное. Лучшим становится вооружение, созданное для конкретных целей, разработанное для тех условий, в которых будет работать. В этом смысле "Skjold" точно находится на своем месте: только представьте, как этот малозаметный быстрый корвет скрытно маневрирует среди узких проливов, появляется из ниоткуда, наносит удар и исчезает с радаров. Благодаря высокой скорости он уходит от преследования, быстро меняет позицию и снова наносит неожиданный удар.
"Skjold" - отличный пример, как надо разрабатывать оружие. Не нужно пытаться охватить необъятное. Нужно ставить четкие цели, исходя из имеющихся условий, и добиваться их достижения.
Больше новостей в нашем ТЛГ;
Больше аналитики о военно-политической обстановке.
Будь человеком, поставь лойс и выскажи свое мнение!
#военная техника #вооружение #военные технологии #флот #нато #оружие #ракеты #корабль #телеграм #телеграмм канал