Найти в Дзене
Диванные войска

Корветы "Skjold": самый быстрый (уже нет) боевой корабль в мире

Однажды в Королевских ВМС Норвегии решили, что старые патрульные катера класса Hauk им надоели и хочется чего-то новенького. Для создания новенького запустили "Project SMP 6081", а производство решили развернуть на небольшой верфи UMOE Mandal AS в Норвегии.

Корвет класса Skjold (фото МО Норвегии)
Корвет класса Skjold (фото МО Норвегии)

Как мы знаем, инженеры-судостроители - люди творческие, поэтому на старте проекта возникло множество идей: "А давайте сделаем катамаран, нет давайте лучше ховеркрафт, а нет лучше стелс". Все идеи были хороши, вследствие чего было принято разумное решение реализовывать их сразу все в одном корабле. Почему бы и нет.

Норвежцы любят катамараны: корветы класса Skjold рядом с минным тральщиком Rauma (он тоже катамаран)
Норвежцы любят катамараны: корветы класса Skjold рядом с минным тральщиком Rauma (он тоже катамаран)

Сочетание в конструкции таких разных решений, как катамаран и ховер, наделило корабль уникальными свойствами. Так как он катамаран, корабль получил очень хорошую остойчивость, а наличие воздушной подушки снизило осадку до 0,8 метров. В сочетании с турбинами мощностью 16000 лс и водомётными движителями это сделало его самым быстрым боевым кораблём в мире на момент создания (60 узлов или 110 км/ч). Конструкция действительно оказалось удачной. Особенностями корабля заинтересовались американские ВМС, в дальнейшем один корвет проходил испытания в США.

Корветы на "малых ходах", без использования воздушной подушки
Корветы на "малых ходах", без использования воздушной подушки

Про стелс тоже не забыли. Корпус выполнен из углеволокна, безэховых и радиопоглощающих материалов. В конструкции вообще по минимуму использован металл, а то что обязано быть металлическим сделано без выступов (например, люки, оправы иллюминаторов, и прочее). Таким образом радиолокационная заметность корабля снижена до уровня прогулочной яхты.

Корвет в холодных норвежских фьордах
Корвет в холодных норвежских фьордах

Кстати говоря, поначалу корабль классифицировался как "торпедный катер". Но позже норвежцы заметили, что торпед на борту нет, а есть вполне достойное радиоэлектронное и ракетное вооружение, и назначили корабль корветом.

Корветы в родной верфи во время работ по модернизации
Корветы в родной верфи во время работ по модернизации

О вооружении.

На первый взгляд у нас тут только одинокая 76-мм пушка ОТО Melara Super Rapid (способна вести огонь по морским и воздушным целям, частично - по ракетам). Но это обманчивое впечатление.

Главный (и единственный) калибр корабля - 76-мм пушка ОТО Melara Super Rapid
Главный (и единственный) калибр корабля - 76-мм пушка ОТО Melara Super Rapid
Автомат заряжания
Автомат заряжания

В кормовой части корпуса в скрытых нишах находятся 8 противокорабельных ракет Kongsberg Naval Strike Missile SSM. NSM способна уничтожить всё, что условный противник считает кораблём, в радиусе 185 км (и даже больше), а также наносить удары по наземным целям. Как мы уже знаем, эти ракеты настолько хороши, что выбраны для оснащения кораблей класса LCS Independence ВМС США.

Скрытное размещение ракет необходимо для снижения радиозаметности
Скрытное размещение ракет необходимо для снижения радиозаметности
Пуск NSM с борта корвета
Пуск NSM с борта корвета
Вот для чего нужен прямоугольный вырез в корме
Вот для чего нужен прямоугольный вырез в корме
Для самообороны есть 12,7-мм пулеметы
Для самообороны есть 12,7-мм пулеметы

Радиоэлектронное оснащение

Из радиоэлектронной начинки на борту есть очень интересные вещи. Корабль вооружен трехкоординатной РЛС Thales MRR-3D-NG, которая выполняет все возможные функции, какие только может выполнять РЛС на корабле: воздушное и надводное наблюдение, отслеживание и классификацию целей, самозащиту, наведение оружия.

Радиоэлектронное оборудование корабля
Радиоэлектронное оборудование корабля
РЛС Thales MRR-3D-NG
РЛС Thales MRR-3D-NG

Кроме РЛС Thales, для управления огнем используется Saab’s CEROS (Celsius Tech Radar and Optronic Site) 200. В РЛС УО CEROS используется множество датчиков: инфракрасные, электрооптические, телевизионные и лазерные. Согласно заявлению Saab, CEROS способен обнаруживать низколетящие ракеты, с помощью запатентованного алгоритма.

РЛС УО CEROS 200
РЛС УО CEROS 200

Для сопровождения целей в пределах прямой видимости используется электронно-оптический сенсор EOS 500 (не путать с фотоаппаратом Canon). Это инфракрасный и оптический датчик с лазерным дальномером. Он способен сопровождать до 4 целей одновременно.

Электронно-оптическая станция слежения EOS 500
Электронно-оптическая станция слежения EOS 500

Для обнаружения ракет противника используется система предупреждения о радиолокационном облучении Harris L3 CS-3701. Эта установка способна обнаружить и распознать излучение РЛС управляемой ракеты, определить направление угрозы и выдать необходимые данные в систему боевого управления корабля.

 Система CS-3701 (l3harris.com)
Система CS-3701 (l3harris.com)

В дополнение к малой заметности, корабль имеет возможность запуска ложных целей. Для этого предназначена установка Multi Ammunition Softkill System производства компании Rheinmetall. Она подключена к системе боевого управления корабля и способна противодействовать современным ПКР с разными системами наведения (ультрафиолетовыми, оптическими, радиолокационными и лазерными).

Система активной защиты Multi Ammunition Softkill System (MASS)
Система активной защиты Multi Ammunition Softkill System (MASS)
Постановка помехи системой MASS
Постановка помехи системой MASS

Характеристики корвета

Длина: 46,9 м Ширина: 13,5 м Высота: 15 м (на подушке)
Осадка: 0,7 м (на подушке)
Осадка: 1,9 м (без подушки)
Скорость: до 60 узлов
Водоизмещение: 260 тонн
Главные двигатели:
2 газовые турбины Rolls - Royce Allison 571 KF 6000 кВт (2 х 8160 л.с.)
Вспомогательные системы:
2 вспомогательных двигателя: MTU 6R 183 TE52 275 кВт
двигатель: MTU 12V TE92 735 кВт
2 маневровых двигателя: MTU 6R TE 92 370 кВт
Генератор : 440 В, 60 Гц, 3 фазы, 228 кВт
Силовая установка:
2 x 80 см водомет KaMeWa
Основное орудие:
76 мм Oto Melara Super Rapid

Подытожим.

Лучшее оружие - это не обязательно самое дальнобойное, мощное и летальное. Лучшим становится вооружение, созданное для конкретных целей, разработанное для тех условий, в которых будет работать. В этом смысле "Skjold" точно находится на своем месте: только представьте, как этот малозаметный быстрый корвет скрытно маневрирует среди узких проливов, появляется из ниоткуда, наносит удар и исчезает с радаров. Благодаря высокой скорости он уходит от преследования, быстро меняет позицию и снова наносит неожиданный удар.

"Skjold" - отличный пример, как надо разрабатывать оружие. Не нужно пытаться охватить необъятное. Нужно ставить четкие цели, исходя из имеющихся условий, и добиваться их достижения.

Больше новостей в нашем ТЛГ;

Больше аналитики о военно-политической обстановке.

Будь человеком, поставь лойс и выскажи свое мнение!

#военная техника #вооружение #военные технологии #флот #нато #оружие #ракеты #корабль #телеграм #телеграмм канал