Найти тему

Поженились, «жили долго и счастливо», «вместе и в горе, и в радости»… И так на протяжении пятидесяти лет…

С этой удивительной семьей я познакомилась в 2003 году. По заданию редакции отправилась писать про замечательное событие – 50-летие их совместной жизни.

Но, каюсь, по молодости лет отнеслась к заданию несколько легкомысленно. Нет, я добросовестно расспросила мужа и жену, тщательно записала их историю и выдала статью. И на время забыла о них… И лишь спустя годы, я осознала, с кем свела меня судьба.

Увы, сделанного не воротишь: ни мужа, ни жены уже нет в живых, даже их общей фотографии у меня не сохранилось. Нет больше возможности прийти к ним в уютную квартирку и порасспросить о недосказанном. Ведь у каждого жизнь – как увлекательная книга: полна событий, резких поворотов и счастливых случайностей.

Но, спасибо электронным хранителям информации, у меня сохранилась та статья… И сегодня у вас есть возможность немного познакомиться с этой замечательной семьей.

Вот таким был Василий Иванович, когда я с ним познакомилась в 2003 году (фото из семейного архива Соколовых)
Вот таким был Василий Иванович, когда я с ним познакомилась в 2003 году (фото из семейного архива Соколовых)

«Недалеко от Киевского вокзала, в «высотке» на Кутузовском проспекте живет-поживает необычная семья: он – профессор, она – его студентка. Ну и что же тут необычного, подумаете вы. Да таких историй по Москве и не сосчитать. Историй-то, конечно, много, но такой, чтобы почти как в сказке: поженились и «жили долго и счастливо», «вместе и в горе, и в радости»… И так на протяжении пятидесяти лет… Нет, таких историй я думаю, наберется немного.

Супруги Соколовы в этом году отметили золотой юбилей своей свадьбы, собственно это событие и привело меня к ним. Еще до нашей встречи, пораженная цифрой совместного проживания, я пыталась высчитать их возраст, получалось никак не меньше 70 лет. На деле же, оказалось, что, если с возрастом жены я практически не промахнулась, то в мужниных годах ошиблась аж на два десятка! Удивлены? Заинтригованы? Но все по порядку.

Так получилось, что я пришла к их дому на Кутузовском на 45 минут раньше договоренности, и чтобы не мерзнуть на улице, решила погреться в подъезде. Любознательная консьержка тут же выспросила к кому я, и по какому поводу. Узнав, что по случаю такого замечательного события, понимающе закивала головой и разахалась: «Надо же, сколько лет вместе!». Но вот, наконец, я в квартире юбиляров и с интересом слушаю их необычную историю любви.

Василий Иванович Соколов (фото из семейного архива Соколовых)
Василий Иванович Соколов (фото из семейного архива Соколовых)

В 1950-м году молодой профессор Василий Иванович Соколов начал преподавать в Московском государственном университете прикладной биотехнологии. Его внимание сразу же привлекла одна из студенток. Нинель Смирнова была образцовой ученицей: старательной, ответственной и любознательной. Словом – мечта любого преподавателя. Но больше всего Василия Ивановича удивляла часто мелькавшая грусть в глазах девушки. Уже потом, познакомившись поближе, он понял причину этой грусти. Ее отца, служившего в штабе армии маршала Блюхера, расстреляли в 37-м по многострадальной 58-й статье, а мать выслали в Сибирь. Семилетнюю Нинель спасли от репрессии, отправив к бабушке в Уссурийск, где она и прожила до окончания школы.

Была мечта поступить в институт иностранных языков и Нинель поехала покорять столицу. Здесь, сдав все экзамены в выбранный вуз, она скрыла в анкете, что является дочерью «врага народа». Но в конце августа, резко изменив планы, забрала документы и перевелась в биотехнологический. Сейчас, по прошествии стольких лет, Нинель Николаевна ничуть не жалеет о своем решении. Обман бы все равно раскрыли, а так судьба свела их с Василием Ивановичем.

Забегая вперед, надо сказать, что прилежная студентка Нинель, выйдя замуж, решила не продолжать своей научной карьеры, а стала настоящей профессорской женой. Этакой современной Софьей Андреевной Толстой во всем помогавшей мужу: и в быте, и в научных исследованиях. В чем он до сих пор ей благодарен и говорит, что многие задумки состоялись лишь с ее помощью…

А тем временем на втором курсе появился новый предмет – «Сопротивление материалов», а с ним и новый преподаватель. В 37-летнего профессора Нинель влюбилась сразу же (видимо, действительно, судьба сыграла свою роль), но не показывала вида, считая это чувство любовью ученицы к учителю. Василий Иванович был иного мнения и первым сделал шаг к сближению, а через два года они поженились. Но сначала Соколов получил «родительское» благословение у ректора университета: шутка ли, профессор женится на своей студентке. Но ректор с пониманием отнесся к их чувствам, сказав, что иных преподавателей увольнять приходится за амурные шуры-муры на рабочем месте, а раз в этом случае все серьезно, то препятствий никаких.

Так и зажили молодожены в крохотной комнатушке в девять метров на Грузинском валу. Потом родилась дочь Людмила, и жилищные условия стали еще более стесненными. Но во всех инстанциях, куда бы ни обращался ученый, везде неизменно следовал отказ: тогда по закону на человека было положено 3 метра, а у них выходило по 3,2. Ситуация разрешилась благодаря вмешательству знаменитого химика, депутата Несмеянова, на имя которого было подано прошение в Верховный Совет. И через несколько месяцев семья справляла новоселье в «высотке» на Кутузовском в компании с известным артистом Бабочкиным, режиссером Герасимовым и другими известными деятелями искусства, науки и культуры.

Нельзя сказать, что жизнь преподносила им все на блюдечке с голубой каемочкой. Это потом появились десятки книг и признание В. И. Соколова единственным в стране и мире специалистом по центрифугам. Это сейчас его труд «Современные промышленные центрифуги», переведенный на немецкий, в Германии почитают за библию. А в начале карьеры ученые степени и регалии Василию Ивановичу не были выписаны по праву наследования сановитыми родителями. Нет, сын расстрелянного протоиерея Иоанна Даниловича Соколова прошел долгий путь от рабочего до профессора.

Не закончив школы, он ушел на завод, где за успехи в общественной работе и получил путевку на учебу в Менделеевский институт. Химическая специализация поначалу испугала: об этом предмете Василий тогда имел весьма смутное представление. Но начальник сказал: «Тебе не все ли равно, где учиться?!», и дальнейшая судьба Василия была решена. Занимаясь на вечернем отделении, приходилось многие вопросы изучать самостоятельно, и через некоторое время он перевелся на дневное отделение, чтобы больше времени отдавать науке. А потом была аспирантура, защита кандидатской и докторской диссертаций, преподавание в биотехническом, где и состоялось знакомство с будущей женой. Так судьба, целенаправленно подводившая их друг к другу, совершила полный круг и соединила жизни двух влюбленных вместе.

Пятьдесят лет прошло… Целая жизнь… За это время много чего случилось. Родился сын, который пошел по стопам отца и тоже стал ученым, но уже в области математики. А вскоре развалилась огромная держава под названием Советский Союз, и ученые со своим исследованиями стали никому не нужны. Василий Иванович, например, не получает бесплатных лекарств только потому, что считается работающим пенсионером. Хотя является участником обороны Москвы и даже имеет медаль Защитника. Но не хватает каких-то бумаг, которые уже нет сил собирать и оформлять 90-летнему профессору. А Нинель Николаевна, все силы отдавшая родному институту, не может выбить себе путевку в санаторий, по закону положенную ей раз в три года. Словом, проблем, как и везде, предостаточно.

Но семья Соколовых не унывает. «Мы прожили честную жизнь, - говорит Нинель Николаевна. - Вырастили хороших детей, воспитываем внуков». А самой главной «материальной» ценностью они считают свою любовь друг к другу, которую пронесли через долгие пятьдесят лет.

Когда я уходила, пожелав счастливым «новобрачным» отметить и коронную свадьбу (75-летие совместной жизни), консьержка поинтересовалась:

- Ну, как, у них дома? Порядок?

- У них в душах полный порядок, - совершенно искренне ответила я».

Ставьте лайки и не забывайте подписываться на мой канал!!!