Хит Netflix демонстрирует наше коллективное невежество в отношении функционирования капитализма
Как киноразвлечение, "Игра в кальмара" - фантастический сериал. Я задохнулся и вцепился в кресло от ужаса еще до того, как закончился первый эпизод. Съемочная работа великолепна, декорации дикие, саундтрек жуткий, а актеры блестяще справляются со своими ролями. Если бы "Игра в кальмара" предназначалась только для развлечения, я бы без проблем рекомендовал ее друзьям и родственникам.
Но "Игра в кальмара" не предназначена только для развлечения. Это культурная сенсация, привлекающая внимание к неудачам современного капитализма. Это политический комментарий.
И с этой точки зрения "Игра в кальмара"... не очень.
Позвольте мне начать с того, что я тоже не являюсь поклонником того, как обстоят дела сейчас. Здравоохранение безумно дорого и недоступно во многих местах, включая США. Наши системы социальной защиты для людей, находящихся в самом низу общества, крайне недостаточны. Я думаю, что всеобщий базовый доход и национальные программы здравоохранения могли бы стать фантастическим решением этих проблем.
Учитывая все это, я ожидал, что мне понравится это шоу еще до его просмотра. Я был готов к жёсткой критике того, как сейчас работает наша экономика. Но я был крайне разочарован.
Давайте начнем с самого начала
Смысл "Игры в кальмара" заключается в том, что группе людей с большим количеством долгов систематически предлагают принять участие в игре. Таинственный человек в костюме играет с ними в детскую игру и присуждает им 100 000 вон в качестве денежного приза. Это примерно 84 доллара США, хотя очевидно, что в Южной Корее 84 доллара США стоят гораздо больше, чем здесь. Если они проигрывают в игре, их бьют по лицу. Большинство из них с радостью соглашаются получить несколько десятков пощечин, чтобы выиграть 84 доллара.
Для сюжета важно, что эти люди нищие. У них огромные долги перед всевозможными организациями. За некоторыми из них охотятся преступники. Другие не могут позволить себе арендную плату в следующем месяце, и всей их семье грозит выселение. Главного героя "заставили подписать отказ от своих физических прав", подразумевая, что кредитное агентство теперь имеет право избивать его, как ростовщик.
Аллегория заключается в том, что при капитализме нас часто заставляют подписывать неправомерные соглашения. То есть, это так, но я бы не стал приравнивать смехотворно высокую плату за пользование мобильным телефоном к законному разрешению напасть на меня и сломать мне нос. Но я отвлекаюсь.
В любом случае. Я бы тоже вызвался получить несколько раз по морде за 84 доллара, даже учитывая, как это мало за данное действо.
Таинственный человек в костюме дает им визитку. Они все соглашаются встретиться в таинственном месте. После этого они садятся в фургон, их усыпляют против их воли и в бессознательном состоянии перевозят на игровую арену. Там, на этой игровой арене, им говорят, что они играют в "красный свет - зеленый свет" с гигантской девушкой-роботом. Им говорят, что любой, кто будет пойман, будет уничтожен.
Вот в чем загвоздка. Игроки быстро понимают, что это означает быть застреленным.
Остальная часть эпизода — это игра насмерть. Двести из пятисот человек погибают. Чтобы такой сюжет сработал, нужна отличная съемочная группа, и "Игра в кальмара" это сделала. Я все время держался за кресло.
Но в чем именно заключается критика капитализма? В том, что проблемы с деньгами толкают людей на отчаянные поступки? Что людям нужно спрашивать информацию о контракте, прежде чем соглашаться на таинственные игры?
В любом случае, самое разумное, что можно сделать — это уйти. И если большинство людей проголосует за то, чтобы не продолжать игру, они все смогут прекратить игру. Они присоединились как отдельные люди, но выйти они могут только вместе. Если они продолжат игру, то смогут получить часть выигрыша от денежного приза в 38 миллионов долларов США. Этого вполне достаточно, чтобы решить денежные проблемы любого претендента.
Вот критика современного капиталистического общества, которую, как мне кажется, правильно воспринимает "Игра в кальмара". Согласие игроков является коллективным, а не индивидуальным. Многие системы в обществе, такие как инвестиционные планы, гражданские права и медицинские льготы, работают только тогда, когда большинство из нас собирается вместе и действует, чтобы что-то произошло. Сами наши правительства являются демократическими, то есть большинство правит.
С другой стороны, есть много аспектов современного общества, которые не являются коллективными. Например, мы можем уволиться с работы, когда захотим. Поэтому критика капитализма по этому пункту не выдерживает критики.
Но я отвлекаюсь. Большинство игроков принимают очень разумное решение - отменить игры и разойтись по домам.
Они уходят домой... А потом решают вернуться.
Итак, все они возвращаются домой, счастливые от того, что остались живы. Они вновь ощущают ценность своего короткого пребывания на этой земле. Возможно, некоторые из них даже идут в полицию, чтобы расследовать все эти "корпоративные голодные игры".
Вот только они этого не делают. Один персонаж так и делает, но остальные возвращаются к своим денежным проблемам. Банды преследуют их за деньги, банки преследуют их за деньги, а их родители не могут сделать жизненно важные медицинские операции. Зрителю становится ясно, насколько тяжела их жизнь.
"Концепция выбора в условиях капитализма раскрывается на примере пожилой матери Ки Хуна в самом начале сериала. После того как ее отправили в больницу, ей сказали, что если она не сделает операцию на ногах, то их могут ампутировать. Казалось бы, простое решение, верно? Сделать операцию или больше никогда не ходить. Однако, как показывает мать Ки Хуна, помимо того, что она не может позволить себе операцию, быть прикованной к постели означает также не иметь возможности работать. Это означает, что ей некуда вернуться после возвращения из больницы. Мать Ки Хуна "решает" не делать операцию, но был ли у нее выбор, когда операция означала конец того немногого, что у нее было?".
Я нахожу эту сцену глубоко удручающей. На самом деле это очень простое решение. Сделайте операцию на ногах, а с потерей зарплаты и долгами за лечение разбирайтесь потом.
Мне знакома эта проблема. Близкие в моей жизни сталкивались с подобными решениями. Я знаю людей, которые не сделали прививку, потому что не могли позволить себе взять отгул на работе. Я знаю других людей, которые откладывают важную стоматологическую процедуру по аналогичным причинам. Но есть большая разница между отложенной стоматологической проблемой и потерей ног.
Вывод, который я должен здесь сделать: "При капитализме все так же плохо, как и на турнире смерти".
"И действительно, насколько хуже эта игра от их повседневной жизни? В своей повседневной жизни Ки Хун постоянно параноит по поводу ростовщиков, которые причиняют ему физический вред за деньги, которые он должен. У Али даже нет денег, чтобы добраться домой после окончания первой игры. Сэ Бёк и ее брат живут в детском доме. Тот факт, что эти игроки предпочитают соревноваться в игре, которая лишает вас еды и сна (наряду с возможностью быть жестоко убитым), чем вернуться к своей жизни в капиталистическом обществе, говорит о том, насколько ужасна эта система".
Но, вроде как, это не так. Ростовщики, необходимость идти пешком через весь город, жизнь в приютах — все это отстой, но все это лучше, чем участие в смертельном турнире.
На этом месте я обычно останавливаюсь и пытаюсь сопереживать людям. "Эй, я считаю, что жизнь стоит того, чтобы жить, даже если я беден и испытываю трудности, но, возможно, другие так не считают. Не мне об этом говорить". Но если бы вы сказали своему терапевту, что записываетесь на смертельный турнир, потому что вам надоело быть бедным и бороться (и, если бы ваш терапевт вам поверил), ваш терапевт сказал бы, что вы катастрофизируете, а затем принудительно поместил бы вас под наблюдение, потому что вы стали опасны для себя и других.
Пусть начнутся игры (снова)
В итоге 181 человек из 205 решают присоединиться. Именно здесь персонажи начинают дословно повторять: "Там так же плохо, как и здесь". Я закатываю глаза.
Как будто это и так не было ясно, нам показывают подсюжет с участием игрока, которому удается получить инсайдерскую информацию от двух розовых сотрудников. Он узнает, какие игры проводятся заранее.
Заговор раскрывается, и заговорщиков жестоко убивают. Затем фронтмен говорит, перефразируя: "Там, в мире, вас использовали в своих интересах и угнетали. А здесь - нет. У всех вас есть равные возможности выиграть в играх, основанные на вашей собственной удаче и мастерстве".
Вот только игры специально созданы для того, чтобы вознаграждать злое поведение. Я мог бы потратить три тысячи слов, разбирая каждую игру и то, что они означают, но суть, в конечном счете, такова:
"У персонажей, которые играют, чтобы выжить, нет выбора быть хорошими. Игры устроены таким образом, что те, кто пользуется преимуществами и действует за спиной других, вознаграждаются, а те, кто этого не делает, наказываются. Такие персонажи, как Ли, олицетворяющие добродетель и доброту, убиваются, чтобы показать, что просто быть щедрым и трудолюбивым недостаточно для успеха в системе, которая требует топтать других, чтобы добраться до вершины".
Метафора заключается в том, что жизнь при капитализме так же бессмысленна, как игра в пятнашки на жизнь и смерть. Но это не дает представления о том, насколько сложна проблема бедности. Миллионы людей посвятили свою жизнь решению проблемы бедности и до сих пор не добились успеха. Вряд ли это произвольная детская игра.
Тем не менее... мы добились потрясающих успехов! На протяжении большей части истории человечества уровень крайней бедности в мире превышал 90%. Сейчас он составляет менее 9%. И кого мы должны благодарить за это? Капитализм. (И демократию).
Представление о том, что кто-то должен зарабатывать основное право на жизнь, не является уникальным для капитализма. Все когда-либо созданные экономические системы, от примитивных обществ охотников-собирателей до завоевательных империй, основывались на предположении, что люди, которые могут работать, должны работать. Потому что на протяжении большей части человеческой истории, если люди не работали, они умирали.
"Игра в кальмара" реалистична в этом смысле: В природе, если люди не делают все необходимое для выживания, они умирают.
Нам выпало счастье родиться в первый раз в истории человечества, когда у нас достаточно еды, жилья и медикаментов, чтобы накормить и позаботиться обо всех в мире. Возможно, мы - первое поколение, достаточно состоятельное, чтобы считать еду, жилье и медикаменты правом человека, и я думаю, что так и должно быть.
Но это не случайность. Это не естественный ход вещей. Это явно противоестественно, на самом деле, и это прямой результат капитализма.
Антагонисты одномерны
По мере развития сериала нас знакомят с людьми, которые финансируют игры. В отличие от основных актеров, которые говорят только на корейском языке, люди, стоящие за играми, говорят в основном на китайском и английском. Они изображены в дорогих костюмах и украшенных драгоценностями масках.
Хуже того, выясняется, что их мотивом для игр является развлечение. Они сидят на сцене, на которой присутствуют нубийские юноши и девушки, раскрашенные под животных. В то время как они смотрят шоу, другие молодые люди в дорогих костюмах подносят им спиртное. Выбор дизайна очень напоминает декорации "Голодных игр".
Эти элементы делают шоу чрезвычайно увлекательным. Однако они не являются прозорливой критикой капитализма.
Когда в 2012 году в "Голодных играх" использовалась эта эстетика оформления, никто не показывал пальцем и не говорил: "Ого, какая критика капитализма!". Вместо этого мы поняли, что это театрализованное изображение антиутопического общества.
"Игра в кальмара" не использует эти элементы дизайна для изображения антиутопического общества. Они используют эти элементы, чтобы изобразить то самое общество, в котором мы живем. И простите, но я никогда не видел, чтобы миллиардеры занимались подобными вещами.
Миллиардеры делают много странных вещей, большинство из которых неэтичны. Без сомнения. Они совершают радостные поездки на Луну, в то время как экономика сгибается под тяжестью пандемии. Возможно, они даже время от времени устраивают странные тематические вечеринки вроде этой. Но они не собирают сотни людей и не участвуют в смертельных матчах ради развлечения.
Что еще хуже в этих антагонистах, так это то, насколько они абсолютно одномерны.
Все это организовали миллиардеры, и, как объясняет О Иль Нам в конце последнего эпизода, они сделали это потому, что им надоело жить. Им настолько надоело жить, что никакие развлекательные космические полеты не могли вернуть радость в их жизнь. Только проведение смертельных игр могло заставить их почувствовать себя живыми.
Что касается остального персонала игры... их мотивы вообще не обсуждаются. Фронтмену игр дают имя, мы узнаем, что он немного заботится о своем брате, и что он бывший победитель игр, но это все. Все время просмотра я задавался вопросом, что было нужно людям в розовых костюмах, лакеям миллиардеров, но их мотивы даже не раскрываются. Это была бы большая работа - убедить несколько десятков человек участвовать в создании и поддержании гигантского турнира смерти, но сценаристы сериала ожидают, что "им заплатили много денег" само по себе будет удовлетворительным ответом.
Ведь в этом, в конце концов, и заключается весь смысл сериала. Люди будут делать безумные вещи за огромные деньги до тех пор, пока у них не будет огромных денег, и тогда они будут платить другим, чтобы те делали безумные вещи.
"Игра в кальмара" в конечном итоге провалилась из-за нереалистичных персонажей
В конечном счете, "Игра в кальмара" проваливается как политический комментарий, потому что ее персонажи нереалистичны на каждом шагу. Я не могу представить себе реальных людей, которые бы вели себя так, как ведут себя эти игроки - за исключением людей, которые делают ошеломляюще глупый выбор, что лишает политический посыл смысла. Я не могу представить себе миллиардеров, фронтменов или сотрудников, которые бы вели себя так, как ведут себя эти персонажи, никогда.
В реальной жизни плохие парни тоже люди. И чаще всего плохие парни думают, что они хорошие парни.
Но у этих плохих парней нет человечности. Они не думают, что делают доброе дело. Они даже не задумываются о том, что поступают плохо. Похоже, у них нет способности к самоанализу - за исключением О Иль Нама, который на мгновение признает это, говоря, что нам надоело жить, и оправдывает это тем, что ты вызвался добровольцем. О Иль Нам удобно заканчивает разговор смертью, наконец-то "повеселившись" во время "игры".
Конечно, не принимая во внимание, что первоначальные 200 человек, которые умерли, не понимали, для чего они вызвались, и что оставшиеся 181 человека, которые играли, не имели других шансов отозвать согласие. Что случилось с постоянным согласием, выраженным с энтузиазмом?
Загляните в себя. Стали бы вы участвовать в турнире смерти, работать на турнире смерти или иным образом напрямую поддерживать турнир смерти только потому, что кто-то заплатил круглую сумму? Я бы точно не стал. Если бы кто-то даже обратился ко мне с подобным предложением, я бы написал заявление в полицию. Может быть, я необычный.
Прием "Игры в кальмара" делает меня необычным
Судя по тому, как приняли "Игра в кальмара", я необычен. Можно предположить, что "Игра в кальмара" пользуется положительным приемом как язвительная критика капитализма именно потому, что она так легко воспринимается. Это означает, что многие зрители каким-то образом относятся к ней. Предположительно, к игрокам.
Меня глубоко беспокоит, что так много людей находят это шоу родственным.
Неужели так много людей не знают о том, насколько жалким было существование человека за последние 200 лет? Неужели они не знают, что до недавнего времени крайняя нищета была для людей нормой? Неужели они не знают, что детская смертность составляла до пятидесяти процентов?
Измерения человеческого прогресса показывают, что мы живем в самое сытое, здоровое, безопасное и счастливое время в истории человечества. В глобальном масштабе наше поколение живет лучше, чем когда-либо жило любое поколение людей. Однако большинство людей ошибочно полагают, что сейчас мир живет хуже, чем в прошлом. Это отвратительный провал образовательных систем во всем мире.
Действительно ли столько людей считают, что быть бедным в капиталистической стране настолько неприятно, что они скорее умрут в смертельном турнире, пытаясь выиграть 38 миллионов долларов США?
Заключение
Есть несколько отдельных моментов, в которых "Игра в кальмара" заставляют меня сказать: "Знаете, это касается того, что мы живем в мире с такой проблемой". Но то, как они бессовестно помещают "Игру в кальмара" в реальный мир и подразумевают, что бедность эквивалентна участию в турнире смерти, — это слишком для меня.
В мире много проблем. Мы не надеемся решить ни одну из этих проблем, если не начнем хотя бы с трезвой оценки того, что это за проблемы. Катастрофизм ни к чему не приведет. Не поможет и обвинение миллиардеров в том, что они бессердечные злодеи.
На самом деле нам, скорее всего, понадобится помощь этих якобы злых миллиардеров, чтобы решить некоторые из наиболее острых глобальных проблем. Хорошо, что многие из них делают добросовестные попытки отдать деньги на благотворительность, даже если у нас есть тысяча и одна жалоба на то, как они это делают.
#тв шоу #рецензия на сериал #обзор сериала #игра в кальмара #фурор #мнение #сериалы netflix #netflix