XV век. В то время, как в средневековой Западной Европе трубадуры прославляли красоту бесплотных дам без кровинки в лице, художники итальянского Ренессанса осмелились изображать не просто богобоязненных дев с опущенными долу глазами, но женщин, прекрасных в своём торжестве цветущей молодости, с густыми волнистыми волосами, похожими на струящийся шёлк или расплавленное золото, и лилейной кожей, сквозь которую просвечивал нежный румянец.
В 1469 году бразды правления Флоренцией перешли к двадцатилетнему Лоренцо де Пьеро ди Медичи, которому молва дала имя «Лоренцо Великолепный». Юноша воспитывался в традициях гуманизма и стал покровителем искусств Ренессанса – мостика от аскетичного Средневековья, отрицавшего радости земной жизни и её краски, к свету Возрождения.
Давайте сравним, как менялся женский портрет в итальянской живописи XV-XVI веков.
Пьеро делла Франческа. «Портрет Баттисты Сфорца» («Урбинский диптих»), 1465–1472. Галерея Уффици, Флоренция
Баттиста Сфорца, герцогиня Урбинская, была второй женой Федериго да Монтефельтро, с которым она и изображена на портрете кисти делла Франческа, именно поэтому второе его название – «Урбинский диптих».
Свободно говорила на греческом и латыни и даже выступила с речью перед папой Пием II. Вышла замуж за Федериго де Монтефельтро, который был старше на 24 года, в 13 лет. Несмотря на разницу в возрасте, брак стал счастливым: современник называл супругов «двумя душами в одном теле», а сам Федериго любовно характеризовал Баттисту как «очарование в моей общественной и личной жизни». Баттиста часто сопровождала мужа на официальных мероприятиях, он советовался с ней в вопросах, связанных с государственными делами.
Герцогиня Урбинская была матерью пятерых дочерей, а в 1472 году наконец-то родила сына Гвидобальдо, которому суждено было стать кондотьером, покровителем искусств и меценатом. Она так и не оправилась от последствий тяжёлых родов и скончалась в том же 1472 году в возрасте 26 лет.
Аньоло Бронзино. «Портрет Лукреции Панчиатики», 1540. Галерея Уффици, Флоренция
Портрет знатной дамы заказал её супруг, Бартоломео Панчиатики, как часть парного портрета. Происходившая из знатного итальянского рода, Лукреция ди Джисмондо Пуччи в 1528 году вышла замуж и долгое время жила при французском дворе, так как Бартоломео был отправлен великим герцогом Тосканы Козимо Медичи во Францию в качестве посла.
Живописец приоткрывает внутренний мир героини, изобразив на её коленях раскрытую книгу: так он подчёркивает её ум, возвышенность и просвещённость, а также объединяет этой деталью портреты обоих супругов.
Писатель, искусствовед Павел Павлович Муратов писал:
«Портрет жены Бартоломео Панчиатики, Лукреции, надо признать лучшим из всех, какие написал Бронзино. Это, кроме того, один из самых совершенных портретов, существующих на свете. Лукреция красива, у нее золотистые волосы и тёмные глаза.<…> Главное в портрете Лукреции – лицо, шея, руки. Волосы очень осторожно тронуты золотом; Бронзино не настаивал на этом мотиве так, как венецианцы. Мастерство живописи, бесподобное тонкое мастерство, достойно лучших вещей Корреджо.<…> Лоб, глаза и особенно переход от света к тени, обрисовывающий щёки, написаны с поразительно тонкой, трепетной чувствительностью».
Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем». Около 1489-1490. Национальный музей, Краков
На знаменитом портрете изображена шестнадцатилетняя Чечилия Галлерани, возлюбленная герцога Миланского Лодовико Сфорца по прозвищу иль Моро.
Девушка, родившаяся в семье дворянина, обучалась латыни, литературе, игре на музыкальных инструментах. Помолвка с Джованни Стефано Висконти, заключённая, когда Чечилии исполнилось 10, была расторгнута через 4 года, а юная красавица ушла в монастырь Нуово. Там ли она встретила герцога и уступила его настойчивым ухаживаниям, или наоборот – Лодовико Сфорца поместил в монастырь прекрасную любовницу, чтобы видеться с ней вдали от любопытных глаз – неизвестно.
«Лодовико не был вульгарен в своих любовных связях. По-видимому, он чувствовал искреннюю привязанность к Галлерани и предоставил в её распоряжение несколько комнат в Кастелло. Он отдал ей также Бролетто Нуово – дворец, некогда принадлежавший Карманьоле. Даровав ей в 1491 году в собственность Саронно, он стремился подчеркнуть своё уважение к ней и воздать должное её достоинствам», – свидетельствует историк династии Сфорца.
В 1491 году, когда Лодовико вступил в династический брак с Беатриче д’Эсте, Чечилия уже была беременна. Она «мила как цветок, и он часто брал меня с собой, чтобы видеть её», – писал о сердечной привязанности герцога посланник Джакомо Тротти. В мае 1491 года Чечилия родила внебрачного сына Чезаре (Cesare Sforza Visconti). Беатриче ревновала супруга, и потому Лодовико был вынужден выдать возлюбленную за престарелого Лодовико ди Брамбилла, графа Бергамино, промотавшего своё состояние.
В этом браке Чечилия подарила мужу четырёх законных детей, позднее неоднократно появлялась при дворе и даже состояла в дружеских отношениях с очередной пассией любвеобильного Лодовико Сфорца – Лукрецией Кривелли (её великий Леонардо запечатлел на другом портрете, известном как «La belle ferronnière»).
Чечилия Галлерани познакомилась с Леонардо в замке Сфорца, приглашала его на встречи интеллектуалов, где обсуждались вопросы философии и другие науки. Она была на «ты» с гениальным мастером, и известен черновик письма, где да Винчи обращается к ней «Возлюбленная моя богиня» (amantissima mia diva).
Софонисба Ангвиссола. «Автопортрет», 1551. Музей Польди Пеццоли, Милан
Художница итальянского Ренессанса – первая, получившая известность. Родилась в аристократической семье, где из семи детей шестеро были девочки, также ставшие художницами. Герцог Альба, чей портрет Софонисба писала, будучи уже хорошо известной, порекомендовал талантливую девушку испанскому королю Филиппу II. Софонисба Ангвиссола была приглашена к испанскому двору, что явилось несомненным признанием её дарования. Стала придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, заслужив её доверие и уважение.
Король Филипп настаивал на том, чтобы Софонисба вышла замуж, ведь ей было уже за 30. Даже появился достойный избранник – дон Франциско де Моканд, однако вскоре возле возвращения в Италию художница овдовела. По пути в родную Кремону она познакомилась с капитаном корабля, на котором плыла. Его звали Орацио Ломеллино, и он был почти вдвое младше Софонисбы, которой в ту пору исполнилось 47.
Читайте также:🐶
Любовь с первого взгляда переросла в счастливый брак, длившийся почти полвека: супруги прожили в любви и согласии до самой смерти Софонисбы, скончавшейся в возрасте 93 лет. Орацио поддерживал жену в её творчестве, ей была отведена отдельная мастерская, а щедрая пенсия от Филиппа II и положение мужа – преуспевающего торговца – позволяли жить безбедно.
Последний автопортрет Софонисба Ангвиссола написала в возрасте 88 лет, уже почти потеряв зрение.
Антонио дель Поллайоло. «Портрет молодой женщины», ок. 1460–1465, Картинная галерея, Берлин
«Портрет молодой женщины», около 1470. Музей Польди Пеццоли, Милан
Одни из моих самых любимых профильных женских портретов. В отличие от бестелесных дам, больше похожих на Мадонн или канонизированных святых, на картинах дель Поллайоло изображены земные женщины, полные жизни. Нежная кожа играет красками, вздёрнутый носик и выдающаяся верхняя губа кокетливого яркого рта подчёркивают характер моделей, а сочные краски роскошных парчовых нарядов с золотым шитьём радуют глаз.
Долгое время ведутся споры об авторстве обеих работ: среди художников, написавших изящные портреты, указывались Пьеро делла Франческа, Андреа дель Верроккьо, Доменико Венециано, Филиппо Липпи, однако сегодня исследователи сходятся во мнении, что лица прекрасных флорентиек принадлежат кисти Антонио дель Поллайоло – одним из веских доводов стало то, что живописец владел техникой обработки золота и бронзы и использовал это, создавая богатые орнаменты платьев.
Не за горами то время, когда монах Джироламо Савонарола, одержимый идеей греховности красоты и роскоши, призовёт флорентийцев к покаянию. Дамы снимут свои роскошные уборы, на улицах вместо песен будут раздаваться псалмы, на площадях запылают «костры тщеславия», в которых погибнут труды Овидия и книги Декамерона, лучшие картины Сандро Боттичелли и музыкальные инструменты.
А пока прекрасные дамы вплетают жемчуг в длинные волнистые косы цвета мёда, перебирают драгоценности, шелка и бархат, чтобы позировать гениальным живописцам своей эпохи для полотен, которые станут бессмертными...
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
До встречи!