Когда-то я был свято уверен, что главное проявление любви к Родине у неравнодушного человека - это бичевание её недостатков. И поэтому я очень вдохновенно смеялся над шутками и анекдотами типа:
"Не ту страну назвали Гондурасом..."
"В СССР самая высокая секретность. Во Франции на одном заводе не знают,
что делают на другом в той же фирме. В Англии в одной лаборатории не
знают, что делают в другой, в соседней. В США сотрудник не знает, что
делают за другим столом. У нас сотрудник сам не знает, что он делает..."
И так далее.
Смешно же? А хвалить свою страну как-то вроде и неприлично даже.
Тем более, что и уважаемые мною люди убеждали в этом. Так, например, Эльдар Рязанов писал о Владимире Высоцком следующее:
"... В те времена подлинное чувство любви к Родине выявлялось в критике, в горечи и боли, а это было неугодно властям. И расцветало показушничество! На поверхность выходили показная демонстрация преданности Отечеству, квасной патриотизм, ложная, хвастливая оценка всех дел в стране. А Высоцкий своими песнями снижал этот фанфаронский пафос, он пел о пороках, язвах, некрасивостях, бездуховности. Пел в открытую, не прибегая к эзопову языку, откровенно и честно. В нём всегда было неистребимо желание принести людям добро, постараться их сблизить, открыть им глаза на тот ужасный мир, который их окружает. И это происходило тогда, когда
образовался огромный дефицит правды, когда парадные, лакированные речи звучали со всех трибун и экранов, когда гнойники не лечились, а закрашивались гримом..."
Ровно 20 лет назад, когда я работал учителем на селе, у меня возникла идея издать книжку со стихами авторов, живших, живущих и работающих в этом самом селе (Тимофеевка, Самарская область). Тогда я очень почитал стихи Игоря Иртеньева и Тимура Кибирова, песни Тимура Шаова; тогда же я и КВНе был не только зрителем, но и участником - поэтому, в частности, моя аннотация к книге содержала такие строки:
"... Всё россиянину неймётся: замордован действительностью до нокаута, тем не менее презирает благополучного американца за его духовную нищету. А что ещё остаётся, если по другим показателям нам крыть Америку нечем?
... В своё время на празднике молодёжи мы лихо спели:
Тимофеевка шагает
Исключительно вперёд.
По району погуляет -
Скоро по миру пойдёт..."
20 лет назад мне это казалось смешным, злободневным и... правильным; виделось признаком настоящего неравнодушия и гражданственности.
В других моих стихотворениях того периода тоже хватало подобного. Вот моё творение образца 2000 года, под названием "Поэма об аспиранте" (отрывок):
"Утро красит чёрной краской
Дырку нашего нуля,
Просыпается с опаской
Вся российская земля...
...Снятся Рио-де-Жанейро,
Лондон, Амстердам, Женева,
Где он ходит ежедневно
На бульвар, на променад,
Где он лекции читает,
Позабыв родной Чапаевск,
На Чапаевск он чихает
Как последний ренегат.
Соблазнила рать святая:
Кинул Русь, живёт в раю,
Пачки долларов листая,
Не тоскует по рублю.
Вроде хочется вернуться
И ворваться в городок -
Ждут его там не дождутся...
Не дождутся.
Не ездок..."
(Как вы уже поняли, здесь идёт отсылка и к советской песне, и к русскому року, и к российской попсе, и к Грибоедову с Есениным).
Как-то в голову мне тогда не приходило такое суждение:
Не начинаем ли мы ругать и бичевать раньше, чем любить и заботиться? На чём основаны наши сарказм и ёрничество, на каком фундаменте? Не будет ли подобное бичевание низведением прежде всего самого себя до ничтожного, жалкого положения? И кто был ничем, тот не может стать всем, потому что не привык что-либо делать со своей жизнью, кроме как ругаться...
Мне понадобились долгие годы, чтобы дозреть до Достоевского, до его "Дневника писателя", пронзившего меня подобно молнии:
"Положительно есть русские люди, боящиеся даже русских успехов и русских побед... Но вся ошибка этих добрых людей в том, что они всегда видели русский прогресс единственно в самооплевании. Самоуважение нам нужно, наконец, а не самооплевание. Не беспокойтесь: застоя не будет..."
И я уже не верю сейчас песне Бориса Гребенщикова "Древнерусская тоска", если честно, особо никакой тоски там не чувствую (тем более, и мелодия там вовсе не тоскливая, а бодренькая такая):
"А над удолбанной Москвою в небо лезут леса,
Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса,
А у хранителей святыни палец пляшет на курке,
Знак червонца проступает вместо лика на доске,
Харе кришна ходят строем по Арбату и Тверской,
Я боюсь, что сыт по горло древнерусской тоской..."
Цинизм - да, а вот тоски и боли не вижу там и в помине.
И ещё, на мой взгляд, - если человек пишет и поёт о "муляжах святой Руси", то никакой Святой Руси для него и близко не существует.
Для сравнения - отрывок из песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова "Горькая моя Родина"...
"Горькая моя Родина,
Нет, нельзя тебя разлюбить,
Пусть судьба не устроена,
Надо веровать, надо жить.
Соловей, голоси,
Всё мне чудится,
Что крещенье Руси
Снова сбудется.
Ещё русская речь
Не задушена,
Ещё сможет сберечь
Слово Пушкина..."
И вот ещё - к вопросу о том, как преподносить нашу историю в кино. Отрывок из статьи журналиста Сергея Тютюнника, посвящённой фильму Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи":
"Я считаю, что о таких вещах, как Новочеркасская трагедия, не нужно снимать кино. Тем более, фильмы на эту тему уже были. В 1992 году был фильм "Разыскивается опасный преступник" о полковнике-танкисте, который отказался выводить танки на площадь и всё потерял, а в итоге и саму жизнь. И был сериал "Однажды в Ростове" о банде Толстопятовых, где расстрелу в Новочеркасске тоже уделено внимание. Если кто-то нуждается в осмыслении трагедии - есть книги, есть документальные свидетельства очевидцев. Это все можно в сети отыскать. У нас, я считаю, перебор с поливанием помоями самих себя, понимаете? Объясню на примерах. У американцев был голодомор. Умерло от 3 до 5 млн. человек с 1929 по 1932 год. В наш голодомор 3, 5 млн. Мы насочиняли целые тома книг об этой трагедии, у американцев - тишина. У нас про ужасы сталинизма целая галерея фильмов, у американцев про маккартизм - ничего. В этом году 200 лет открытия Антарктиды. Где фильм у нас об этом? В 2014 году было 200 лет, как мы взяли Париж. Сняли мы об этом кино? Нет! По соседству идёт война на Донбассе, создал ли что-нибудь об этом русский кинематограф? А украинцы сделали с десяток, наверное, фильмов и развезли повсюду. Там русские, конечно, агрессоры, садисты и так далее. Разве это правильно?.."
(Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d1dfdfa7f053700b0a848cb/dorogoi-tovarisc-konchalovskii-i-ego-dorogie-tovarisci-5f76bbf30d5f8951c93e822a)
Добавлю к этому слова Николая Бурляева: "Бюджет минкультуры должен быть равен бюджету минобороны..."
И в завершении выложу ссылку на видеоролик - как пример того, как я теперь пишу и пою о России. Музыка и исполнение мои, стихи поэта Валерия Шумилина. Теперь уже точно могу сказать: бичевание родной страны (под видом бичевания недостатков) - это уже не моё. И никогда уже не будет моим...
А что об этом думаете вы? Напишите своё мнение в комментариях. За подписки, лайки и репосты также буду благодарен!
#россия #размышления вслух #патриотизм #критика