Найти в Дзене
Жили-были...

Деревенька моя...(11)

Деревенька моя, деревянная, дальняя,

Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой,

Ты в легком платочке, июньского облачка,

В веснушках черемух стоишь над рекой...

народом любимая песня.

Глава одиннадцатая.

Утро на реке всегда отличается от утра вдали от реки. На реке оно всегда парное как бы, то есть сдобрено влагой, тут и тумана может быть часть, утреннего, который плывет над водой, шевеля краями как будто крыльями. Тут и песни пташек малых, утренних, добавляют как будто нехватающих аккордов в утреннюю музыку. То есть, если хочешь по настоящему насладиться рассветом, иди встречать восход солнышка на реку, не забудь и удочку с собой. Только лишь с удочкой в руках человек может услышать и увидеть в полной мере все, что ему захочет показать наша матушка -- природа. Жаль только что с возрастом человека перестает волновать утренняя музыка природы, тут и заботы по хозяйству, работа по добыче хлеба насущного, не до этого людям становится. А жаль.

Уже заканчивалось большое движение гольца к морю, все меньше его оставалось в реке, все больше попадалось мелкого. Весь крупный уже ушел в море, оставив здесь мелочь, которая не вся и в море пойдет, какая - то останется ждать лосось здесь. Но все, кому надо было его наготовить, те уже наготовили и посолили, у многих во дворах под навесами уже вялились аппетитные тушки этой вкусной рыбки, вот подвялится еще немного, задымят по деревеньке коптилки, начнется копчение гольца. А какой он вкусный после коптилки, ууууууййййй! Да если еще хозяин его малосоленым сделал, то вовсе во рту тает эта рыбка.

Иван свою тоже уже второй день как вывесил на улицу, часть подвялить, часть потом в коптилку. Да наверное завтра к вечеру и можно будет начинать коптить, можно будет затапливать коптилку. Сегодня вот съездить за ольхой и за тополем, напилить, наколоть и завтра затапливать.Коптилка у Ивана вместительная, да и то сказать, коптит то он на два дома, какой смысл делать две коптилки, когда и в одной на всех хватает. Да и коптит Иван отменно, даже и окорока свиные отлично получаются, вкусные! Головки кетовые тоже пробовал, тоже на ура идут. Но их уже самые последние коптит, когда уж всю рыбу закоптит.Короче коптилка у Вани дымит с весны и до самых морозов. Раза 2 за лето, а то и три раза приходится только за ольхой ездить да за тополем.

Вот и сейчас, только вышел на улицу после завтрака Иван, а ноги сами понесли проверить, как рыбка готовится на копчение. Больно уж хочется быстрее закоптить да попробовать свеженькой. Прошлогодней и кеты, горбуши еще есть много, но хочется этой, свеженькой. Спасибо матушке -- природе, что вот такая у них рыбка в реке водится, с умом приготовить, так и с пальцами откусить можно. На улице уже и ночью тепло сейчас стало, если так и дальше будет, то скоро надо будет уже и землю пахать, под картошку, а там и огород сажать начинать. Пройдя к сараю со скотиной, Ваня открыл ворота и выпустил на улицу кабана, погулять на свежем воздухе. Здоровый хряк, до осени еще подрастет, осенью, с началом морозов, пойдет под нож. На пол зимы мяса хватит.

Зашел в сарай, посмотрел свинку с поросятами, надо уже поди отделять, хватит мамку свою сосать, большие уже. Вон и стайка им уже готовая, перегнать в нее надо и пусть растут. Так, обходя двор и хозяйство, Ваня думал, с чего начинать день, намечал план работ на день для себя. Долго то не ходил, достал веревки, начал смотреть, сколько взять с собой, когда поедет за ольхой на коптилку. Там же надо будет и увязать бревна на телеге, дорога то не шибко ровная, развалятся, собирай потом.Так от одного дела до другого и начался день. Вроде и не шибко - то что и делал, а два часа пролетело. Пора уж и мерина запрягать да и трогаться в лес, вон и Архип похоже к нему уже идет, тоже за топливом на коптилку собрался.

Выехали со двора часов в 10 наверное, не спеша отправились по дороге за околицу. Ольху заготавливали версты за три от деревни, там как раз ложбина была и там ее много было, густо она там росла и была побольше, чем в других местах. Росла она везде вокруг деревни, но то была мелкая, то сырая больно, а тут она была очень хороша для этих целей.Братья добрались до места быстро, застоявшийся мерин бежал резво, так что доехали быстро. Немного свернув с дороги и проехав вдоль края ложбины вглубь, подъехали к намеченному прошлый раз месту. Ольха стояла как по заказу, высокая, ровная, да и стволики были по ширине не мелкие, как раз на коптилку. Привязав лошадь в стороне от заготовки, принялись за дело.

Управились тоже быстро, напилили от души, только бы вместилось на телегу, самим то можно и пешком до дома дойти, не так уж и далеко.Сели передохнуть, прежде чем начинать грузить на телегу. Жарко, пока работали, то пришлось раздеться, поснимать рубахи, пот так и заливал глаза. Но вот и все, все погрузили, увязали, пора трогаться домой. Тронулись по тихой, пока выехали из леса на дорогу, шли рядом с телегой, лошадь по не наезженной земле тащила воз тяжело, колеса проваливались в мягкую лесную землю. Но вот выехали на накатанную дорогу и дело пошло веселей, получилось и самим сесть на телегу, потихоньку покатили домой.

Добрались до дома не сказать что быстро, но и не сильно то и задержались.Подъехали к воротам, Архип соскочил и открыл проезд, загнали воз во двор и до самой коптилки, там уже и выгрузили. Иван отогнал телегу на место и распряг там мерина, пустил лошадь в огород, пусть отдохнет, поваляется на траве, почешет спину об землю. Прошел до коптилки, вдвоем с братом сложили привезенные дрова в штабелек, потом попилим, поколем и сложим уже под навесик маленький, чтоб дождик не мочил.Сели во дворе на лавку отдохнуть, тело от усталости приятно ломило и как будто почесывалось, сейчас бы в озеро сигануть с мостика и обмыть всю усталость, это было бы дело. Ваня даже пожалел, что распряг лошадь, надо было съездить, ополоснуться, а потом распрягать, ну да ладно.

Пока сидели и отдыхали, к Ивану прибежал сынишка и залез на руки, стал мило болтать с отцом о своих, мальчишеских проблемах. Иван слушал его голосок и радовался, что жена подарила ему такой вот подарок, наследника, радовался сейчас тому, что у него есть кому продолжать его жизнь, кому дальше нести его имя по жизни. Стало быть не зря они жили и живут на земле.

конец одиннадцатой главы.

продолжение следует.