Найти в Дзене
Петр Красильников

Добро пожаловать в банковский концлагерь!

Сегодня не менее трети всех россиян пользуются бесконтактными способами оплаты, такими как пластиковые карты, смартфоны и даже браслеты. Впрочем, карты считаются все-таки более надежным средством. При этом большинство россиян даже и не задумываются над тем, что пресловутый пластик - это не “билет в светлое будущее”, а самый банальный “аусвайс в банковский концлагерь”

История может повториться, только на новом витке развития
История может повториться, только на новом витке развития

Когда это произойдет? Когда за последним россиянином закроются ворота с надписью “Безналичный расчет навсегда сделает вас свободными”? Скорей всего, это случится гораздо быстрее, чем полагают некоторые. Для тех же, кто и вовсе не задумывается по поводу “магии пластика”. такой переход произойдет незаметно, “как-то вдруг”. Если быть более конкретным, то в тот период, когда окончательно будут отработаны технологии обработки больших данных -  big data.

Прежде, чем навсегда поместить вас в банковский концлагерь, его администрация должна знать о вас все или почти все. Именно работа с big data как раз и позволяет установить над личностью абсолютную власть. Это и будет та самая “цифровая экономика”, о которой у нас говорят, как о несомненном благе, как о дороге, ведущей в рай.

Наверняка мало кто задумывается над тем, что для контроля над личностью самым эффективным является контроль над его покупками. И не важно, что он покупает и оплачивает - товары или услуги. Технологии обработки больших данных в таком случае позволяют определить характер личности, его предпочтения, начиная от гаджетов и заканчивая болезнями. Словом, ничто не дает такой возможности контроля, как покупки.  Только их анализ позволяет увидеть человека, как на ладони.

Технологии обработки больших данных близки к завершению
Технологии обработки больших данных близки к завершению

Получив доступ к истории покупок уже можно переходить к формированию предпочтений. Это мы наблюдаем уже сегодня, когда даже простой анализ запросов в поисковых системах позволяет тем или иным производителям товаров и услуг посылать вам рекламные буклеты, среди которых будут преобладать те товары и услуги. которые вы предпочитаете. Это же касается и сбора информации о пользователях в социальных сетях. Владельцы таких сетей активно   перепродают ваши данные рекламодателям,  а вместе они хорошо зарабатывают на вас.

“Банковский концлагерь” одинаково хорош, как для бангстеров так и для фискалов с силовиками. Находясь в зоне этого “лагеря” - вы абсолютно подконтрольны. Мы здесь не собираемся фантазировать, а расскажем вам о реальных практиках отработки режима в таких концлагерях. При этом, чтобы граждане не стали возмущаться, когда окажутся в зоне, им постоянно будут рассказывать байки об информационной безопасности, защите персональных данных и, разумеется, о борьбе с кибертерроризмом.

Постепенно человек мало чем будет отличаться от биоробота
Постепенно человек мало чем будет отличаться от биоробота

Особенность любых, в том числе и цифровых, концлагерей состоит в стремлении администрации установить монополию на информацию, т.е. обитатели таких лагерей должны получать информацию только из подконтрольных и заранее отфильтрованных источников.

Далеко в этом направлении пошел нынешний Китай, особенно после того, как его руководство провозгласило курс на поощрение внутреннего потребления.  Для этого была разработана целая система оценки отдельных граждан по самым разным параметрам, которая получила название - Система социального контракта (ССК). Правительство Китая опубликовало план и цели ее внедрения еще в 2014 году. Она должна быть внедрена повсеместно не позднее 2020 года. Испытание пилотных проектов завершено.
Как и положено эта система не говорит прямо о том, что отныне граждане будут жить в банковском (цифровом) концлагере, а о том, что она необходима для
«построения гармоничного социалистического общества». Главная ценность такого общества — честность, которая должна проявляться во всем, от поведения в интернете до почитания родителей. Чтобы развить это качество в народе, каждому гражданину Китая система будет присваивать рейтинг. За отсутствие нарушений закона, полезную общественную деятельность и, скажем, своевременную выплату кредитов будут начисляться баллы. За проступки разной степени тяжести — вычитаться. Если балл «непроходной», жизнь превратится в адок.

Правительство опубликовало уточненный перечень санкций, которым будут подвергаться обладатели низких рейтингов:

- запрет на работу в госучреждениях, отказ в соцобеспечении, особо тщательный досмотр на таможне, запрет на занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленности, отказ в авиабилетах и спальном месте в ночных поездах, отказ в местах в люксовых гостиницах и ресторанах, запрет на обучение детей в дорогих частных школах.
Небо, никогда не могло смириться с тем, что оно чего-то не знает о своих гражданах. Поэтому еще при
Мао Цзэдуне в Китае наладили систему «дан-ань» — личных дел граждан. В каждой папке «дан-ань» есть физические данные, фото, послужной список, характеристики от начальников и товарищей, отчеты об успеваемости и правонарушениях, членство в клубах и общественных организациях и т.п. Раньше все это хранилось на бумажных носителях и представляло собой громоздкие архивы и было связано с трудностями при обработке данных. Сегодня в век цифровых технологий  все оцифровано, а данные обрабатываются с невероятной скоростью.

И никуда нам не деться от этого...
И никуда нам не деться от этого...

Учет «бытовой» честности переносится на электронную платформу. Некоторые сферы уже взяты на контроль, причем в большей степени, чем осознают граждане. Это банковские кредиты и интернет-торговля. Функции Системы социального кредита здесь исполняет  даже не государство, а частные компании. В первую очередь крупнейшая в мире торговая площадка Alibaba. Чтобы окончательно втянуть в свои сети, рейтинговая система Alibaba, которая называется Sesame Credit, уже второй год начисляет пользователям баллы исходя из их потребительского поведения.

Sesame ранжирует клиентов по шкале от 350 до 950 баллов. Начиная с 600 баллов пользователь имеет право на беззалоговый кредит на $800 для покупок онлайн, с 650 — может арендовать машину тоже без залога, с 700 — экспресс-оформление разрешения на поездки в Сингапур, с 750 — шенгенская виза. Крупнейшая в Китае служба знакомств Baihe продвигает странички пользователей в зависимости от баллов Sesame. То есть речь идет и о контроле над интимной жизнью клиента
Профессор истории из Дартмутского колледжа Памелла Кайл Кросли полагает, что китайская модель контроля за обществом, которую многие считают тоталитарной, со временем установится и в демократических странах: «Разница в том, что китайское общество более подготовлено к интеграции коммерческих, военных и правоохранительных данных. В результате китайцев плотнее контролируют посредством запугивания и самоцензуры, чем будут контролировать американцев в течение еще пары десятилетий».

От них никуда не убежишь
От них никуда не убежишь

В своем пилотном проекте Китай во многом является первопроходцем, но уже недалек тот день, когда китайский опыт Социального контракта распространится повсеместно, тем более, что, как мы отмечали, эта система очень выгодна не только государству, но и коммерческим структурам в первую очередь банкам. Чтобы представить, как эта система будет работать, мы проведем ее примерную реконструкцию, опираясь на реальный опыт Китая.

Итак. представьте себе, что с какого-то времени в вашей стране введен (окончательный и бесповоротный) безналичный расчет. Оплачивать всё и вся можно только через электронные системы, главным образом через банковскую карту. Использование наличных платежей будет сурово караться, вплоть до введения уголовной ответственности с конфискацией налички.

Все средства, где и как бы вы их не заработали, в обязательном порядке перечисляются на вашу пластиковую карточку. Отныне не только ваш заработок, но и все ваши траты оказываются под контролем.

Они не захотели войти в банковский концлагерь
Они не захотели войти в банковский концлагерь

Это значит, что вы никогда не просрочите долг по кредиту, оплату за ЖКХ, штрафы, налоги,  пени, сборы, алименты. Но это еще не самое страшное, что вас ждет. Мало получить тотальный контроль над вашими доходами и расходами. Необходимо еще и управлять вашими доходами и расходами. Для этого следует установить ту самую балльную систему, которую в настоящее время активно апробируют в Китае. Большое количество баллов откроет вам доступ к к разного рода бонусным услугам, меньшее их количество - такой доступ закроет. Вариантов здесь - неограниченное количество.

Например, баллы  будут решать такие вопросы, как устройство на высокооплачиваемую работу, доступ к медицинским и социальным услугам, доступ к Интернету и мобильной связи. Низкие баллы могут надолго лишить вас доступа к сети или к пользованию мобильным телефоном.  С низкими баллами нельзя будет смотреть телевизор, ходить в кино, пользоваться, например, такси или даже метро. Обойти это вы никак не сможете потому, что оплата принимается только через банковскую карточку, а поскольку у вас низкие баллы, эта карточка будет заблокирована.

Скоро за это будут сажать...
Скоро за это будут сажать...

Низкие баллы не позволят вам приобретать те товары и услуги, которые вы хотели бы приобрести и вам будет предложено оплатить только те товары и услуги, на которые у вас хватает баллов. При этом количество положительных баллов может не совпадать с наличием на вашем счете денежных средств. Их может быть более чем достаточно, но при нехватке баллов вы не сможете их потратить.

Только честность, законопослушание, верность идеалам и принципам позволит вам накопить достаточное количество баллов и почувствовать себя полноправным обитателем банковского (цифрового) концлагеря.

Впрочем, так ведь было и в самых обычных нацистских концлагерях: лояльность заключенного по отношению к администрации лагеря, позволяла предоставлять ему некоторые поблажки. Правда, общий статус узника концлагеря, не защищал его от  крематория или газовой камеры. Просто потому, что администрация концлагеря владела не только имуществом узника, но и его жизнью. В этой связи цифровой концлагерь мало чем будет отличаться от обычного.