Недавно глава Следственного Комитета России Александр Бастрыкин отметился инициативой вернуться к советской системе образования и отказаться от ЕГЭ. Это вызвало бурную общественную дискуссию между сторонниками и противниками современной системы образования, а также просто неравнодушными гражданами. В связи с чем предлагаю взглянуть, какие всё-таки существуют положительные стороны существующей системы оценивания, и чем может быть оправдано её дальнейшее использование.
1. Связь со школьной программой.
Каждый, кто сталкивался с подготовкой к ЕГЭ мог отметить, что по существу содержание заданий соответствует школьной программе с разбивкой по пройденным темам. Этим достигается цель проверки знаний учащихся - знания для успешного решения заданий, должны быть у школьника просто в силу изучения данных тем в рамках учёбы. Кроме того структура заданий ЕГЭ позволяет оперативно вводить в него изменения в соответствии с изменениями школьной программы. Впрочем, есть и обратная сторона - недостатки в содержании школьной программы будут переноситься и в содержание экзамена.
2. Единая система оценки.
Данное обстоятельство в своё время стало весомой причиной введения ЕГЭ в образовательную систему. Суть его заключается в том, что знания демонстрируемые выпускниками оцениваются по одинаковым критериям с единой системой расчета итогового результата. Именно формирование единого подхода позволило использовать выпускной школьный экзамен в качестве вступительного экзамена в ВУЗ, что значительно экономит время и силы выпускника, ведь ему не приходится лично ездить в интересующий институт и сдавать уже там вступительные экзамены. При этом сохранена старая система вступительной экзаменации внутри ВУЗа, что предоставляет альтернативу абитуриентам.
3. Равные возможности.
Данный плюс напрямую вытекает из предыдущего. Благодаря единой системе оценки по 100-балльной шкале одаренным выпускникам из регионов предоставляется реальная возможность претендовать на место в престижном столичном ВУЗе, в подтверждение чему существует множество примеров. Это не отменяет рисков коррупции при сдаче ЕГЭ, когда тем или иным способом выпускнику предоставляется нечестные возможности получить более высокий итоговый результат, однако это проблема комплексная и её решение лежит далеко не только в пределах системы образования.
4. Удобство подготовки к экзамену.
Банк заданий ЕГЭ находится в открытом доступе, что позволяет на этапе подготовке знакомиться с реальными заданиями, с которыми предстоит столкнуться. При этом существует разбивка заданий по темам и по блокам в зависимости от сложности. Это существенно облегчает создание методик подготовки выпускников для учителей, а при должной вдумчивости выпускник может самостоятельно готовиться по индивидуальному плану.
5. Система оценивания.
Достаточно спорный момент, однако хочется рассмотреть положительную сторону существующей системы оценки заданий ЕГЭ. Её можно охарактеризовать как - "легко обучиться, трудно достичь совершенства". Само содержание заданий построено таким образом, что минимальный балл, необходимы для "успешного" написания экзамена может достичь даже ученик средних классов (помним привязку содержания к школьной программе). Однако для решения ряда наиболее высоко оцениваемых заданий выпускник должен обладать действительно полным и комплексным знанием заданной темы. Это легко можно увидеть по содержанию развернутой части заданий по физике, химии или профильной математике.
Что в итоге?
Как можно видеть ЕГЭ действительно имеет ряд положительных сторон, которые свидетельствуют в пользу такого подхода. Конечно положительные стороны не отменяют минусов, которые имеют место, однако являются ли эти минусы настолько существенными, чтобы затевать очередную масштабную реформу образования?