Найти тему

Метафизика поездов

Все знают знаменитую цитату про две самые главные российские беды (правда, далеко не все знают ее точного автора), и одна из них, как известно - дороги. Ну, будем считать, что именно железные дороги к ним все-таки не относятся.

Вообще это вполне в русской традиции - придавать путешествию в поездах какой-то дополнительный символический смысл. Булат Окуджава изрек, что "Наша жизнь - это зал ожидания". А Андрей Макаревич обыграл разный подход к жизни - приспособленческий и максималистский - в своих "Вагонных спорах".

Тягуче-неправдоподобное существование пассажира в ночных поездах меж сном, явью и реальностью только что увиденного фильма прекрасно описано в романе японской писательницы Ёко Тавада "Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов".

Немного абсурда, немного юмора на грани стеба, немного чисто практических опасений пассажира... Примеривая на себя роль пассажира поезда, героиня всякий раз отважно погружается в какую-то хорошо отлаженную систему со своими не вполне понятными человеку извне законами, и потому вынуждена жадно ловить каждое слово тех, кто знает больше нее — проводников, билетеров в кассах, своих случайных попутчиков...

Тебя швырнули в неведомое. Пункт отправления и пункт прибытия остались на прежних местах, но пространство и время между ними превратились в скомканную тряпку.
Они наперебой начинают убеждать тебя: поезд плохой, садись-ка лучше к нам в машину. Тебе не совсем понятно, что это такое — «плохой поезд». Это поезд, которого никак не дождаться? Или это поезд, в который ты уже сел, а он никак не отправится? Или, может быть, «плохой поезд» — это такой поезд, который никогда не прибудет на станцию назначения?
Свет из окон поезда упирался в занавески и делался тусклым... От одного вида превратившихся в ледяные стены заиндевевших окон в коридоре вагона становилось зябко.
Время от времени с возгласами «Чай! Чай!» проводник разносил свой платный чай. Он был чересчур сладким и таким горячим, что приходилось пить, прихлебывая мелкими глоточками. Сколько ни лились слова, скоротать время за разговорами не удавалось. Разбавлять словами время — все равно что поить пустыню водкой.
Улечься на полку в вагоне — все равно что залезть сбоку в гроб странной конструкции. Страшно забираться в такой ящик. Впрочем, когда придет время, из него всегда можно выбраться — боковой стенки-то нет. И не стоит беспокоиться, что могут заколотить верхнюю крышку. Так что нечего бояться, говорила ты сама себе.
Поезд трогается почти незаметно. Ты скользишь по поверхности неглубокого сна.
Сразу после того, как ты проснулась ночью второго дня путешествия, ты ощутила спазмы в мочевом пузыре — будто кто-то стучался с извинениями. «Она хочет в туалет», — подумала ты о себе, как о ком-то чужом. Но подниматься не хотелось. Ах, если бы это был сон… Ты произвела тщательную инспекцию и обнаружила, что человек, которому надо в туалет, человек проснувшийся и человек, которому неохота вставать, — это одно и то же лицо. В такую минуту ты всегда один. Даже если бы ты путешествовала не одна, ты бы не могла разбудить свою спутницу, чтобы она вместо тебя сходила в туалет. Человек, который справляет нужду, может сделать это только сам. И он не может манкировать своей обязанностью. Только ты сама можешь освободиться от одеяла, только ты сама можешь пройти по холодному ночному коридору.
Ты немедленно встала с постели и направилась в туалет. Трубы, крышка унитаза и зеркало шумно подрагивали вместе со всем поездом.
Мэри и Кен время от времени обменивались репликами — словно бурчали. Их слова казались продуктом трения колес о рельсы. Это же трение и засасывало их обратно. Тебе вовсе не хотелось знать, о чем они говорят, но — вот беда — уши сами собой поворачивались в их сторону.
Кадр из фильма Ларса фон Триера "Европа" (1991)
Кадр из фильма Ларса фон Триера "Европа" (1991)

И вот смотрела я сегодня один железнодорожный детектив "Дополнительный прибывает на второй путь" (1986). Практически на самых последних минутах актер Хабибулло Абдуразаков в роли начальника поезда Саидова поет несколько строк из некой таджикской песни, и мне пришлось потратить почти целый вечер, чтобы ее идентифицировать - это оказалась зажигательная песня "Сабзак лаби чу".

-3

#общество #культура #литература #транспорт #поезд #фильмы ссср

Мой второй блог на Дзене - Невыносимое томление