Найти в Дзене
Инна Верица

СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

“Я хочу знать, какими были шаги, которыми люди перешли от варварства к цивилизации”.

—ВОЛЬТЕР.1

ГЛАВА I

Условия цивилизации*

Определение—Геологические условия—Географические—Экономические—Расовые—Психологические—Причины распада цивилизаций

Цивилизация-это социальный порядок, способствующий культурному созиданию. Его составляют четыре элемента: экономическое обеспечение, политическая организация, моральные традиции и стремление к знаниям и искусствам. Она начинается там, где кончаются хаос и неуверенность. Ибо, когда страх преодолен, любопытство и конструктивность свободны, и человек проходит естественным импульсом к пониманию и украшению жизни.

Определенные факторы обусловливают цивилизацию и могут способствовать или препятствовать ей. Во-первых, геологические условия. Цивилизация-это интерлюдия между ледниковыми периодами: в любое время течение оледенения может снова подняться, покрыть льдом и камнем труды человека и свести жизнь к какому-то узкому сегменту земли. Или демон землетрясения, с чьего позволения мы строим наши города, может пожать плечами и поглотить нас равнодушно.

Во-вторых, географические условия. Жара тропиков и бесчисленные паразиты, которые их населяют, враждебны цивилизации; вялость и болезни, а также преждевременная зрелость и разложение отвлекают энергию от тех несущественных составляющих жизни, которые создают цивилизацию, и поглощают их голодом и размножением; ничего не остается для игры искусств и ума. Дождь необходим; ибо вода-среда жизни, более важная, чем даже солнечный свет; непонятная прихоть стихий может привести к иссушению регионы, которые когда-то процветали с империей и промышленностью, такие как Ниневия или Вавилон, или могут способствовать быстрому росту силы и богатства городов, очевидно, расположенных вне основных транспортных и коммуникационных линий, таких как Великобритания или Пьюджет-Саунд. Если почва богата продуктами питания или минералами, если реки предлагают легкий путь обмена, если береговая линия изрезана естественными гаванями для торгового флота, если, прежде всего, нация находится на главной дороге мировой торговли, как Афины или Карфаген, Флоренция или Венеция,-тогда география, хотя она никогда не сможет ее создать, улыбается цивилизации и питает ее.

Экономические условия более важны. Народ может обладать упорядоченными институтами, высоким моральным кодексом и даже талантом к второстепенным формам искусства, как американские индейцы; и все же, если он останется на стадии охоты, если его существование будет зависеть от шаткой судьбы охоты, он никогда полностью не перейдет от варварства к цивилизации. Кочевая порода, подобная бедуинам Аравии, может быть исключительно умной и энергичной, она может проявлять высокие качества характера, такие как храбрость, великодушие и благородство; но без этого простая культура, непрерывная пища, ее разум будет расточаться на опасности охоты и уловки торговли, и ничего не останется для кружев и оборок, реверансов и удобств, искусств и удобств цивилизации. Первой формой культуры является сельское хозяйство. Именно тогда, когда человек начинает возделывать землю и запасаться провизией на неопределенное будущее, он находит время и причину быть цивилизованным. В пределах этого маленького круга безопасности—надежного источника воды и пищи—он строит свои хижины, свои храмы и свои школы; он изобретает производственные инструменты и приручает собаку, осла, свинью, наконец, самого себя. Он учится работать с регулярностью и порядком, сохраняет более длительный срок жизни и передает более полно, чем раньше, умственное и моральное наследие своей расы.

Культура предполагает сельское хозяйство, но цивилизация предполагает город. В одном аспекте цивилизация-это привычка к вежливости; а вежливость-это утонченность, которую горожане, создавшие это слово, считали возможной только в цивилизации или городе.* Ибо в городе собираются, правильно или неправильно, богатства и мозги, произведенные в сельской местности; в городе изобретения и промышленность умножают удобства, роскошь и досуг; в городе встречаются торговцы и обмениваются товарами и идеями; в этом перекрестном оплодотворении умов на перекрестке торговли интеллект обостряется и стимулируется к творческой силе. В городе некоторые люди отстранены от создания материальных вещей и занимаются наукой и философией, литературой и искусством. Цивилизация начинается в крестьянской хижине, но расцветает она только в городах.

Для цивилизации не существует никаких расовых условий. Он может появиться на любом континенте и в любом цвете: в Пекине или Дели, в Мемфисе или Вавилоне, в Равенне или Лондоне, в Перу или на Юкатане. Не великая раса создает цивилизацию, а великая цивилизация создает людей; географические и экономические обстоятельства создают культуру, а культура создает тип. Англичанин не создает британскую цивилизацию, она создает его; если он носит ее с собой, куда бы он ни пошел, и одевается к обеду в Тимбукту, это не значит, что он заново создавая там свою цивилизацию, но даже там он признает ее власть над своей душой. При одинаковых материальных условиях, и другая раса породила бы такие же результаты; Япония воспроизводит в двадцатом веке историю Англии в девятнадцатом. Цивилизация связана с расой только в том смысле, что ей часто предшествуют медленные смешанные браки разных народов и их постепенная ассимиляция в относительно однородный народ.*

Эти физические и биологические условия являются лишь предпосылками цивилизации; они не составляют и не порождают ее. В игру должны вступить тонкие психологические факторы. Должен быть политический порядок, даже если он так близок к хаосу, как во Флоренции или Риме эпохи Возрождения; люди должны чувствовать, в общем и целом, что им не нужно искать смерть или налоги на каждом шагу. Должно существовать какое-то единство языка, которое служило бы средством ментального обмена. Через церковь, или семью, или школу, или как-то иначе, должен существовать объединяющий моральный кодекс, некоторые правила игры в жизни признаются даже теми, кто их нарушает, и дают вести себя неким порядком и регулярностью, определенным направлением и стимулом. Возможно, должно также существовать какое-то единство основных убеждений, какая-то вера, сверхъестественная или утопическая, которая поднимает мораль от расчета к преданности и придает жизни благородство и значимость, несмотря на нашу смертную краткость. И, наконец, должно быть образование—какая-то техника, какой бы примитивной она ни была, для передачи культуры. Будь то через подражание, посвящение или обучение, будь то через отца или мать, учителя или священника, знания и наследие племени—его язык и знания, его мораль и манеры, его технологии и искусства—должны передаваться молодым как тот самый инструмент, с помощью которого они превращаются из животных в людей.

Исчезновение этих условий—иногда даже одного из них—может уничтожить цивилизацию. Геологический катаклизм или глубокое изменение климата; неконтролируемая эпидемия, подобная той, которая уничтожила половину населения Римской империи при Антонинах, или Черная смерть, которая помогла положить конец феодальной эпохе; истощение земель или разрушение сельского хозяйства в результате эксплуатации страны городом, в результате чего возникла опасная зависимость от поставок продовольствия из-за рубежа; нехватка природных ресурсов, топлива или сырья; изменение в торговле маршруты, оставляя нацию в стороне от основной линии мировой торговли; умственное или моральное разложение от напряжений, стимулов и контактов городской жизни, от разрушения традиционных источников социальной дисциплины и неспособности заменить их; ослабление поголовья в результате беспорядочной сексуальной жизни или эпикурейской, пессимистической или квиетистской философии;упадок лидерства из-за бесплодия способных и относительной малочисленности семей, которые могут наиболее полно унаследовать культурное наследие расы; патологическая концентрация богатства, ведущая к классовым войнам, разрушительные революции и финансовое истощение-вот некоторые из способов, которыми может погибнуть цивилизация. Ибо цивилизация не является чем-то врожденным или нетленным; она должна быть приобретена заново каждым поколением, и любое серьезное нарушение в ее финансировании или ее передаче может положить ей конец. Человек отличается от животного только образованием, которое можно определить как технику передачи цивилизации.

Цивилизации - это поколения расовой души. Как воспитание в семье, а затем письменность связали поколения вместе, передавая знания умирающих молодым, так и печать, торговля и тысячи способов коммуникации могут связать цивилизации вместе и сохранить для будущих культур все, что представляет ценность для них в нашей собственной. Давайте, прежде чем умереть, соберем наше наследие и предложим его нашим детям.

ГЛАВА II

Экономические элементы цивилизации*

В одном важном смысле“дикарь” тоже цивилизован, поскольку он бережно передает своим детям наследие племени—тот комплекс экономических, политических, умственных и моральных привычек и институтов, которые оно выработало в своих усилиях сохранить и наслаждаться жизнью на земле. Здесь невозможно быть научным; ибо, называя других человеческих существ “дикими” или “варварами”, мы, возможно, выражаем не объективный факт, а только нашу неистовую любовь к самим себе и нашу робкую застенчивость в присутствии чуждых обычаев. Несомненно, мы недооцениваем эти простые народы, которым так много нужно научите нас гостеприимству и морали; если мы перечислим основы и составляющие цивилизации, мы обнаружим, что голые нации изобрели или пришли ко всем, кроме одного из них, и не оставили нам ничего, что можно было бы добавить, кроме украшений и письменности. Возможно, они тоже когда-то были цивилизованными и воздерживались от этого как от досадной помехи. Мы должны экономно использовать такие термины, как “дикарь” и “варвар”, применительно к нашему “современному происхождению”. Предпочтительно мы будем называть “примитивными” все племена, которые мало или вообще не обеспечивают себя в непроизводительные дни и практически не используют письменность. Напротив, цивилизованных можно определить как грамотных поставщиков.