«Слово о полку Игореве» - это первое произведение, указанное в кодификаторе ЕГЭ по литературе. Но его изучение – большая проблема. Настолько большая, что многие репетиторы берут его в разработку гораздо-гораздо позже того, как ученик справится с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем и даже И.С. Тургеневым. И это неправильно! Давайте разбираться почему и решать, как же изучать многотрудное «Слово…» проще всего.
Кто придумал вещий сон?
Кодификатор по литературе намеренно выстроен в хронологическом порядке, чтобы показать, откуда, что и когда бралось. Простенький пример: приём вещего сна, который видит Татьяна Ларина в небезызвестном романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин придумал не сам. Он заимствовал его у своего учителя и друга – В.А. Жуковского, описавшего сон Светланы в одноимённой балладе. Но и мэтр русского романтизма его не изобрёл, а увидел в первом печатном издании «Слова о полку Игореве» 1800 года, которое затем литературно обработал, создав перевод в стихах. Получается, что первооткрывателем приема вещего сна (по крайней мере, в русской литературе) был неизвестный автора «Слова…»! Вот такая обратная последовательность. Но изучать-то её нужно в правильном порядке, чтобы не было каши в голове. Отсюда делаем неприятный, но необходимый вывод: «Слово о полку Игореве», как первое авторское произведение, созданное в 12 веке, надо изучать раньше, чем творения века 19.
Советую ознакомиться с подробным планом "Слова...":
История нам поможет!
Но подступиться к «Слову о полку Игореве» боязно... Слог непонятный, метафоры странные, а основная сюжетная линия – рассказ о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев весной 1185 года – то и дело прерывается авторскими отступлениями, в которых даны обращения к прошлому и описания странных явлений природы. Чтобы не запутаться во всём этом, даю первый совет:
Обязательно прочитайте историческую справку о походе Игоря. Это поможет понять последовательность событий и мотивы поступков героев.
Здесь я даю подробную версию - изложение рассказа Ипатьевской летописи из статьи А. С. Орлова, С. К. Шамбинаго «Слово о полку Игореве», которую настоятельно рекомендую почитать. Жирным шрифтом выделены ключевые события.
Во вторник 23 апреля 1185 г. князь Игорь Святославич Новгород-Северский, брат его Всеволод Трубчевский, племянник Святослав Ольгович Рыльский и сын Владимир Путивльский, с вспомогательным отрядом «коуев» (осевшие кочевники), присланным Ярославом Всеволодовичем Черниговским, двинулись в поход на придонских половцев, собирая по пути дружину.Дойдя до реки Донца, а было уже к вечеру, заметил Игорь, что солнце «стояло, как месяц». Поникли головами бояре и дружина, ибо не добро предвещало это затмение. Но Игорь сказал: «Сами увидим, на добро нам или на зло сотворил его бог». Переправились через Донец, подошли к Осколу, где Игорь два дня поджидал брата Всеволода, шедшего из Курска.
У реки Сальницы встретились с высланными вперед сторожами, которые видели половцев уже вооруженными и готовыми к бою и советовали войску домой вернуться. Русские князья не согласились на это: «Если нам, не бившеся, возвратиться, то срам нам будет хуже смерти». В пятницу впервые показались на той стороне реки Сюурлия половецкие полки, к которым подтянулись и их «вежи» (кибитки).
Русские построились в шесть полков с отборными стрелками впереди. Игорь сказал братье своей: «Ведь, мы этого искали, так постараемся!». Выехали вперед и половецкие стрелки и, пустивши через реку «по стреле», ускакали; устремились прочь от реки и остальные половцы. Русские передовые полки погнались за ними, овладели вежами и захватили полон. После некоторого разногласия между князьями решено было переночевать на месте. На рассвете следующего дня, в субботу, половецкие полки стали наступать со всех сторон, подобно лесу («ак борове»). Князья недоумевали, кому на какой полк нападать. «Вот, кажется, всю землю их мы на себя собрали», говорил Игорь. Решено было пробиваться к Донцу пешими: «если побежим, спасемся сами, а рядовых ратников («черные люди») оставим, то от бога нам будет грех». Во время боя Игоря ранили в руку, много воинов погибло, но целый день, да и ночью бились русские, отступая. На рассвете воскресенья дрогнули черниговские коуи. Игорь верхом (так как был ранен) поскакал остановить бегущих и даже снял шлем, чтобы его узнали, но ничего не добился. На обратном пути, на расстоянии «перестрела» от полка своего, Игорь был схвачен половцами. Уже будучи пленным, смотрел он, как жестоко бьется брат его Всеволод, и просил «душе своей» смерти, чтобы не видеть братнего падения. «И тако во день святого воскресения наведе на ны господь гнев свой, в радости место наведе на ны плачь и во веселья место желю на реце Каялы». Это мне возмездие, думал Игорь, вспоминая кроволитие, насилия и плен, причиненные им населению Руси во время усобиц. Все князья были взяты в плен и разведены по вежам. Русские полки почти не уцелели, бежало лишь человек пятнадцать, а коуев еще меньше, остальные же потонули в море.
О самочинно предпринятом Игорем походе великий князь Киевский Святослав узнал с досадой во время разъездов для подготовки своего летнего похода на половцев. Вскоре узнал он и о поражении Игоря с братьею. Горько вздохнув, сказал Святослав со слезами: «Увы, милые мои братья и сыновья, и мужи Русской земли! Дал бы мне бог «притомить» поганых; но не сдержали вы порыва молодости своей и отворили им ворота в Русскую землю. Как сначала сердит я был на Игоря, так теперь жаль мне его, брата моего, стало». Плач поднялся по всей Черниговщине. Святослав послал за помощью к Давиду Смоленскому и к Ярославу Черниговскому.
Одержав победу, половцы решили броситься на Русь. Кончак звал на Киевскую область, Кза на Посемье. Ханы разделились. Кончак осадил Переяславль, который мужественно защищал Владимир Глебович. Затем взял город Римов. Помощь старших князей не поспела из-за несогласий между ними. Кза пожег села около Путивля и даже часть его укреплений.
Между тем Игорь Святославич все еще («тот год») жил в плену. Уважая его достоинство («аки стыдящеся воеводства его»), половцы не стесняли его. Стража Игоря состояла из родовитых юношей, он свободно ездил на охоту со своими слугами, вызвал даже попа из Руси, думая остаться здесь надолго, «не ведяшеть бо божия промысла». Но, с точки зрения автора повести, бог-то и освободил его. Половчин, именем Лавор, предложил Игорю вместе бежать на Русь. Игорь сначала не поверил ему, да и считал бегство при помощи половчина бесславием. Бывшие с князем в плену сын тысяцкого и конюший уговорили, однако, Игоря, передав ему слух, что возвращающиеся от Переяславля половцы намерены перебить всех русских пленных. Но сторожа были бдительны днем и ночью, и бегство было возможно лишь при заходе солнца. Игорь послал конюшего своего сказать Лавору, чтобы тот загодя переправился через реку Тор с поводным конем. Стало темнеть («бысть при вечере»), половцы напились «кумыза», конюший сказал князю, что Лавор ждет. Игорь встал в ужасе и трепете, помолился, поднял стенку вежи и вылез вон. Сторожа играли и забавлялись, думая, что Игорь спит, а он уже был за рекою и, сев на коня, пробрался с Лавором через вежи. Одиннадцать дней он шел пешком до Донца, а оттуда направился в свой Новгород-Северский, где ему все обрадовались; из Новгорода он прибыл в Чернигов к Ярославу, прося у него помощи на Посемье, а «оттоле еха ко Киеву, к великому князю Святославу: и рад бысть ему Святослав, также и Рюрик, сват его».
Разобрались с летописью. Что дальше?
После прочтения летописи, необходимо ответить на главный вопрос:
как эти реальные события нашли отражение в «Слове…»?
Подскажу, что некоторые в неизменном виде были описаны автором, а некоторые – литературно переосмыслены. Например, момент, связанный с Святославом и тем, как он узнал о поражении Игоря. В летописной версии никакой мистики нет. В «Слове…» же показано, как мудрый киевский князь во сне увидел знаки, предвещающие беду и смерть. Вместе с боярами он растолковал «мутен сон» и понял, что Игорь проиграл битву и половцы готовы напасть на Русь.
Также немаловажным моментом является то, что все князья, участвовавшие в битве, остались живы, но попали в плен. Неизвестный же автор об этом не говорит. Он намеренно драматизирует, описывая кровавый бой Всеволода, в котором тот получает ранения, а затем говорит лишь о пленении Игоря.
Такое сопоставление исторических данных и текста произведения станут отличной зарядкой для ума и многое, надеюсь, прояснят. А для того чтобы вам была понятна структура «Слова…», в следующей публикации я дам его подробный план.
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь: