Найти в Дзене
Нефритовый Фрик

Фраза Конфуция, которую обожает каждый ребёнок и не приемлет большинство родителей

Надо хорошенько потрудиться для того, чтобы найти человека на нашей планете, который бы искренне удивился, услышав имя Конфуция. Понятно, что настоящее его имя имело иную ономастическую структуру (реальное имя - Кун Цю, хотя в литературе чаще мы чаще встречаем имя - Кун-цзы). Я не случайно затронул этот факт. Дело в том, что большая часть человечества считает Конфуция, в первую очередь, Философом, но весь вопрос в том, с какой статусной колокольни на это смотреть! Кем по Профессии был Конфуций? ...Вне всякий сомнений, как человек, Конфуций, прежде всего - Китайский мыслитель, который всю свою жизнь, а прожил он более 70 лет (551 - 479 гг. до н.э), изучал человеческую природу, мечтая о том, что однажды человеческое общество растворится в полной гармонии, где будет господствовать то самое золотое правило этики, которое сегодня знакомо каждому школьнику: "Не делай человеку того, чего не пожелал бы себе". Но говорить сегодня мы будем ни о "Золотом правиле Нравственности", а о "Золотом пра
Оглавление

Надо хорошенько потрудиться для того, чтобы найти человека на нашей планете, который бы искренне удивился, услышав имя Конфуция. Понятно, что настоящее его имя имело иную ономастическую структуру (реальное имя - Кун Цю, хотя в литературе чаще мы чаще встречаем имя - Кун-цзы).

Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Конфуций - это Мыслитель и Педагог!"
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Конфуций - это Мыслитель и Педагог!"

Я не случайно затронул этот факт. Дело в том, что большая часть человечества считает Конфуция, в первую очередь, Философом, но весь вопрос в том, с какой статусной колокольни на это смотреть!

Кем по Профессии был Конфуций?

...Вне всякий сомнений, как человек, Конфуций, прежде всего - Китайский мыслитель, который всю свою жизнь, а прожил он более 70 лет (551 - 479 гг. до н.э), изучал человеческую природу, мечтая о том, что однажды человеческое общество растворится в полной гармонии, где будет господствовать то самое золотое правило этики, которое сегодня знакомо каждому школьнику: "Не делай человеку того, чего не пожелал бы себе".
Но говорить сегодня мы будем ни о "Золотом правиле Нравственности", а о "Золотом правиле ...Педагогики"! И вот тут-то есть один очень скользкий момент, о котором многие даже не догадываются, хотя он всегда остаётся лежать на поверхности!
Сегодня я предлагаю глянуть на Конфуция с профессиональной точки зрения! Не первый год я задаю своим воспитанникам вопрос: "А чем Конфуций занимался профессионально? Кем он, прежде всего, был по профессии?" И знаете, что мне отвечают дети? Процентов 70 ребят уверены в том, что он был профессиональным философом, а оставшиеся 30% уверены, что он был религиозным деятелем, что-то типа крутого Шаолиньского монаха.

Смею предположить, что и среди взрослых вальсирует подобное мнение. Однако всё это не соответствует истине. Нет, несомненно, вся жизнь Конфуция пропитана философией, ведь философия в дословном переводе с греческого означает - "любомудрие", но сам он не считал её своей профессией, полагая, что мыслитель - это состояние души!

Что же касается религии, то здесь вообще однозначно - "в молоко"! То, что Конфуцианство называют религией отнюдь не означает, что в нём присутствует институт церкви. Более того, самого Конфуция никогда не были приоритетны вопросы теологии! КОНФУЦИАНСТВО - ЭТО ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ, а не религиозное!!!

А вот кем Конфуций себя точно считал, и кем его сегодня почитают в первую очередь в Китае, так это - ПЕДАГОГОМ! Более того, его официально считают ПЕРВЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ПОДНЕБЕСНОЙ! И знаете во сколько лет Учитель Кун (напоминаю, что приставка "цзы" означает - "Учитель", поэтому добавляется к имени с маленькой буквы) прославился, как Педагог? В 20 лет! И вся его полувековая профессиональная деятельность сводилась, прежде всего к ПЕДАГОГИКЕ!

А вот теперь ГЛАВНОЕ! К чему я всё это рассказываю. Да к тому, что в своём главном труде (точнее том труде, автором которого Конфуций является на 100%) - "ЛУНЬ ЮЙ" ("Беседы и суждения") Конфуций высказал мысль, которую до сих пор не желает принять не только большинство родителей, но даже и иные мои коллеги - педагоги! Правда последние выпускают колючки лишь тогда, когда педагогическим тезисом Конфуция задевается их Эго...

Итак, что же это за столь блестящая цитата, которую можно принять за "Золотую аксиому Педагогики"? А вот и она:

"Дети никогда не виноваты!" (Конфуций)

Да простят меня любящие Папы и, не чающие души в своих чадах, Мамы! Но Конфуций имел ввиду несколько моментов, в которых участие родителей обязательно! Могут быть, конечно и исключения, если скажем, родители погибли, вскоре после рождения ребёнка, или же потеряли своё дитя в необычайных форс-мажорных обстоятельствах. Но и тогда речь будет идти либо о приёмных родителях, либо о профессиональных педагогах-воспитателях, которые будут отвечать за воспитание и образование несчастных детей.

Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Школа Конфуция. Конфуций и его ученики"
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Школа Конфуция. Конфуций и его ученики"

Кто прежде всего в ответе за то, что представляет из себя Ребёнок на выходе?

Природа ребёнка...

Начнём с того, что генофонд изначально передаётся ребёнку от его биологических родителей. А это сказывается и на темпераменте ребёнка, и на его психическом состоянии, и на интеллекте. Иногда это ещё и прижизненные пристрастия родителей или тяжёлые болезни. Конечно случается и так, что у матери-алкоголички рождается ребёнок без видимых патологий, а у образованных, примерных родителей рождаются дети с заметными соматическими, да и с явными физическими отклонениями.

Кстати, есть мнение, что у возрастных родителей рождаются гениальные дети, и это мнение зачастую себя оправдывает. Да чего уж далеко ходить, если отцу самого Конфуция, на момент рождения сына, было - 63 года, а его матери всего - 17 лет. Ну так вот, с возрастом, наш организм мутирует, именно в этом заключается опасность рождения детей у возрастных родителей. Конфуцию, считаю, повезло с юной мамой, в том плане, что мутационный риск мог исходить только от папы.

А ведь сколько примеров, когда родители длительное время мечтают о ребёнке, и вот уже когда пришло смирение с тем, что в этом формате счастья Судьба от них отвернётся, случается чудо! Но зачастую ещё до рождения ребёнка, равно как и после, начинают всплывать одна за другой проблемы.

Есть ещё один важный момент! Рождение ребёнка - это НЕ ЕГО ЛИЧНЫЙ ВЫБОР! Его никто не спрашивал о том, хочет ли он родиться вообще или желает ли он родиться у данных родителей, в частности?

Воспитание и Характер - вот что определяет судьбу ребёнка! Ох уж, эти родители!

Наконец, самое главное! ВОСПИТАНИЕ!!! А вот здесь столько подводных камушков!!! Начнём с самого очевидного. Если ребёнок родился нежеланным, т.е. он стал неприятной случайностью для горе-мамы и нулеголового папы, то ещё до рождения, на уровне подсознания, дитя будет несчастен, а появившись на свет, каждый день станет получать лишь новые подтверждения своей никчёмности. И вряд ли такой ребёнок будет счастлив, а вот других сделать несчастными сможет легко!

Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Каково детям расти в семье алкоголиков?"
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Каково детям расти в семье алкоголиков?"

Полярная ситуация - ребёнок плод самой настоящей и искренней взаимной любви! Здесь мотивация однозначно самая Замечательная - Ребёнок должен расти счастливым! Но, увы, и в этом случае проблемы неизбежны. Как бы ни любили своё дитя любящие и прекрасно воспитанные родители, определённые огрехи в воспитании, вероятнее всего однажды вскроются! Либо он будет заласкан и в результате будет расти совершенно неприспособленным к жизни, ведь любящие родители буду бегать за ним с мешком соломки, чтобы при любой пугающей ситуации успеть подстелить её под своё чадо.

...Либо, напротив, желая, чтобы ребёнок рос самостоятельным и успешным, не додавать ему родительской ласки, времени и необходимой помощи. Ведь тот далеко не всегда способен решать самостоятельно взрослые проблемы. Воспитание ребёнка-перфекциониста - это также история из разряда не самых весёлых.
Ну и такая банальщина, как агрессивные, жестокие, грубые, крикливые родители, с ярко выраженным невротическим расстройством. Каким будет расти ребёнок рядом с ними? Страшно даже представить!

И всё-таки самая большая проблема заключается в том, что родители просто-напросто не имеют опыта воспитания. Ведь поговорка "Первый блин комом", зачастую работает и в данном аспекте. Пусть родители воспитывают уже второго и даже третьего ребёнка, пусть даже с каждым ребёнком они приобретают определённый опыт воспитания, но и в этом случае избежать ошибок мало кому удастся...

Родственники и Педагоги - как второстепенный фактор, влияющий на развитие ребёнка.

Кроме родителей на детей оказывают определённое влияние и иные категории взрослых. Это многочисленные родственники. Помните "эффект бабушки"? В тот момент, когда бабушка понимает, что не способна догнать внучка, она становится его рабом, а это не самая хорошая история и для неё, и для ребёнка!
Любимые дяди и тёти, старшие браться и сестры и даже соседи, они способны также в некоторой степени воздействовать на формирование и самооценки ребёнка, и его характера в целом. Особенно до 5-6 лет, когда ребёнок, как чистый лист, готов впитывать в себя любую модель поведения, принимая её за норму.
Ну и конечно же, пусть в незначительной степени, и мы - педагоги, способны влиять на формирование личности ребёнка. Особенно, если ребёнок дошкольного, меньше - младшего школьного возраста. Причём здесь могут быть два полярных варианта воспитания:
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Гиперопекаемый ребёнок - несчастный ребёнок!"
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Гиперопекаемый ребёнок - несчастный ребёнок!"

1. Воспитание через собственную модель поведения, которую дети стараются отзеркаливать, т.е. подражать авторитетным взрослым, причем, как в созидательном, так и в разрушительном плане;

2. Воспитание дурным примером. Это когда глядя на нас, в особенности на тех, кто детям не приятен, они понимают, что вести себя подобным образом будет для них неприятно и разрушительно! Педагоги ведь тоже люди, и из каждого из нас в тех или иных ситуациях выстреливают пороки и выбегают тараканы.

До какого же возраста "ДЕТИ НИКОГДА НЕ ВИНОВАТЫ"?

Вы спросите: И до какого же возраста мы, взрослые будем отвечать за своих детей? Неужели пожизненно? Ведь за нас то никто не отвечал? Точного ответа вам никто не даст, кроме Законодательных документов об ответственности несовершеннолетних за совершённые правонарушения в отдельно взятой стране. В России - это получается до 14 лет! Хотя официальную ответственность за своих чад родители несут, как известно до 18 лет.

У меня же на этот счёт своё личное мнение, правда за которым огромный объём и знаний, и профессионального опыта. Но только вам решать, принимать моё мнение за чистую монету или же нет, ведь в педагогической литературе вы её вряд ли найдёте.

Я считаю, что начиная уже с 12-13 лет подростки вполне способны адекватно оценивать, а значит и отвечать за свои поступки. И как бы не были виноваты родители в том, что их ребёнок, скажем, в итоге забил до смерти человека, именно с этого возраста, когда у него включаются и волевые качества, и формируется критическое мышление (которое должно помогать ему как при сканировании ситуации, так и при сканировании собственных мыслей, мотиваторов и поведения) он должен нести ответственность за свои поступки.

Примерно годам к 12, т.е. к среднему подростковому возрасту, подросток практически останавливается в семейном воспитании. Т.е. именно до этого возраста в него реально можно заложить те форматы знаний, семейных ценностей, норм, принципов, стереотипов, традиций, установок, клише, формул и трафаретов в мышлении и в поведении, из которых и складывается семейное воспитание.

Фото из Яндекса. Обработка автора. "Что может быть лучше, чем поварить с бабушкой?"
Фото из Яндекса. Обработка автора. "Что может быть лучше, чем поварить с бабушкой?"

Что является Главной защитой для ребёнка?

После 12-13 лет подростка больше воспитывают иные социумы. Причём на некоторое время главными авторитетами для него выступают его же сверстники. Но не стоит переживать в том случае, если вы заложили до этого возраста достойное воспитание!

Ведь именно ВОСПИТАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ЗАЩИТОЙ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА ОТ НЕГАТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ПРОВОКАЦИЙ ИЗВНЕ! И если вы, в своё время хорошенько постарались, а точнее просто всегда были рядом, когда нужно, вовремя отпускали и доверяли, а главное были для него достойным примером, то У ВАШЕГО РЕБЁНКА ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО! Ну а если где-то явно не доработали, то мои соболезнования...

У человека - ДВА ВОСПИТАНИЯ! Главное условие для запуска Режима Самовоспитания...

Но есть одна хорошая новость, и вновь от меня! По моему твёрдому мнению, начиная с тех же 12-13-14 лет ребёнок может, а в идеале и должен, запустить РЕЖИМ САМОВОСПИТАНИЯ!!! Но Главным и ЕДИНСТВЕННЫМ условием для этого является - УМЕНИЕ И ЖЕЛАНИЕ РАЗМЫШЛЯТЬ!!! Если этого в вашем ребёнке нет, то увы, он будет жить тем воспитательным запасом, который накопил благодаря семье и социуму...

Есть конечно в этом и некая опасность, связанная с физиологией, в частности несформированностью к этому возрасту лобной доли мозга, отвечающей за принятие продуманных и ответственных решений, и за прогнозирование ситуации, в частности. Но ведь Режим Самовоспитания запускается на всю жизнь, так что, если что и не так пойдёт, непременно будет время на коррекцию!

Суть Самовоспитания одной строкой...

...К чему сводится Самовоспитание обещаю непременно как-нибудь посвятить этому замечательному явлению целую статью! Ну а пока просто одним тезисом скажу, к чему оно должно сводиться. Это, прежде всего - тотальный Самоанализ, из которого подросток выносит то, что ему мешает быть тем, кем бы он хотел себя видеть. В частности: отрицательные черты характера и вредные привычки. А затем: приобретение необходимых полезных Знаний, Умений, Навыков и Привычек, которые непременно однажды дадут свои плоды.

...Вот как-то так, дорогие мои Друзья! Педагогическую тематику я буду затрагивать регулярно в своих статьях. Так что если для кого-то она актуальна, то ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА МОЙ КАНАЛ! Всё, что вам нужно для этого сделать - это ПОДПИСАТЬСЯ...

Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Дружная семья - Счастливые дети!"
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора. "Дружная семья - Счастливые дети!"

Если данная статья вас хоть чуточку зацепила, то непременно ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК!

А если в ходе изучения того, что я тут вам понаговорил, у вас возникли какие вопросы, сомнения, критические замечания или же просто мысли, НЕПРЕМЕННО ПИШИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ!!!

#воспитание ребенка #воспитание и развитие #семья и дети #психология семьи #психология жизни #полезные советы #полезные знания #цитаты и афоризмы #истории реальных людей #исторические факты