Начинаем публикацию полного текста (без иллюстраций) раздела книги Д.Виноградовой, Н.Непомнящего и А.Новикова "Неандерталец жив?", написанный первым автором.
Материал предоставлен сайтом Аламас.ру
Публиковать будем по главе в день для вашего удобства.
Глава 21
ВСЕ ЧЕРТИ РАВНЫ, ВСЕ ТЕ ЖЕ БОБРЫ
Где же он, наш герой, слывший у разных народов под множеством имен? Где он? Почему встречи с ним всегда случайны и неожиданны. и никогда не бывают преднамеренными? Где его зимняя квартира?
Представим себе, что скалистый берег реки, хотя бы тот, где обрывалась цепочка следов, по которым шли Рене и Айвен, содержал некоторое количество пустот карстового происхождения. Гипс или меловые породы легко процарапать им, ногти которых, по словам близко наблюдавшего их Альберта Остмена, как долото. (В народных сказаниях - железные когти). Процарапать себе ходы и выходы, обустроить свои “хаты” по аналогии с бобровыми, чтобы жить комфортабельно рядом с себе подобными, не представит им особого труда.
В старину... В старину - давно, когда весь Москов был горсткой хат внутри дубовой ограды-кремля, может быть, когда был он еще Дубовградом, в дремучем бору, за Боровицкими воротами, ведущими в этот бор, был овраг, который, если верить тогдашнему люду, черти прорыли. Эта местность - Черторыльская, стала улицей под тем же названием.
В старину, в ту седую русскую старину, когда людей было намного меньше, а глухомани и зверья намного больше, ночью или в сумерках мог человек приметить в реке их бобровые шкуры. И, конечно, не единожды, а много раз - иначе не сложилось бы присловье, не образовалась пословица, записанная Далем - "все черти равны, все те же бобры". То есть, говоря языком современности: черти - это млекопитающие, имеющие равную для всех бурого цвета шкуру: ведущие полуводный образ жизни по типу бобров. Но наш далекий пращур сказал емче, сильней, красочней: "все черти равны, все те же бобры".
Сказано о пословице: в ней слова собраны в кулак, как пальцы руки. Богатству языка российского еще не спет достойный гимн. Шесть коротеньких слов: все черти равны - все те же бобры, а как много они сказали! И как иначе можно понять эту переданную нам из прошлого депешу, кроме как указания напрямую, без обиняков на место обитания искомого примата? Известно, что каждое присловье, пословица и поговорка имеют свое материальное, конкретное происхождение. Источник происхождения этой пословицы, думается, можно объяснить только однозначно, указанием на место обитания примата, сравнивая его с бобрами.
Жилища бобров, читаем в справочной литературе, имеют вид правильной кучи до трех метров высоты и строятся в два этажа. Верхний - сухой, служит для жилья, а в нижнем - подводном - хранятся припасы. Для того, чтобы выход был всегда закрыт водой (подчеркиваем: вход и выход в жилище закрыт крепким замком - водной толщей), бобры поднимают уровень воды, для чего строят плотины. Жилая площадь каждой постройки делится между 2-3 семействами; летом бобры большей частью проводят время в одиночку. Продолжительность жизни бобров до 50 лет. Цвет его меха каштаново-бурый. Существует еще болотный бобр, его мех черно-желто-бурый.
Описание бобровых жилищ напомнило следующее сообщение из Монголии.
...В связи с предположением о возможном наличии, по крайней мере в недавнем прошлом, одного из очагов размножения и, следовательно, более чем обычно оседлого обитания снежного человека в южных районах Гоби должно привлечь большое внимание сообщение проф. Ринчена, подтвержденное затем и сообщением проф. Дементьева, о наличии в Убурхангайском аймаке, а возможно, и в других местах каких-то странных то ли природных, то ли искусственных сооружений, которые среди населения носят название "Алмасын добо", т. е. "холмы алмасов". Рисунок одного из них показывает, что этот холм имеет почти отвесные стены, как у монгольской юрты, сверху зарос саксаулом и имеет на разной высоте два входных отверстия достаточно просторных для существа ростом с человека. Общий размер зарисованного холма - 3,5 м. высотой.
"Заведующий местным кабинетом краеведения Цоодол сообщает, что он нашел внутри этой искусственной норы или пещеры кости зайца и кал, похожий на человеческий. Норы эти необитаемы уже несколько десятков лет. Но, по словам стариков, в них жили "алмасы", от которых холмы и получили свое название; многие из этих нор уже разрушились и обвалились... Эти норы объясняют монгольское название алмасов в тех местах: "нухны алмас" - норовые или пещерные алмасы... Заведующий кабинетом краеведения сообщил, что из одного пещерного холма он достал старый череп, отличающийся от современного человеческого черепа... Монголы старожилы утверждали, что в 3-4 км оттуда находилось более крупное местожительства алмасов. По сведениям, собранным Цоодолом, лет 60 тому назад в Алмасин-Хото еще жило не менее 4-х алмасов.”
Из письма д-ра Ринчена от 3 января 1960 года.
(Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке)
ИЗЫДЕ, ДЬЯВОЛЕ, В СВОЙ ТАРТАР. Заглянем в книгу известного географа и карстоведа Н.А. Гвоздецкого "Карст"("Мысль", 1981 г.), на страницы, где описана Русская равнина, как крупная карстовая страна, в которой исчезают реки, продолжая свой путь в виде подземного потока, где карстоведы и спелеологи находили скелеты первобытных людей. Страна с колодцеобразными провалами, с болотами и бездонными омутами. "Крупнейшей карстовой областью Русской равнины является Московско-Двинская. Она соответствует огромной по площади Московской синеклизе" - вогнутой платформенной структуре. "На севере открыты большие гипсовые пещеры протяженностью до 5-12 км".
Наложим на эту подземную географию наземные встречи с таинственным приматом. На богато закарстованной территории Приуралья недалеко от знаменитой Кунгурской пещеры ночью произошла встреча А. Катаева с двумя существами, "танцующими" при лунном свете на берегу реки.
Читаем о карстовых пещерах Украинско-Донецкой карстовой области и вспоминаем простодушную милую женщину, которая говорит: "Я с Донбасса... вижу, весь зарос... в рыжих волосах... я его пожалела... он подвизгивал... выражение у него доброе..." И вспоминаем сказанное ею между прочим, что и рыбак видел на берегу реки такие же следы.
На болото убежал обладатель обезьяньей руки и обезьяньего лица, издавший крик, похожий на милицейский свисток.
Несколько человек в начале сороковых годов, во время Великой Отечественной войны наблюдали - пишет читатель в журнал "Турист", - как двое черных "людей", издав вибрирующий звук вроде раскатистого хохота (белые зубы ярко сверкнули на черном фоне), не то присели, не то погрузились в болото.
"Страна с болотами и бездонными омутами - листаем книгу карстоведа. Нету дна у провалов, наполненных водой. Вода уходит вглубь вниз, в преисподнюю. В карстовую страну, в пещеры, где карстоведы и спелеологи находили скелеты первобытных людей".
Датская народная сказка (отрывки)
Было в одном королевстве глухое лесистое болото. Тянулось оно на много миль, и шла о нем в народе недобрая молва. Кто, случалось, забредет туда ненароком - человек ли, зверь ли - сгинет без следа. И прозвали это место "Чертова трясина".
Надумал король дознаться, кто это там на болоте затаился и все живое губит. Снарядил он большое войско и велел своим ратникам болото вдоль и поперек исходить. Искали воины, искали и натолкнулись на болотного лешего. Диковинное чудище был тот леший. Обличьем с человеком схож, только весь с головы до пят шерстью оброс да глаз у него один посреди лба торчит. Накинулись на него ратники, пока он спал, опутали крепкой железной цепью и поволокли к королю. Обрадовался король. Слышал он, будто хранят лешие в болотах богатства несметные. Только как ни пытали лешего, как ни выспрашивали его про сокровища - он и слова не проронил.
Тогда велел король посадить лешего в железную клетку за семью дверями и глаз с него не спускать. И поклялся король, что отрубит голову всякому, кто лешего из клетки вызволит.
...Воротился маленький принц к пленнику и все семь дверей железной клетки отпер. Леший из клетки выскочил. Протянул он мальчику серебряную дудочку и говорит:
- Коли попадешь когда в беду, подуди в эту дудочку и я тотчас к тебе явлюсь.
...Выбился мальчик из сил и стал на дерево карабкаться. Зацепился чем-то за сук, - а это дудочка торчит. Стал мальчик что есть мочи в дудочку дудеть и лешего звать.
...Вскарабкался мальчик лешему на плечи, шею его коленками зажал, пальцами крепко за его мохнатую гриву уцепился. В тот же миг засосала их обоих трясина и очутились они в подземном дворце.
...Показал ему леший в своих дворцах залы для игрищ рыцарских, доспехи из золота и серебра. А потом сказал леший принцу:
В ученье семь лет у меня проведешь -
И счастья по свету искать пойдешь.