Уже сегодня одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, которое станет допуском к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). И изначально я хотела создать некий текст с критическим оттенком, вспомнить своё возмущение относительно того, что на поиски литературных аргументов придется отправиться технарям, химикам, математикам (притом что я как журналист не имею абсолютно ничего против какого бы то ни было сочинения), но потом обратилась за помощью к интернету, чтобы на всякий случай уточнить дату испытания. На глаза попалась ссылка на материал-обобщение. И тут понеслось…
Я увидела и вспомнила очень важную вещь. Это сочинение — не просто рассуждение, не просто попытка выскрести из мозга 350 слов на заданную тему. Это рассуждение, логика, доводы, умение последовательно и структурированно доносить мысли, обозначать позицию. Скажете, не такие важные навыки? Только для гуманитариев? Ну-ну.
Мне 24. Меня воспитывали мама, папа, бабушка, дедушка, немного — друзья, учителя, а затем — я сама. В какой-то момент я начала понимать, что грамотно, позитивно и конструктивно общаться с окружающими умеют далеко не все. Очень далеко не все. Прямо крайне сильно далеко не все. Многие любят выражение «решать проблемы через рот» — чего уж проще, правда? Рассказать о своих эмоциях, своём видении ситуации, привести релевантные аргументы в споре, не предъявляя обвинений и, чего хуже, не манипулируя, способны… ну, не единицы, конечно, но определенные малочисленные группы. И часть из них научились этому только благодаря помощи специалистов.
Не буду сейчас ничего пропагандировать, статья пишется не для этого. Важно то, что итоговое сочинение — вещь полезная для всех школьников без исключения. А если мне скажут, что одиннадцатиклассники по сути ещё дети и рассуждать на такие серьёзные темы им рано/сложно/не стоит (нужное подчеркнуть), я не соглашусь. Вернее, соглашусь отчасти. Сложно может быть, но давайте спрошу: а кому сейчас легко? Учиться, ошибаться и нащупывать своё не рано никогда. Даже так: чем раньше дети начнут это делать, тем лучше.
И тут стоит подойти, пожалуй, к главному вопросу — к тому, как об итоговом сочинении говорят в школах. А говорят, в основном, как о чём-то решающем. Как о важной контрольной работе, где жизненно необходимо получить хорошую отметку. А школьники боятся и заучивают шаблоны, от чего их при этом так старательно отговаривают учителя. Заучивают, потому что боятся: их собственные мысли никому интересны не будут. Что комиссия хочет прочитать только то, что читает много лет подряд: Сонечка Мармеладова — хорошая, Раскольников — в глубине души хороший, Онегин — плохой, Каренина — просто слишком влюблённая, Чацкий — умный и хороший, Фамусов — глупый и плохой, Пьер Безухов — хороший. У Есенина красивая русская деревня, а у Маяковского — красивая Лиличка.
Перестать бы уже ребят пугать, что от сочинения зависит их будущее. Зависит будущее, зависит будущее — да у ребят на носу полугодовые оценки (от которых тоже, вот сюрприз, зависит будущее), подготовка к ЕГЭ (удивитесь — но он тоже влияет на будущее. Умора). Донести бы, чем им это пригодится. Они устали подстраиваться под кого-то среднестатистического, безликого, консервативного, кому нужно оценить их мысли. Подростки — это про бунт, свободу мысли, самовыражение, альтернативное мнение. Да и сейчас они гораздо умнее и осознаннее, чем про них принято думать. Ну, кто-то слушает ненавистный педагогам русский рэп, да ну и бог бы с этим. Зато они задают вполне резонный вопрос: «А что такого сверхъестественного сделал Мастер, чтобы его так полюбила Маргарита за один день?» Или «Да почему этот Базаров вторгается в личное пространство Николая Петровича и не уважает его мнение? Почему я должен ему симпатизировать только из-за его ума?»
Они меняются, они уже не похожи на предыдущие поколения, поэтому они видят что-то свежее, то, о чём не принято говорить на уроках по русскому языку или литературе. В большинстве школ все стандартно: любовь — это про Мастера и Маргариту, Желткова и Веру, Машеньку и Петрушу Гринёва. Если про природу, то это, ну, скажем, «Прощание с Матёрой», «Царь-рыба», а если про совесть — то «Челкаш», «Преступление и наказание» и так далее и тому подобное.
В студенчестве я занималась репетиторством. Ко мне на уроки попала девочка, которая училась в 10 классе. И когда мы говорили о «Евгении Онегине», она сказала: «Не понимаю, почему его называют чёрствым и бессердечным. Он честно объяснился с Татьяной и рассказал, почему не хочет быть с ней и не может ответить на её чувства. Разве было бы лучше, если б он воспользовался ею по привычке, от скуки, а потом бросил или заставил страдать?» И, как говорится, в чём она неправа?
С другим учеником (технарём, кстати) мы занимались русским языком. Незадолго до итогового сочинения он попросил меня разобрать с ним несколько литературных произведений для аргументов к определённым темам. Когда дошли до «Гранатового браслета», который традиционно позиционируется учителями как иллюстрация чистой, искренней любви и считается лучшим примером для сочинения по этой теме, парень задумался: «Герой героиню и знать не знал, письма какие-то писал, подарки посылал, преследовал. Красивый образ и пафоса много. Разве он знал, о чём она думает, о чём мечтает, сколько хочет детей? Ничего не знал. И вот почему-то — любовь». А он в чём неправ?
Безусловно, существует немало преподавателей, которые готовы честно принять любую точку зрения и выделить открытость и самобытность рассуждений, если действительно есть что выделять. Но, как показывает практика, из года в год одно и то же. Зазубривание готовых текстов из страха не успеть подготовиться или забыть, таблицы с литературными произведениями по тем или иным темам, нелюбовь комиссии к аргументам из современного кинематографа (упаси господи, если в сочинении ещё и будут герои «Марвел»). Хоть бы у родителей и педагогов хватало смелости посоветовать: пишите то, что думаете вы, а не методичка. Чем больше школьников этому последуют, тем быстрее мы выдохнем после тонн банальностей и увидим что-то бодрящее.
А не сдадут с первого раза — не смертельно. В кармане аж две пересдачи. Хорошенько побесят своими крамольными углублениями в психоанализ, переносами поведения героев в реальную жизнь и прочим. Ну или детям поставит долгожданный «зачёт» кто-нибудь адекватный. Верю, что таких больше, чем кажется.