Практически всех родителей фразы «Купи! Купи! Купи!» и «Хочу! Хочу!» доводят до нервного тика. Это самые популярные реплики ребенка при посещении магазина. Если и у вас от этих слов уже подергивается глаз, то мои советы придутся как раз к месту. Вводим азы финансовой грамоты с пеленок.
Меня зовут Олеся Потапова, я журналист и мама 7-летней егозы Зои. Хочу поделиться с вами своим родительским опытом.
К сожалению, до недавнего времени мы не планировали расходы по этому пункту, а ставили «по факту». В «хотелки» входят все приятные бонусы: киндер-сюрпризы, игрушки, спонтанные желания купить лизуна или «вон того, очень миленького котика» из пластика. Раньше запланированные деньги из графы на желания дочери заканчивались к середине месяца. И начиналось грустное время.
Ребенок расстраивался, что мы не покупаем ему 150-й набор лего или киндер. Все уговоры на тему «Ты свой бюджет в этом месяце израсходовала» или «Купим со следующей зарплаты» обычно заканчивались мини-скандалом или полной капитуляций родителей. Так что эта графа всегда оказывалась непредсказуемой.
Но главное, ребенок не понимал, что такое деньги.
Чтобы наладить и финансовый баланс, и хорошее настроение, я подсмотрела идею и делюсь ею с вами.
Составляем список желаний
Мы договорились с дочерью, что теперь своим маленьким бюджетом она будет распоряжаться сама. Выделили 1 тысячу рублей на месяц при условии сразу на месте покупать желаемое она не будет. Нужно составить список желаний. Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор.
Напротив каждой графы проставляет цену и выделает цветом степень «желания». «Хочу сейчас» помечает красным цветом, «Можно позже» – синим. И «Хочу когда-нибудь» остается без пометки.
Тут уже подключаются взрослые. Я помогаю дочери пересчитать цифры и вынести вердикт: на что хватает денег, а на что придется копить. Но выбирает, на что именно тратить свои деньги или копить, она сама.
«Малышу нужно помогать: задавать наводящие вопросы, предлагать варианты. Вместе считать и планировать. Но ни в коем случае не давить и не навязывать свое мнение: критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями».
Так, в июньском списке Зои была кукла Барби-скейтбордистка за 2,5 тысячи рублей. Дочь поняла, что копить на американскую красотку придется 2,5 месяца, и решила перенести покупку из разряда «Хочу сейчас» в «Хочу когда-нибудь». Кажется, она планирует схитрить и попросить ее в подарок на 1 сентября. Но ничего страшного, дети сразу не могут сделать рациональный выбор. Привычка к анализу и планированию наработается со временем.
Малышу нужно помогать: задавать наводящие вопросы, предлагать варианты. Вместе считать и планировать. Но ни в коем случае не давить и не навязывать свое мнение: критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.
Учим копить на крупные покупки
Мы научили дочь вести списки желаний. Анализировать и расставлять приоритеты она научилась достаточно быстро. Следующая задача – ввести еще одну степень финансовой свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только сиюминутные приоритеты, но и бюджет.
В первый же месяц у дочери была дилемма: образовался остаток средств в размере 300 рублей. На покупку нужного девайса для кукольного домика не хватало ровно такой же суммы. И мы предложили не тратить остаток, а накопить. Зоя согласилась. Мы положили деньги в бумажный конверт и подписали. В следующем месяце хватило и на мебель в домик, и на другие «хотелки».
Ребенку поможет, если вы своим поведением будете тоже демонстрировать выдержку и способность к долгосрочному планированию.
Девочке трудно формировать самоконтроль, если она видит, как мама спускает всю зарплату на очередную пару туфель. В семьях, где к покупкам подходят рационально, дети сами постепенно учатся самоконтролю и долгосрочному планированию.