Найти тему

Дача Кривдиной. Архитектурный памятник, виноватым в разрушении которого является не государство, а простые люди

Есть (пока ещё есть) в Сестрорецке (Санкт-Петербург) объект культурного наследия России федерального значения – дача Кривдиной.

Валентина Кривдина работала в начале 20 века домашней учительницей. И была у неё в Сестрорецке дача. Правда потом возникли финансовые сложности и дачу пришлось заложить, но это уже другая история. Главное, что для потомков сохранился памятник архитектуры. Только вот потомки это не оценили.

Вот такой была дача Кривдиной ещё несколько лет назад. Фото из открытых источников.
Вот такой была дача Кривдиной ещё несколько лет назад. Фото из открытых источников.

Мы привыкли, что в разрушении архитектурных памятников виновато государство. Вечно у него денег нет на реставрацию. Кто знает, будь дача Кривдиной в руках государства, то судьба здания была бы не такой плачевной.

А так должна была выглядеть дача после реставрации по одному из проектов. Иллюстрация из открытых источников.
А так должна была выглядеть дача после реставрации по одному из проектов. Иллюстрация из открытых источников.

Но дача в советское время принадлежала санаторию. И так постепенно переходила от одного юридического лица к другому. Про нынешнего владельца можно сказать одно: остальные исторические здания этого юридического лица в отличном состоянии, но в то же время он знал, что покупает здание с людьми.

А люди на даче Кривдиной действительно жили. Но все решили свой жилищный вопрос, кроме одной семьи.

Но в ноябре 2021 года дача Кривдиной выглядит вот так.
Но в ноябре 2021 года дача Кривдиной выглядит вот так.

Ситуация классическая – всегда найдётся один, который держится за свой холодный туалет на улице и не хочет никуда уезжать. Чаще всего причина всё-таки не в туалете, а в том, что хотят урвать жильё побольше и получше (а никак не получается, т.к. не положено) или не хотят менять район (вариант взять жильё в том районе, где дают, продать и купить там, где нравится – не подходит, ведь что-то самостоятельно придётся делать).

Семья моей подруги так боролась со своими соседями. Эти люди реально отняли у них несколько лет жизни в нормальных человеческих условиях. Они ещё и жили в обычной дореволюционной деревяшке, а не памятнике архитектуры (т.е. никакого мотива расселять у государства вообще не было). Так вот пока жильцы обивали пороги гос.учреждений, чтобы выбить себе нормальное жильё (все понимают насколько это сложно), одна семья, наоборот, делала всё, чтобы это жильё не дали. Процесс не только усложнился, но и затянулся на долгие годы. В итоге с огромными сложностями дом по частям признавали аварийным. И когда люди всё-таки уезжали в полученные квартиры, то искренне желали, чтобы их аварийные части свалились на головы соседям, которые создали столько проблем и остались жить в доме (дом, кстати, как стоял, так и до сих пор стоит).

И таких историй очень и очень много. Единственное отличие, что обычные дореволюционные дома никому не интересны. А вот с памятниками архитектуры нужно что-то делать.

Дача Кривдиной (точнее то, что от неё ещё осталось).
Дача Кривдиной (точнее то, что от неё ещё осталось).

На это и рассчитывала семья, которая продолжала жить на даче Кривдиной. Собственник с дачей ничего не мог сделать (даже ремонтные работы проводить, т.к. в доме жили дети). И на запросы семьи (они три квартиры хотели взамен комнаты в 16 кв.м.) тоже не соглашался. С расселением государством у этой семьи что-то не сложилось.

В итоге, в конце июля 2021 года рухнула часть крыши здания. На собственника завели уголовное дело. Тут хочешь- не хочешь, а делать что-то придётся. С семьёй обещали разобраться до конца 2021 года. Получилось это или нет – пока не понятно. Но на информационном щите на заборе у дачи Кривдиной так и нет даты начала работ.

Объявление на новом заборе у дома.
Объявление на новом заборе у дома.
О реставрационных работах помнят, но начать их пока не могут.
О реставрационных работах помнят, но начать их пока не могут.

-7