Что такое икона. Принципы чтения икон. Из какого дерева делали рамы для икон и почему. Почему это дерево считалось в древние времена священным. Ветвями из какого дерева украшали наши предки дом на Троицу.
Большинство людей, которые ходят в храм, не понимают, что зашифровано в иконах.
Икона - это (от греч. — изображение, образ) – живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.
До XVI века нашей эры "прочитывать" иконы умели даже неграмотные люди. Одна икона праздника или библейского события, или святого, порой заменяла десятки проповедей.
Существует семь принципов чтения икон:
- Икону читают снизу вверх.
Это означает, что мы поднимаемся от земного к горнему. очень часто святых изображают стоячими на земле. Это как бы показывает, что они выросли духовно.
В древних иконах было важно и то, из какого материала была сделана доска рамы.
Это – граница между нашим миром и миром, представленным в иконе – духовным.
В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево. Рамы для икон чаще всего делали из липы. А липа являлась символичным растением.
Липа считалась древом Богородицы. Христиане верили, что, когда Богородица спускается с небес на землю, она отдыхает именно на липе. На липу вешали иконки и образки, существовали поверья, что именно на липе чаще всего являлись чудотворные иконы.
Одна из христианских легенд гласит, что липа стала убежищем для Богородицы, когда она с маленьким сыном бежала в Египет.
- Обращаем внимание на фон иконы.
Ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так.
В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно. Важно было показать реальность произошедших на них событий.
Сейчас мы встречаем чаще всего золотой и белый фон.
Белый цвет - это цвет рая. Золотой цвет - это цвет святости и особенного, невещественного сияния . Еще золото ассоциируется с вечностью, так как оно не меняет свой цвет.
- Символические цвета иконы.
На иконах нет серого цвета. Так как серый - это смешение белого с черным. А рай и ад никогда не будут соединяться.
Красный цвет имеет много значений. это цвет крови и жертвы Христа. Все мученики изображены на иконах в красных одеждах.
Но красный цвет - это также цвет Воскресения.
Синий и голубой цвета - это цвета неба, мудрости.
Синий цвет - это еще и цвет Богородицы, которая соединила в себе и земное и небесное.
В Богородичные праздники все облачение священства и храма в сине-голубых тонах.
Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.
- Внимание на атрибуты иконы, в них ключи к пониманию.
Атрибуты есть разные. Например кресты в руках святых - это значит, что они приняли мученическую смерть за Христа.
В руки святым дают то, чем они прославились.
Например часто встречаются иконы Николая Чудотворца, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г.
На нём разбирался вопрос об учении Ария…Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в.
- Обращаем внимание на геометрические фигуры, они символичны.
Например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое – нашу землю.
Символично количество углов в фигурах. Так шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник – с Вечностью и так далее. Круг – фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга.
Мандорла (итал. mandorla – миндалина) – в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображали Христа и Богоматерь, когда хотели представить их в славе.
- Перспектива и стороны иконы (правая или левая сторона).
Еще называют обратная перспектива в иконописи. Если икона пишется “с другой точки зрения”, то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. Для нас левая сторона - это передний план, а правая - это задний план.
То есть обратная перспектива открывает пространство иконы так, что «зритель является частью иконы» или «Бог в иконе смотрит на зрителя», или «икона смотрит на зрителя, а не зритель смотрит на икону».
- Центр иконы.
В центре обычно изображали самое главное. Главным являлось то, о чем или о ком икона повествует.
Нюансов много, но основных принципов семь.
Есть один и самый главный секрет написания икон - это молитва.
Перед тем, как иконописец приступает к написанию иконы святого, он должен душой через молитву соединиться с этим святым. Если такого соединения не получится, выйдет обычный рисунок.
А еще этот секрет заключается и в том, что мастер, создавая икону отрекается от себя и отдает свою душу Господу, чтобы Он через руки художника воплотил Свой Божественный Замысел.
Оставляйте свои комментарии по поводу прочитанного. Мне будет приятно пообщаться с вами.