Найти тему

Менее простительными, чем нарушения в сексе и нарушения диеты, были действия инквизиции. Но они заметно сократились в Италии в т

Среди церковного упадка существовало несколько центров благотворных реформ. Пий II сверг генерала доминиканцев и дисциплинировал слабые монастыри в Венеции, Брешии, Флоренции и Сиене. В 1517 году Садолето, Гиберти, Караффа и другие церковники основали Молельню Божественной Любви как центр для благочестивых людей, которые хотели найти убежище от языческого мирского Рима. В 1523 году Караффа организовал орден Театин, в котором светские священники жили по монашеским правилам целомудрия, послушания и бедности. Кардинал Караффа отказался от всех своих льгот и распределил свое имущество среди бедных; так же поступил святой Гаэтано, еще один основатель Театин. Эти приверженцы, многие из которых были людьми благородного происхождения и большого богатства, поразили Рим строгим соблюдением своих собственных правил и бесстрашными визитами к жертвам чумы. В 1533 году Антонио Мария Закария основал в Милане аналогичную общину священников, сначала называвшуюся Обычными священнослужителями Святого Павла, но вскоре ставшую известной как варнав из церкви Святого Варнавы. Караффа разработал полезную программу реформ для духовенства Венеции, а Гиберти провел аналогичные реформы в Веронской епархии (1528-31). Эгидио Канисио реформировал августинских отшельников, а Грегорио Кортезе добился аналогичного улучшения среди бенедиктинцев в Падуе.

Выдающиеся усилия по монашеской реформе в эту эпоху были основой ордена капуцинов. Маттео ди Басси, монах францисканской обсерватории в Монтефальконе, подумал, что видел святого Франциска в видении, и что он слышал, как тот сказал:“Я хочу, чтобы мое правило соблюдалось в точности, в точности, в точности”. Узнав,что святой Франциск носил четырехугольный остроконечный капюшон, он принял этот головной убор. Отправившись в Рим, он добился от Климента VII (1528) разрешения основать новую ветвь францисканцев, отличающуюся капуччио или клобуком, и твердой приверженностью последнее правило Святого Франциска. Они одевались в самую грубую одежду, ходили босиком в течение всего года, питались хлебом, овощами, фруктами и водой, соблюдали строгий пост, жили в узких камерах в бедных хижинах из дерева и суглинка и никогда не путешествовали иначе, как пешком. Новый орден был немногочисленным, но он дал волнующий пример и стимул для более широкого самореформирования, которое пришло к монашеским и нищенствующим орденам в шестнадцатом и семнадцатом веках20.

Некоторые из этих реформ были предприняты в ответ на протестантскую реформацию. Многие из них были спонтанного зарождения и свидетельствовали о спасительной жизненной силе в христианстве и Церкви.

iii. СЕКСУАЛЬНАЯ МОРАЛЬ

Обращаясь теперь к светской морали и начиная с отношений полов, мы должны с самого начала напомнить себе, что человек по своей природе полигамен и что только самые строгие моральные санкции, полезная степень бедности и тяжелой работы, а также непрерывный надзор со стороны жены могут побудить его к моногамии. Неясно, была ли супружеская измена менее популярна в Средние века, чем в эпоху Возрождения. И как средневековая супружеская неверность смягчалась рыцарством, так и в эпоху Возрождения она смягчалась в образованных классах идеализацией утонченности и духовных прелестей образованной женщины. Большее равенство полов в образовании и социальном положении сделало возможным новое интеллектуальное товарищество между мужчинами и женщинами. В Мантуе, Милане, Урбино, Ферраре и Неаполе жизнь была украшена и взбудоражена выдающимися привлекательными и культурными женщинами.

Девушки из хорошей семьи содержались в относительном уединении от мужчин, не принадлежащих к их собственному семейству. Их усердно обучали преимуществам добрачного целомудрия; иногда с таким успехом, что мы слышим о молодой женщине, которая утопилась после изнасилования. Она, несомненно, была исключительной, так как епископ предложил воздвигнуть ей статую.21 В римских катакомбах молодая знатная женщина задушила себя, чтобы избежать соблазна; ее тело с триумфом пронесли по улицам Рима с лавровым венком на голове.22 Тем не менее, должно быть, были значительные добрачные приключения; в противном случае было бы трудно объяснить необычайное количество бастардов, которые можно найти в любом городе Италии эпохи Возрождения. Не иметь внебрачных детей было отличием; иметь их не было серьезным позором; мужчина, женившись, обычно убеждал свою жену позволить своему незаконнорожденному потомству присоединиться к домашнему хозяйству и воспитываться с ее собственными детьми. Быть незаконнорожденным не было большой инвалидностью; социальное клеймо, связанное с этим, было почти незначительным; легитимацию можно было получить, смазав церковную руку. В отсутствие законных и компетентных наследников незаконнорожденные сыновья могли унаследовать поместье или даже трон, как Ферранте I сменил Альфонсо I в Неаполе, а Леонелло д'Эсте сменил Никколо III в Ферраре. Когда Пий II прибыл в Феррару в 1459 году, его приняли семь принцев, все незаконнорожденные.23 Соперничество бастардов с законными сыновьями было богатым источником насилия эпохи Возрождения. Половина новелл посвящена соблазнению; и обычно такие истории читали или слышали женщины, лишь на мгновение опустив глаза. Роберт, епископ Акино, ближе к концу пятнадцатого века описал нравственность молодых людей в своей епархии как бесстыдно развращенную; они объяснили ему, говорит он нам, что блуд не был грехом, что целомудрие было старомодным табу, и что девственность шла на убыль.24 Даже у инцеста были свои приверженцы.

Что касается гомосексуальность, то она стала почти обязательной частью греческого возрождения. Гуманисты писали об этом с какой-то научной привязанностью, и Ариосто решил, что все они пристрастились к этому. Политиан, Филиппо Строцци и автор дневника Санудо были обоснованно заподозрены в этом;25 Микеланджело, Юлий II и Климент VII были менее убедительно обвинены в этом; Сан-Бернардино обнаружил так много этого в Неаполе, что угрожал городу судьбой Содома и Гоморры.26 Аретино описал эту аберрацию как довольно популярную в Рим,27 и он сам, между одной любовницей и другой, попросил герцога Мантуанского прислать ему привлекательного мальчика.28 В 1455 году Венецианский совет десяти официально отметил“как отвратительный порок содомии множится в этом городе”; и “чтобы предотвратить гнев Божий”, он назначил по два человека в каждом квартале Венеции, чтобы положить конец этой практике.29 Совет отметил, что некоторые мужчины стали носить женскую одежду, и что некоторые женщины приняли мужскую одежду, и он назвал это“разновидностью содомии"."30 В 1492 году дворянин и священник, осужденные за гомосексуальные действия, были обезглавлены на Пьяцетте, а их тела были публично сожжены.31 Это, конечно, были исключительные случаи, на которые мы не должны делать обобщений; но мы можем предположить, что гомосексуальность более чем обычно присутствовала в Италии эпохи Возрождения до Контрреформации.

То же самое мы можем сказать и о проституции. По данным Инфессура—кто любил для загрузки его статистики против папского Рима—были 6,800 зарегистрированных проституток в Риме в 1490 году, не считая тайных практиков, в области проживает около 90 000.32 в Венеции переписи 1509 сообщили 11,654 проститутки населением около 300 000.33 предприимчивый принтер опубликовал“Каталог всех основных и самых уважаемых куртизанок Венеции, их имена, адреса и сборы”.34 на дорогах они часто посещали таверны; в городах они были излюбленным местом отдыха молодых лопаток и задорные артисты. Челлини описывает свою ночлег с куртизанкой как ни в чем не повинный инцидент и описывает ужин артистов, в том числе Джулио Романо и его самого, на котором каждый мужчина должен был привести женщину с низким сопротивлением. На более высоком уровне банкир Лоренцо Строцци устроил банкет в 1519 году для четырнадцати человек, в том числе четырех кардиналов и трех женщин полусвета.35

По мере роста богатства и утонченности возник спрос на куртизанок с некоторым образованием и социальным обаянием; и как в Афинах Софокла гетеры поднялись, чтобы удовлетворить этот спрос, так и в Риме конца пятнадцатого века и в Венеции шестнадцатого развился класс кортиджианских онест— благородных куртизанок, которые соперничали с лучшими дамами в одежде, манерах, культуре, даже в гебдомадском благочестии. В то время как более простые проститутки—кортиджиана ди кандела—практиковали в борделях, эти римские гетеры жили в своих собственных домах, щедро развлекались, читали и писали стихи, пели и играли музыку, и вступали в образованные беседы; некоторые собирали картины и скульптуры, редкие издания и новейшие книги; некоторые содержали литературные салоны. Чтобы не отставать от гуманистов, многие из них взяли классические имена—Камилла, Поликсена, Пентесилея, Фаустина, Империя, Туллия. Один скандальный остроумец, в понтификате Александра VI, написал серию эпиграмм, начиная с ряда в честь Девы Марии или святых, а затем, не краснея, продолжая несколькими в честь выдающихся куртизанок своего времени.36 Когда одна из них, Фаустина Манчина, умерла, половина Рима оплакивала ее, и Микеланджело был одним из многих, кто написал сонеты в ее память.37