День получения продуктов самый тяжелый и ответственный. И еще надо сдать тару, которая тоже материальная ценность. Из всего этого один плюс. Какой бы этот день не был загруженный, ты после двадцати все равно уйдешь домой. Да и на стоянке артельщика особо не привлекают к вахтам – работам. По крайней мера, два – три дня ты занимаешься исключительно продуктами. И только в рейсе, в спокойной обстановке, ты можешь все еще раз проверить, пересчитать, взвесить. И зачастую чего то не хватит. На чем то тебя обманули. Бывает не досмотрел. И это ты все доводишь до сведения повара. Если вы в контрах, то тебе скажут спокойно и прямо. Мол, это твоя проблема. Надо бы четко принимать продукты. Я обычно находил общий язык с поварами. В долги может загнать артельщика только повар. И большая удача, если повар профессионал, специалист в своем деле.
В конце месяца, обычно тридцатого – тридцать первого снимаются остатки. То есть все продукты, находящиеся в артелке пересчитываются очень тщательно. В этом артельщик заинтересован. Все взвесили –пересчитали, получилось допустим семь тысяч, а было месяц назад десять. За три тысячи расхода надо отчитаться. Отнимаем от нее сумму на питание экипажа за месяц. Остается допустим триста рублей. Считаем продукты, выданные экипажу за безналичный расчет. А это и колбаса на закуску, и сигареты, и кое что для семьи и детей. И получается допустим сумма в пятьсот рублей. В итоге двести рублей экономии. По закону их надо оприходовать. То есть, ни себе, ни людям. И что никогда не делается. Разве что в том случае, когда этот остаток обнаружат ревизоры КРО. А так обычно небольшой остаток оставляется на следующую приемку. Если, конечно, ее не заберет себе старпом или артельщик с поваром.
Когда у тебя есть в артелке запас - экономия, то чувствуешь себя более спокойно. Есть вариант для маневра. При социализме на складах тоже дефицит продуктов. И они выдаются по нормам. Колбасы больше, чем положено, не получишь. Каких-то дефицитных продуктов, той же тушенки. Чтобы этот лимит увеличить в два раза, оставляешь для главного кладовщика холодильника товарища Кравчука, личности легендарной, пять килограмм яблок на овощном складе. А он в свою очередь отдаст на овощник три килограмма сухой колбасы. Что-то отдается из судовых продуктов для пятого сухого склада, котором рулит - командует госпожа Валя Полищук, чтобы получить лишние десять банок кофе и столько же коробок конфет.
Почему артельщики часто попадают в недостачу? А все просто. Склады, это не магазин. И они не имеют права распродавать товар и продовольствие за наличные деньги, но с успехом это делают. А как по другому, если друзей – товарищей и разного рода нужных людей много. И они все хотят вкусно кушать. Денег за проданные продукты скапливается у завскладом много. И их надо провести документально. Вот и отдают артельщику допустим двести рублей наличкой, а в его документы - фактуры дописывают сто килограмм мяса. Тот в свою очередь раздает деньги коллегам – морякам, записывая им это мясо в безналичный расчет. Все проведено четко и законно. Вот только маленький нюанс. Эти наличные деньги артельщик зачастую оставляет себе. Ну, еще может поделится с поваром. Мол, в рейсе все спишем, все наверстаем. Вот только долги растут очень быстро. И в результате ничего не списывается, ничего не наверстывается. Ведь экипаж сразу чувствует ухудшение питания. На ледоколе «Москва» недостача случилась в тридцать тысяч рублей. А это три «Жигуля». Это мне рассказали ревизоры, когда проверяли мою артелку на танкере «Абагур».
Есть еще одна тонкость, которая конкретно портит жизнь артельщику. Положено вести, так называемую, «амбарную» книгу. Это журнал учета материальных ценностей. Все продукты выданные из артелки, строго должны отражаться в этом документе. Выдал пять килограмм мяса на камбуз, и тут же записал выданное в книгу. Суточные накладные и эта самая амбарная книга главный документ для береговых ревизоров. И это может принести артельщику большие неприятности. Допустим общая экономия по артелке триста рублей. Все хорошо. Все отлично. Это значит каких то продуктов избыток. А ревизоры пробивают каждый продукт отдельно согласно суточной раскладке. Лишние, то есть сэкономленные продукты они оприходуют. А каких не хватает, внесут в недостачу с последующим удержанием с артельщика. И вместо экономии, может получиться недостача. Чтобы такое не произошло, надо четко вести «амбарную» книгу, чтобы количество продуктов в артелке соответствовало количеству записанному в книгу. Желательно вовремя убирать лишние продукты из артелки. Что не всегда получается от элементарной нехватки времени и, конечно, лени. На «Абагуре» как раз такой момент случился. Ревизоры нагрянули, когда их совсем не ждали. И пришлось выкинуть за борт «амбарную» книгу и накладные за двадцать дней. А для страховки поднять срочно на камбуз ящик кур. И убрать в каюту десять банок кофе и пять блоков сигарет. При серьезной ревизии, лучше недостача, чем экономия. Есть оправдание на перерасход продуктов. Кормили, мол, хорошо, Думали на стоянке наверстать. В этом случае недостачу удержат с артельщика и дело закроют. Если обнаружат излишки, их оприходуют. Дело может закончиться выговором, с последующей сменой парохода на северное направление. При отсутствии расходных документов, тоже пишешь объяснительную, в которой ссылаешься на нехватку времени для ведения документации. И эта объяснительная дальше судна не идет. Для ревизоров это тоже плюс. Меньше бумажной волокиты. Посчитали по общему остатку. Выявили недостачу в семнадцать рублей и после обеда отбыли по домам. Все довольны, все при своих интересах.
И еще раз повторю. Даже на судне с экипажем в тридцать человек, суммы экономии всплывают громадные. У меня в артелке на танкере было списано за два года молотого кофе на шестьсот рублей. Срок годности этого кофе истек десять лет назад. Мой товарищ, сегодня гражданин Украины, когда это узнал, мгновенно перебрался в артельщики.
Продолжение следует...-----> Жми сюда
С уважением к своим читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук