К 1911 году старое здание Казанского вокзала перестало соответствовать возложенным на него задачам. Для строительства нового здания был объявлен архитектурный конкурс, в котором приняли участие Алексей Щусев (его вариант в итоге и был реализован), Евгений Фелейзен и Федор Шехтель. Каждый из конкурсантов не был вполне свободен в выборе концепции: основные требования были обозначены в техническом задании. Сооружение должно было включать разновеликие объемы, решенные с привлечением национальных форм и мотивов, обыгрывая образ «ворот на Восток». К этому времени Шехтель уже являлся автором Ярославского вокзала (закончен в 1904 году). Там архитектор тоже обращался к национальным мотивам, решив их в стилистике русского модерна. При создании проекта Казанского вокзала Шехтель вновь прибегает к национальной стилистике, но не увлекается ею чрезмерно. Он использовал узнаваемые «древнерусские» шатровые завершения, сделал вертикальной доминантой часовую башню, как это бывает в монастырях, а крыши р