Найти тему
Общество. Человек. Ты

Культовое строительство на Руси IX-XI веков.

Христианство для истории нашего государства имело и имеет колоссальное значение. Оно позволило древнерусскому государству преодолеть международную изоляцию, сплотить население многочисленных восточнославянских племен и различных коренных народов Поволжья, Севера и Великой Степи, повысить уровень культуры. Это заметно по культовым историческим памятникам, которые свидетельствуют о резком развитии религиозной, архитектурной и научной мысли населения Киевской Руси.

На Русь христианство восточного типа проникло гораздо раньше крещения Руси Владимиром Святославичем. Летописи упоминают существование нескольких деревянных христианских церквей в языческом Киеве 882 года, когда Олег Вещий хитростью захватил столицу полян, приказав казнить князей Аскольда и Дира. В 945 году, в год насильственной смерти Игоря Рюриковича, также упоминаются церкви. Возможно, князь Игорь был тайным христианином, потому что за свою жизнь ни разу не взял себе другой жены, кроме Ольги, а сама княгиня Ольга вскоре приняла официальное крещение в Константинополе.

Казнь Аскольда и Дира
Казнь Аскольда и Дира
Казнь князя Игоря
Казнь князя Игоря

Древнерусское культовое зодчество дает ценнейшие сведения о создавшей их эпохе, об идеологии, политической обстановке и художественных вкусах эпохи, о строительной технике и организации ремесла.

-4

К сожалению, изучение монументального древнерусского зодчества домонгольского периода, особенно культового, ограничено многочисленными препятствиями, главным из которых является малое количество сохранившихся памятников. Междоусобные конфликты Феодальной Руси; монгольское нашествие; бесчисленные войны между Россией, Польшей, Великим Княжеством Литовским, Швецией, Крымским ханством, Османской империей; нашествие «армии двунадесяти языков» Наполеона Бонапарта; Первая Мировая война; Гражданская война; большевистская антирелигиозная политика; ужасающее опустошение в Великой Отечественной войне – всё это стерло с лица земли большинство памятников древнерусского зодчества. Помимо перечисленных бедствий, к уничтожению памятников древнерусского зодчества привела насильственная католицизация Польшей украинских и белорусских земель в XIII-XVI веках. Правящие верхи СССР ради сохранения социалистической идеологии уничтожали храмы и соборы, использовали их в хозяйственных нуждах и так далее.

Нацисты позируют на фоне разрушенного Успенского собора, 1941 год
Нацисты позируют на фоне разрушенного Успенского собора, 1941 год

Таким образом, сохранившихся наземных построек домонгольского периода Руси сохранилось не более, тридцати, большинство из которых с течением времени перестроены так сильно, что невозможно без детального археологического исследования представить их первоначальный образ. Все известные нам раскопки позволили изучить не более сорока скрытых землей остатков (фундаментов, элементов стен и фресок), итого к формированию научного представления о каменном древнерусском зодчестве домонгольского периода у отечественных и зарубежных исследователей есть лишь около 70 полных памятников и примерно 150 частично сохранившихся. Это несравнимо меньше западноевропейских культовых и оборонительных построек раннефеодальной эпохи романского стиля.

Новгородские храмовые раскопки
Новгородские храмовые раскопки

До установления активных политических контактов с Византией на Руси основным строительным материалом была древесина, в том числе и для культового зодчества.

Деревянные церкви Древней Руси.

-7

Восточнославянское богослужение того периода требовало, чтобы в церковном здании строились помещение для молящихся, алтарь с восточной стороны и западную пристройку – ее называют притвором. Возможно, на Руси притвор служил тамбуром, чтобы останавливать зимой проникновение морозного воздуха в помещение церкви.

-8

Русские зодчие строили церкви, как жилые дома княжих людей – высокие вместительные срубы с горизонтально уложенными венцами, из-за чего длина стен была ограничена. Длина бревна была от 6 до 9 метров, а потому культовое сооружение не могло вместить в себя большое количество людей (от 100 до 200 человек максимум). Чтобы увеличить вместимость зданий, зодчие находили новые конструктивные решения: строили крестообразное здания, перевязывая пять срубов, или строили восьмигранные в плане здания (позже на Руси их будут называть «круглыми»). Вместимость крестообразных зданий росло до 600-800 человек, «круглых» - до 1000 человек.

-9
-10

Конечно, деревянные церкви X-XI веков до нас не дошли, но миниатюры из летописных сводов XI и XIV веков позволяют исследователям предполагать, какого типа деревянные церкви строились. Например, на одной из миниатюр изображена деревянная «времянка» - деревянный сруб с двускатной крышей и крестом наверху, поставленный вместо сгоревшего храма. До пожара на месте «времянки» стояла восьмигранная в плане церковь с высокой пирамидальной крышей с крестом на высокой шейке. «Времянку» снесли в Киеве в период правления Ярослава Мудрого, примерно в 1020-1026 годах, чтобы вместо нее «возвести церковь великую». Она была «о пяти верхах», то есть с пятью конусообразными кровлями, увенчанными крестами, и представляла собой крестообразное в плане здание из пяти срубов. Образовавшиеся пустоты между сторонами креста заполнялись пристройками различного назначения, что придавало огромному зданию квадратную в плане форму (как говорили на Руси «о клетце»).

Фрагменты миниатюр "Жития Бориса и Глеба", XIV век
Фрагменты миниатюр "Жития Бориса и Глеба", XIV век

Грандиозную работу в X веке провели новгородские плотники: они построили первый новгородский Софийский собор в 989 году. Именно в этом году после официального объявления крещения Руси в Киеве в новгородской земле начались волнения – там укоренилась власть языческих волхвов. В Новгород был отправлен воевода и воспитатель князя Владимира Добрыня, чтобы «огнем и мечом» крестить богатый северный край Руси.

Князь Владимир приказывает утопить идол Перуна. На фоне - Деревянные стены Киева
Князь Владимир приказывает утопить идол Перуна. На фоне - Деревянные стены Киева

Этому событию и приурочено было строительство Софийского деревянного собора. Это монументальное здание строилось из лучших дубовых бревен, оно было увенчано тринадцатью башенками. Каждому «верху» соответствовал сруб: один в центре, восемь вокруг центрального, образуя огромный квадрат в плане, а потом еще четыре сруба по каждой стороне квадрата. При длине бревен в 8-9 метров такой собор способен был вместить до 2000 человек! Внешне этот храм из-за своих размеров внушал трепет у приезжих купцов. Чтобы прихожанам здание казалось монументальным и величественным, внутренние стены были прорезаны большими проемами, от чего они превратились в крестообразные в плане столбы, поддерживающие широчайший деревянный свод.

Новгородское вече. Позади - деревянная София
Новгородское вече. Позади - деревянная София
Деревянный Собор Святой Софии, Новгород. (реконструкция)
Деревянный Собор Святой Софии, Новгород. (реконструкция)

Во внешних стенах были прорезаны невысокие оконные проемы в несколько ярусов, они подчеркивали высоту здания. На втором ярусе здания врубили большие хоры-балконы, которые служили стягивающей конструкцией между столбами и срубами. На деревянных стенах, очевидно, не писали фресок, но восполняли недостаток изображений многочисленными иконами, привезенными с юга или написанными специалистами-иконописцами в местных мастерских. В восточной части храма благодаря этому поставили высокий многоярусный иконостас, который византийцы традиционно не использовали. Возможно, поэтому в каменном зодчестве Руси, после распространения фресок, иконостасы сохранились и стали характерной уникальной особенностью русских храмов.

Такие крупные деревянные соборы строили во всех значимых городах Руси: Чернигове, Полоцке, Переяславле, Галиче, Владимире-Волынском, Ростове, Суздали, Смоленске, Любече, Пскове и других. Они поражали воображение зрителей не меньше каменных соборов и храмов, и летописцы не могли скрыть своего восхищения перед деревянными соборами.

-15

В одной из летописей оставлено известие о событии 1160 года, времен Раздробленной Руси, в земле молодого князя Андрея Боголюбского. В Ростове сгорел деревянный Успенский собор, который был построен за 168 лет до этого, в 992 году, при христианизации Залесья Владимиром Крестителем. Летописец отмечал: «соборная дивная великая церкви святыя Богородицы, якой же не было николи же не будет».

Ростовский кремль
Ростовский кремль

Строительство монументальных деревянных церквей было связано с традиционной техникой зодчества ранней Киевской Руси, мастерство русских плотников многократно отмечалось заезжими иностранными путешественниками и купцами как непревзойденное. Любой русский мужик с помощью небольшого острого топора мог практически в одиночку поставить большой украшенный резьбой теплый дом, а профессиональные артели плотников в Киеве и Новгороде Великом способны были творить из древесины «застывшую музыку». Проникновение византийской культуры в Русские земли способствовало распространению каменного зодчества и заметному сокращению деревянных культовых построек.

-17

Каменное зодчество Киевской Руси X-XI веков.

Самый ранний пример каменного зодчества датирован 945 годом. По летописи нам известно, что в Киеве был построен княжеский дворец в камне, в котором проживал Игорь Рюрикович со своей супругой Ольгой и малолетним сыном Святославом. Этот дворец был исключительным случаем. К концу X века, во времена Владимира Крестителя всё изменилось. С принятием христианства и сближением с Византией русские зодчие получили доступ к полутысячелетней строительной технике Византии, которая брала свое начало прямиком из античных времен – Древнеримской империи. Самую большую роль в освоении византийского строительного опыта сыграла церковь с ее канонизированной крестово-купольной системой постройки христианских храмов. Таких храмов было великое множество на территории Балканского полуострова и в Малой Азии. Такая система резко отличала культовое строительство восточно-христианской церкви от западной, где храмы строились вытянутыми с востока на запад, в романском стиле.

-18
-19

Освоение техники каменного строительства на Руси шло высокими темпами, потому что было крайне развито ремесленное дело, мастера активно обучали своих учеников, распространяя знания по всей русской земле, совершенствуя технику, а князья поощряли создание целых строительных артелей. Материальные потребности в каменном строительстве были в избытке: русские мастеровые умели делать и обжигать кирпич, изготавливать керамику, были известны крупные месторождения камня и железа, в совершенстве знали методы и способы обработки металлов. К XI веку на Руси сформировались специализации, необходимые для строительства: «льятели» (они отливают олово и свинец для кровли), «гвоздочники», «кузнецы железа», «древоделы» (резчики по дереву), плотники, «городники» (строители городских стен и оборонных укреплений), мостники (мостили дороги и прокладывали дренажные системы), «тесляры» (мастера столярного дела), каменщики (выкладывали стены из бутового камня и кирпича), «каменосечцы» (добытчики камня), «плинфоделатели» (те, кто делает кирпичи – плинфу), плиточники и т.д.

Технику строительства в камне я описывал в прошлой статье «Гражданское строительство Древней Руси IX-XI веков» (кликните по ссылке). Тем не менее, кратко опишу характерные черты раннесредневекового культового каменного зодчества в Киевской Руси.

-20

Основным строительным материалом культовых зданий был, очевидно, камень и кирпич. Камень добывали и привозили с Припяти, Поросья и других карьеров, сплавляли на баржах по рекам и волокли к крупным городам, где велось строительство. Применяли в строительстве не тесанный, а колотый кирпич, хотя камнетесы, конечно, тоже трудились в поте лица. Применяли мягкие породы камня: известняк и песчаник. Фундаменты строили из кварцита разных пород, чаще кварцита малинового. Его добывали на территории современной Донецкой области. В кладке применяли и булыжники, то есть бутовый необработанный камень. Фундаменты, по сравнению с современными, были неглубокими, в среднем на глубину от 90 до 120 сантиметров.

Малиновый кварцит
Малиновый кварцит

На Руси использовали строительный раствор, именуемый «цемянкой», технологию которого разработали еще в провинциях Древнего Рима. Дело в том, что классическая технология создания раствора в Древнем Риме была бетонная техника пуццолана, но в далеких от Италии провинциях доступа ко многим составляющим раствора не было.

Древнеримская пуццолана - бетон
Древнеримская пуццолана - бетон

Поэтому провинциальные подданные империи разработали новую технологию, распространившуюся, в итоге, в Византии, а позже – на Руси. Раствор состоял из извести, боя кирпича и отходов (от чего раствор получал нежный розовый цвет) и песка с соотношений 1:1:1 с добавлением воды. Толщина швов была очень крупной, до 3 сантиметров. С помощью раствора камни и конструкции скрепляли в стены и своды с повышенными гидравлическими и водостойкими функциями, а розоватый цвет швов вкупе с краснотой обожженных кирпичей, малиновым кварцитом и белоснежной известковой затиркой создавали неповторимый внешний вид русского церковного строительства.

Кирпичи и камни на цемяночном растворе
Кирпичи и камни на цемяночном растворе

Под фундаменты на Руси закладывали дубовые ростверки – лежни, которые заливали бетонным раствором. Под особо крупные каменные соборы дополнительно размещали короткие сваи-«коротыши».

Современные ростверки из брусьев на столбчатом фундаменте. На Руси ростверки из бревен, вкапывались в землю вместе со сваями, сверху заливались раствором, затем надстраивались ленточным фундаментом
Современные ростверки из брусьев на столбчатом фундаменте. На Руси ростверки из бревен, вкапывались в землю вместе со сваями, сверху заливались раствором, затем надстраивались ленточным фундаментом

Кладка стен велась смешанным способом. На крупный ряд из колотого или бутового камня укладывали три выравнивающих ряда обожженных кирпичей – плинфы. Всё скреплялось цемяночным раствором. Такую технологию строительства археологи обнаружили в древнеримских постройках начала и середины первого тысячелетия нашей эры (она называется «opus mixtum»).

Кладка стены opus mixtum, Древние Помпеи
Кладка стены opus mixtum, Древние Помпеи

Конечно, византийцы в основном использовали подобные технологии строительства. В такой кладке русские зодчие аккуратно затирали каменные слои, подрезая швы, и выпускали наружу слои кирпичей, используя в образе здания красивую фактуру плинфы. Такие широкие полосы разбивались на квадраты вертикально поставленными кирпичами, сами квадраты иногда украшались декоративной кладкой в виде креста или меандры.

-26

Для укрепления стен использовали толстые дубовые балки, которые сшивались по периметру бревнами и создавали некий деревянный каркас. Такие бревна выпускали наружу сквозь стену, чтобы создавать опоры для строительных лесов на высоте. После схватывания строительного раствора, бревна и дубовые балки вынимали, в образовавшие пустоты также закладывали камень и кирпичи.

Своды храмов выкладывали из кирпича с напуском с применением раствора и затиркой по сложной округлой опалубке из древесины, закрепленной на дубовом каркасе.

Своды
Своды
-28

В древнерусском зодчестве применялась очень интересная система перевязки кирпичей. Такая система называется «кладка с утопленными рядами». Ряд из трех слоев кирпичей был таким: первый ряд выглядывал наружу, второй «утапливался» на полкирпича, и тщательно затирался раствором, третий снова выглядывал на поверхности. Это создавало некоторый эффект «полосатости» каменных построек, и придавало декоративного изящества стенам и колоннам. Кирпичи-плинфы размером 22 на 30 на 3 см изготовлялись из огнеупорных и каолиновых глин, которые добывались в карьерах как непосредственно у крупных городов, так и в далеких окраинных землях.

Своды и перекрытия делали только из кирпича и раствора, толщиной в 40 сантиметров. Особый интерес представляют так называемые аркбутаны: разгрузочные полуарки на потолке, которые сливаются с колоннами и стенами.

Аркбутаны уравновешивали нагрузку, как в романском стиле
Аркбутаны уравновешивали нагрузку, как в романском стиле

Для разгрузки и облегчения конструкций стен и потолков на вершине храма в стены вмуровывались так называемые «голосники» - глиняные пустые сосуды с толстыми стенками. Они также носили акустические резонансные функции, чтобы голоса хора разносились по всему храму.

На стене отверстие, внутри глиняный кувшин - голосник
На стене отверстие, внутри глиняный кувшин - голосник

Купола и световые барабаны под ними выкладывали из кирпича, и сверху, как и на всей крыше, укладывали свинцовые листы, прямо по цемяночной выравненной поверхности. Всю кровлю закрепляли гвоздями. Толщина листов составляла всего 5 мм, размеры сторон примерно 40 на 80 сантиметров. Необходимо также отметить, что иногда зодчие крыли соборы черепицей, и даже щепой (например в Новгороде и Переяславле).

Свинцовая кровля
Свинцовая кровля

Часть внешних и внутренних конструкций выполняли из розового шифера, который добывали под Овручем. Из него делали карнизные плиты, плиты для полов, парапетные резные плиты, саркофаги, статуи и декоративные украшения стен и потолков храмов и соборов. Также во внутреннем убранстве использовался мрамор с юга, в основном из Средиземноморья. Из него делали колонны, наличники окон и дверей, пороги, даже предалтарные преграды, на которых формировался иконостас и т.д.

Элемент внутреннего интерьера Софийского собора в Киеве из розового шифера
Элемент внутреннего интерьера Софийского собора в Киеве из розового шифера

На Руси получила широкое распространение мозаика – рисунок из кусочков цветного стекла под названием «смальта». Такую стекловидную массу вырабатывали специальные мастерские по заказу. Помимо кусочков стекла различных оттенков и формы, выполнялись заказы на создание круглых стекол для оконниц и стеклянные ювелирные украшения (на Руси часто расплачивались так называемыми «глазками» - стеклянными бусинками).

Лик Иисуса из смальты
Лик Иисуса из смальты

Полы в крупных соборах и храмах выкладывались шиферными плитами, поверх которых на бетонной подготовке шла инкрустация мозаикой. Напольные мозаики выкладывались не только смальтой, но и красивыми камнями, как в Византии, хотя позже на Руси стали использовать керамические глазурованные плитки. Встречаются случаи полов, в которых шиферные резные плиты и фигурные шиферные вставки сочетались с мозаикой на цемяночной основе.

Пример мозаики на полу
Пример мозаики на полу

В целом, архитектурный стиль первых культовых сооружений получил удивительное воплощение на Руси X-XI веков. Не смотря на строгие правила строительства и украшения крестово-купольных храмов, принятых в Византии, на Руси изначально хотели подчеркнуть свою независимость и обособленность, поэтому внедряли в сложившиеся греческие архитектурные традиции совершенно новые черты. Первые монументальные соборы и храмы строились с элементами деревянного зодчества, и дополнялись новыми идеями, которые зависели от местных материалов, вкусов заказчиков, национальным менталитетом и общим русским взглядом на веру в Христа.

-35

Крестовокупольный тип культовых зданий на Руси утвердился на тысячелетие. В подобных зданиях очень важно было соблюсти соразмерность. Она определялась русскими зодчими путем простейших вычислений, основанный на системе мер, принятых на Руси. В строительстве применялся так называемый «греческий фут», равный 20,8 см, хотя иногда употреблялся и римский фут размером 29,5 см. Зодчие использовали метод разбивку здания при помощи шнурков и колышков. Все здание условно должно было соответствовать определенным соотносимым параметрам и пропорциям, разработанным византийскими зодчими. Условной единицей измерения всех вертикальных и горизонтальных конструкций в храме была длина стороны подкупольного квадрата с его произвольными (диагональ этого квадрата и кратные его соотношения). Беря за основу эти вычисления, зодчие с помощью этого модуля начинали отсчитывать ширину нефов, места размещения опорных колонн и столбов, апсид, наружных и внутренних стен, высоту ярусов здания, завершения пилонов (верх прямоугольных в плане колонн), пят закомар (нижняя часть полукруглого или килевидного завершения наружного участка стены наверху здания), щелыг свода (щелыгой на Руси называли верхнюю линию свода, или его «хребет») и т.д. Конечно, все отмечали колышками, шнурками и отвесами.

-36

На Руси изначально принято было строить пятинефные крестово-купольные храмы, но затем перешли на трехнефные. Это было связано с совершенствованием технологии строительства перекрытий – своды становились больше, опорных колонн и стен – меньше.

В центре пять нефов, по краям с трех сторон - галереи
В центре пять нефов, по краям с трех сторон - галереи
-38

Почему же так мало в Древней Руси каменных гражданских зданий и так много церквей? Церковь в ту пору была основной идеологической опорой княжеской власти. Эти постройки были главными общественными зданиями городов, где собиралось городское население, происходили торжественные приемы и церемонии. Такие здания носили и оборонительный характер, ведь защитники после сдачи крепостных стен врагу бежали под своды церкви, чтобы схорониться под его сводами и дать последний отчаянный бой. Так поступили защитники Киева, когда Батый прорвал оборону, так и погибла знаменитая Десятинная церковь, с которой мы начнем подробное описание наиболее известных и самых первых древнерусских каменных построек X-XI веков.

Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, или «Десятинная церковь».

-39

В 988 году князь Владимир Святославич захватил византийский город Херсонес (Корсунь, в Крыму, близ современного Севастополя). Там он принял крещение, получил согласие византийского императора на брак с принцессой Анной, взял из захваченного города множество трофеев, в том числе античные статуи, священнослужителей, зодчих, ремесленников. Вернувшись на Русь, в Киеве провел обряд крещения народа, и провозгласил свое государство христианским. В 989 году он приказал возвести в центре Киева, в новом детинце, соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Византийские зодчие приняли активное участие в строительстве. Князь выделил огромные средства на строительство храма и содержание священнослужителей: примерно десятую долю всех своих доходов, от чего собор получил название «Десятинная церковь». Строительство велось в течение семи лет, до 996 года.

-40
Руины Десятинной церкви в 1826 году
Руины Десятинной церкви в 1826 году

В 1017 году в Киеве, охваченном междоусобным конфликтом Святополка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба, случился пожар, из-за которого собор пострадал, и подвергся перестройке. Гораздо позже, во время нашествия Батыя в 1240 году, после двухмесячной осады, защитники некогда великого города под натиском монголов отступили в последнее убежище – «Десятинную церковь». Монгольские войска притащили стенобитные орудия, и разрушили собор, похоронив под его стенами оставшихся в Киеве защитников. Долгое время развалины зарастали землей, зарывались в глубину, стирались временем, пока в XIX на старый фундамент не поставили новую церковь. В 1935 году по приказу Совета Народных Комиссаров церковь XIX века была разобрана, а в 1939 году останки тысячелетнего собора начали тщательно изучать советские археологи.

Новая церковь на фундаменте древнего, XIX век. Снесена при советской власти.
Новая церковь на фундаменте древнего, XIX век. Снесена при советской власти.

От древнего храма сохранились только небольшие участки нижних рядов кладки стен и куски фундаментов, но преимущественно – фундаментные рвы. Археологи, по скудным сведениям, пришли к следующим выводам.

-43

«Десятинная церковь» – трехнефная шестистолпная трехапсидная церковь, с характерными чертами византийского крестово-купольного стиля. С трех сторон величественную церковь окружала широкая галерея, усложненная и перестроенная с западной стороны. Здесь располагался вход, лестничный марш в башню и крещальня (помещение с купелью для крещения). В письменном источнике указано, что церковь была о «25 версех» (имела 25 башенок, или куполов), что больше характерно для деревянных церквей (Софийский собор в Новгороде X века, к примеру). Общий размер вместе с галереями был около 42 метров в длину при ширине около 34 метров. Основное здание, без галерей, было в длину 27,2 метра и в ширину 18,2 метра.

Русские зодчие буквально учились возводить образцовые каменные храмы при строительстве «Десятинной церкви». Под ленточный фундамент из кварцита, песчаника и валунов уложили двухуровневые дубовые лежни на маленькие, в полметра, сваи. Лежни перед возведением фундамента тщательно залили цемяночным раствором. При раскопках были обнаружены материалы, свидетельствующие о непревзойденном мастерстве и богатом убранстве храма: полы были выложены кусочками дорого камня, в основном мрамора, в виде наборной мозаики; в разных частях храма встречались крупные мраморные резные плиты, колонны, капители и другие архитектурные фрагменты; для украшения храма применяли резной розовый шифер (нашлись целые плиты); стены были покрыты многочисленными фресками и мозаиками из смальты по византийской традиции. В то время Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы называли «церковью мраморной». Она не только стала образцом каменного культового зодчества на Руси, но и по праву называется первым каменным храмом в истории России.

Напольная мозаика Десятинной церкви
Напольная мозаика Десятинной церкви

Тмутараканская Богородичная церковь.

Возвращение Мстислава Владимировича Тмутараканского и строительства Богородичной церкви в 1022 году. Радзивиловская летопись
Возвращение Мстислава Владимировича Тмутараканского и строительства Богородичной церкви в 1022 году. Радзивиловская летопись

Вторым по времени храмом из камня в Древней Руси была Богородичная церковь в Тмутаракани (современная Тамань, у Керченского пролива, где соединяются Черное и Азовское моря, и где неподалеку стоит знаменитый Крымский мост), построенная по приказу Мстислава Владимировича, брата Ярослава Мудрого и сына Владимира Крестителя. Эту церковь обнаружили в результате раскопок 1956 года. Судя по остаткам фундамента, это была небольшая (13 на 16 метров) трехапсидная церковь с четырьмя столбами и хорами, с мраморными колоннами. Видимо, мрамор на строительство доставлялся непосредственно из Средиземноморья по берегу Черного моря. К сожалению, до сих пор не доказано, что раскопанные остатки здания – это упомянутая в летописи Тмутараканская Богородичная церковь, но характер постройки свидетельствует об особенностях архитектуры именно XI века. Фундамент здания в точности повторяет особенности закладки фундамента Десятинной церкви – бутовый камень, кварцит на деревянных лежнях и маленьких сваях-коротышах.

-46

Спасо-Преображенский Черниговский собор.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Современный вид. На стенах специально снят слой штукатурки в местах сохранения тысячелетних первоначальных стен
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Современный вид. На стенах специально снят слой штукатурки в местах сохранения тысячелетних первоначальных стен

Мстислав Тмутараканский был очень религиозным и культурным человеком. После разорительной междоусобицы Святополка Окаянного, Мстислав разделил Киевское княжество на две вотчины вместе со старшим братом Ярославом Мудрым, и сделал столицей своей «восточной Руси» Чернигов. Незадолго до своей смерти Мстислав распорядился построить там большой собор. В 1036 году он погиб на охоте, к этому моменту собор был наполовину построен. Поэтому технически Черниговский собор является древнейшим каменным строением Руси, сохранившимся до наших дней, хотя неоднократно восстанавливался и перестраивался. Вскоре зданию исполнится 1000 лет.

-48

Исследования собора показали, что после смерти Мстислава строительство остановилось на несколько лет, а затем было продолжено другими зодчими, от чего изначально задуманная концепция была изменена. Собор – трехнефный, и очень вытянутый с запада на восток, что не очень характерно средневизантийской традиции зодчества. Здание больше напоминает так называемую «базилику» (характерный стиль католических храмов), а не крестово-купольный стиль.

-49

Здание было вытянуто, потому что боковые ветви архитектурного креста в плане отделены от центрального нефа двухъярусными аркадами (арками, упирающимися на пилоны – колонны). С восточной стороны собор, по традиции, завершается тремя полуциркулярными в плане апсидами (помещения за алтарной преградой, где совершаются таинства богослужения). С западной стороны от здания стеной отделен нартекс (греч. «ларец») – притвор, то есть входное помещение, пристройка. Такие помещения пришли в Византию и на Русь прямиком из античности, из древних греческих храмов. Нартекс вел не только в основное помещение храма, но и в пристроенную с севера башню, по лестнице которой можно было попасть на хоры – балконы. С юга от нартекса была пристроена крещальня в виде крошечного четырехстолпного храма, но позже, скорее всего, в XII веке, и в последствии была разрушена.

-50

Вокруг этого храма существовали многочисленные постройки: княжеские усыпальницы, дворцовые постройки. Стены собора завершались наверху полуциркулярными закомарами, а венчают здание пять глав. Центральный барабан под куполом был украшен полуциркулярными в плане (то есть видом сверху) нишами, которые чередовались окнами для освещения центральной части храма. По фасаду второго этажа на стенах соорудили пилястры (выступающие из стены колонны). По фасадам здания на втором ярусе зодчие изобразили меандровый узор (меандр – это геометрический узор, ассоциирующийся с древнегреческими рисунками, но, на самом деле, встречающийся еще в палеолите, был распространен в Византии), выложенный из кирпичей-плинфы. Также фасады украшены декоративными нишами. Эти ниши устраивались в стене не только ради украшения, но и для искажения восприятия здания. Значительно уменьшив эти ниши, зодчие визуально увеличивали само здания, внушая зрителям иллюзию монументальности.

На фотографии хорошо видны характерная смешанная кладка, а также меандровые узоры из плинфы над оконными порталами
На фотографии хорошо видны характерная смешанная кладка, а также меандровые узоры из плинфы над оконными порталами

Упомянутые выше двухярусные аркады храма, которые вытянули здание, опираются в нижнем ярусе на мраморные колонны (как в Тмутараканской церкви), а в верхнем ярусе – на восьмигранные столбы.

Слева - реконструкция мраморной колонны, в центре - хоры с древними шиферными парапетами, справа - три яруса оконных порталов
Слева - реконструкция мраморной колонны, в центре - хоры с древними шиферными парапетами, справа - три яруса оконных порталов

Далеко не все убранство сохранилось в храме. При входе в собор на хорах можно обнаружить шиферные парапетные плиты. В храме была богатая фресковая роспись, увы, не сохранившаяся до наших дней. Ученые под многими позднейшими наслоениями смогли обнаружить редкие фрагменты: например, фигуру святой Фёклы. Эта фреска выполнена с высоким мастерством, сравнимым с самыми изящными фресками Византии. Также при раскопках были обнаружены фрагменты полов из шиферных плит с инкрустацией мозаичных рисунков из цветного мрамора, стекла (смальты).

Святая Фёкла. Фреска, которой почти тысяча лет.
Святая Фёкла. Фреска, которой почти тысяча лет.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове – прекрасный образец раннего каменного зодчества на Руси, который заложил первые основы в стройности, пропорциональности и монументальности культовых сооружений в последующие столетия. Он строг, торжественен, пропорционален и очень красив.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Реконструкция первоначального облика
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Реконструкция первоначального облика

Собор Святой Софии в Киеве.

-55

После прихода к власти Ярослава Мудрого в Киеве началось грандиозное строительство «города Ярослава» (о нем подробно написано в позапрошлой статье - кликните по надписи). Композиционным центром и самым величественным сооружением всей Руси стал Софийский собор. Он строился, как центральный храм всей Киевской державы, поэтому неудивительно, что он настолько большой и пышно оформленный. По мнению исследователей, начали его строительство к концу 1030-х годов (по летописи – 1037 год), после победы над печенежским войском недалеко от Киева, но некоторые ученые оспаривают данное утверждение, называя более раннюю дату – 1017 год, после пожара в Киеве во время междоусобицы Святополка Окаянного.

Город Ярослава в Киеве. Макет. В центре виднеется Софийский собор
Город Ярослава в Киеве. Макет. В центре виднеется Софийский собор

Собор сохранился до наших дней почти целиком, хотя и был изрядно перестроен, и в сегодняшнем виде больше напоминает здание эпохи Барокко, хотя и имеет в плане древнерусские корни.

Софийский собор в Киеве. Современный вид. Стены пяти апсид - древние.
Софийский собор в Киеве. Современный вид. Стены пяти апсид - древние.

Назначение данного собора – не только функции культового здания. Ярослав Мудрый распорядился создать крупнейшую библиотеку в его стенах, а также мастерские по летописанию и переписыванию книг (скриптории). В соборе проходили торжественные церемонии, приемы послов, обряды «посажения на стол» (избрание нового князя), важнейшие парадные собрания феодалов. Само название собора посвящено Софии – «Премудрости Божьей», и было связано с главнейшим собором Константинополя и главным храмом восточнохристианской церкви (тогда она еще не называлась «православной», раскол христианства на католичество и православие произойдет в 1054 году, событие именуется «Великая схизма»).

Храм Святой Софии в Константинополе - ныне Айя-София, мечеть Стамбула. На нее равнялся Ярослав Мудрый
Храм Святой Софии в Константинополе - ныне Айя-София, мечеть Стамбула. На нее равнялся Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый пытался противопоставить Киев столице Византии, подчеркивая независимость Руси и равенство двух государств друг перед другом (именно поэтому главные въездные ворота в Киев назывались «Золотыми», как в Константинополе).

Золотые ворота в Киеве. Современный вид после реконструкции
Золотые ворота в Киеве. Современный вид после реконструкции
Реконструкция Золотых ворот в Константинополе
Реконструкция Золотых ворот в Константинополе
Развалины Церкви Великомученика Георгия, рисунок XVII века
Развалины Церкви Великомученика Георгия, рисунок XVII века

Софийский собор был окружен многочисленными постройками – целым комплексом монастырей (Ирины и Георгия – в честь святых покровителей княжеской четы: Ярослава (Юрия, Георгия) и его жены Ингегерды (Ирины)), несколько дворцов, небольшие церкви. Весь комплекс был окружен высокими стенами митрополичьего двора.

Весь этот «архитектурный организм» постоянно эволюционировал, менялся, перестраивался, исходя из политики князей, исторических событий и волнений вплоть до XIX века, но под этими волнами перестроек и разрушений первоначальная форма и значительная часть стен тысячелетнего храма не изменилась.

Исследователи создали макет, который представляет модель первоначального облика храма. Он представлял собой пятинефный крестовокупольный храм, который был окружен тремя широкими галереями (кроме восточной стороны). Позже эта галерея была надстроена, значительно расширив объем внутреннего пространства здания, и затем окружены еще одним рядом галерей. Над вторым рядом галерей построили открытый второй этаж, который называли «гульбище». Еще позже, к началу XIII века, во время раздробленности, и эта галерея была надстроена.

-62

Общий размер собора с галереями составляет по длине 41,7 метра, по ширине 54,6 метра. Главный купол возносится на высоту 28 метров. Центральная часть храма составляет площадь в 600 квадратных метров, обширные хоры, которые служили в качестве светских помещений для нужд князя – 260 квадратных метров.

-63

Русские зодчие вдохновлялись восточновизантийской архитектурой, но внесли в конструкцию привычных греческих элементов совершенно самобытные и оригинальные решения, аналогов которым нет нигде. Скорее всего, новые элементы были взяты из Новгорода, на примере дубового Софийского собора «о тринадцати верхах», который был упомянут в этой статье выше.

Собор имеет тринадцать куполов – один центральный, остальные вокруг, собранные в пирамидальную композицию с тройным повышением коробовых сводов над рукавами креста (то есть над четырьмя сторонами здания, в основании плана напоминающего крест). Раньше над собором еще возвышались две башни (в летописи «вежи подзлащенные»), которые пристроили с западной части. Внутри башен были изукрашенные мозаикой лестницы, ведущие на второй этаж.

Софийский собор в Киеве, макет-реконструкция. Хорошо видны купол с последовательным ступенчатым возвышением
Софийский собор в Киеве, макет-реконструкция. Хорошо видны купол с последовательным ступенчатым возвышением
-65

Здание очень динамично, но уравновешенно. Ритму способствуют арки на внешних галереях, которым соответствуют декоративные ниши, оконные проемы на фасадах, закомары сводов, световые окна в барабанах под куполами и арочные завершения боковых куполов. Также фасады богато украшены меандровыми узорами из кирпича. Очень красивы пилястры на фасадах, постепенно переходящие в закомары.

Некоторые части фасадных стены, столбы и ниши были покрыты красивыми фресками. Внутри здания в восточной и центральной части стены были порыты мозаикой, остальные – живописными фресками. В центре западной, южной и северной стен были изображены князь Ярослав Мудрый и члены его семьи (в их числе королевы Франции, Норвегии и Дании – дочери князя).

Семья Ярослава Мудрого на фреске собора
Семья Ярослава Мудрого на фреске собора

Венчал все соборные композиции лик Христа-Вседержителя в главном куполе.

-67

В главной апсиде храма, в восточной стороне мозаикой был выложен большой образ Богоматери-Оранты (значит Богоматери с поднятыми вверх руками, ладонями к молящимся).

-68

Все мозаики имели ярко-золотой фон, фрески были насыщены светлыми торжественными оттенками, которые вкупе с пластикой стен, столбов, арок и переходов создавали исключительный художественный эффект. Алтарная преграда была невысокой, из мрамора, а потому прихожанам хорошо была видна алтарная часть здания, освещенная сиянием золотой смальты на мозаиках, дневным светом из световых проемов и сотнями ярко-горящих свечей. Стены были покрыты многофигурными сложными сюжетными картинами библейского и светского содержания. На колоннах живописцы нанесли статичные фигуры святых, все изображения переплетались орнаментальными полосами.

-69

Северная и южная башни собора были покрыты светским рисунками, которые включали в себя быт княжеской семьи: охоту, развлечения, сражения. По ним исследователи изучали обычаи и нравы Древней Руси.

-70
Фреска, изображающая пир
Фреска, изображающая пир

Живописные образы храма дополнялись дорогими тканями, мраморными и шиферными резными плитами, медными «хоросами» (это паникадила – люстры, которые спускались с потолка).

-72
-73

Необходимо отметить, что вокруг Софийского собора выстроили большие крепостные стены с въездными воротами высотой до 7 метров и шириной до 6 метров. Это было хорошо укрепленной место, готовое выдержать тяжелейшую осаду, например, во время нашествия Батыя, в 1240 году.

Многие крупные города Руси, имевшие собственных удельных князей, и стремившиеся подчеркнуть свою независимость, стали строить похожие соборы в центре. Первым таким городом, который считался второй столицей Руси, и лишь номинально подчинялся Киеву, стал Новгород Великий.

Древний Новгород
Древний Новгород

Софийский собор в Новгороде Великом.

-75

Этот собор строился при жизни Ярослава Мудрого, по приказу его сына Владимира, который на тот момент правил Новгородом. Строительство началось в 1045 году и длилось до 1052-го. Собор насчитывал пять нефов, обширные хоры, которые, как и в киевской Софии находились с трех сторон, и возможно, с наружными галереями (они не сохранились, но исследователи полагают, что были возведены по примеру храма в Киеве).

План Софийского собора в Новгороде
План Софийского собора в Новгороде

Перед зодчими Новгорода стояла колоссальная задача: построить главный собор северной Руси, вместительный, монументальный, с местом для княжеской семьи и огромной свиты. Они начали строительство не только под впечатлением от Софийского собора в Киеве, ведь в северной земле сильнейшее влияние на облик зданий оказывали деревянное зодчество, особенности местных нравов и западноевропейская романская архитектура (Новгород имел обширные торговые и культурные связи с Европой, а потому специалисты-ремесленники тяготели к западным традициям).

Пример романского стиля архитектуры Западной Европы.
Пример романского стиля архитектуры Западной Европы.

Выглядит новгородский Софийский собор гораздо проще и строже киевского, но это отнюдь не мешает ему быть красивейшим храмом Руси из всех, когда-либо созданных. Строгость и простота выражалась многими чертами: колонны внутри храма были мощными, минималистичными, и расположенными в плане здания так, будто являлись часть срубных деревянных стен; хоры открывались в пространстве центральной части храма простыми двухъярусными аркадами, что гораздо проще, чем в Киеве.

-78

Потолок в виде сводов среднего нефа (центральной части храма) и трансепта (это часть храма, то есть неф, который обычно выступает за пределы остальных нефов и расположен по отношению к ним перпендикулярно, или, если проще, неф, к которому примыкают выступающие за пределы здания апсиды) находятся на одной линии, потолок ровный и спокойный, в отличие от киевского Софийского собора, в котором потолок уходит пирамидально вверх вслед за 13-ю куполами.

-79

Внешние стены Софийского собора в Новгороде были гладкими, без украшений, обрамлений оконных проемов, без ниш. Здание отдаленно напоминает замок романского стиля.

-80

Построили 6 куполов: один центральный, четыре вокруг по классической крестово-купольной системе, но со смещением в виде башни, оканчивающей шестым куполом. В те времена купола были не луковичной, или шлемовидной формы, а округлой, по-византийски.

-81

Простота стен была выполнена не только по изначальной задумке зодчих, но и из необходимости. Строительным материалом для стен, в отличие от Киева, где использовали кирпич-плинфу, был местный камень, в основном волховский плитняк, который плохо поддавался обработке, а потому грубо обтесывался. На таких камнях не вырезали узоров, из них не делали меландровые фризы.

-82

Зато зодчие прибегли к очень интересному конструктивному решению: особо крупные камни в кладке не затирались, а выпускались наружу, чтобы зрителю представлялась его природная фактура, а розоватый цемяночный раствор просто подрезался в обрамлении камня. Такая манера характерна для скандинавской раннесредневековой архитектуры (Швеция, Норвегия, Дания), и применялась из-за близости мест обитания норманнов к Новгородской земле.

-83
Шведская техника кладки. Остатки крепости Ландскроны в Ленинградской области. Разрушена при штурме войсками Петра Первого во времена Северной войны
Шведская техника кладки. Остатки крепости Ландскроны в Ленинградской области. Разрушена при штурме войсками Петра Первого во времена Северной войны

Уникальными для русской архитектуры того периода являются некоторые элементы Новгородской Софии. Первая особенность - это треугольные закомары, которые чередовались с полуциркулярными, им соответствовали треугольные в поперечном разрезе своды внутри храма. Такая форма закомар и сводов была явно навеяна деревянным зодчеством (двускатная крыша срубного терема).

На этом фасаде хорошо видна треугольная закомара, чуть левее и ниже центрального купола
На этом фасаде хорошо видна треугольная закомара, чуть левее и ниже центрального купола

В восточной части храма, над крайними нефами исследователи обнаружили необычные закомары в виде четверти круга, которым соответствовали внутри здания полуцилиндрические нефы. Это яркие черты романской, особенно французской архитектуры, которые зодчие Руси впервые использовали в Новгороде, а затем стали добавлять в каменное зодчество на юге с XII века.

-86

Софийский собор в Новгороде, как и киевский, играл очень важную роль в жизни русского севера. В храме проводили важнейшие богослужения, отмечая значимые события; в его тайниках (в стенах восточной части боковых нефов) хранилась часть новгородской казны. Так как Софийский собор стоял в центре Новгородского кремля, выходя южным фасадом на вечевую площадь (где проводились общенародные собрания), одна из частей храма служила некой трибуной для выступавших перед народом князей и посадников. Даже весь западный район Новгорода получил название в честь собора – Софийская сторона.

Новгородское вече
Новгородское вече

Во внешнем декоре здания отсутствуют горизонтальные линии, но есть вертикальные. Это визуально «разгружает» здание, нейтрализует иллюзию приземистости. Чтобы избежать примитивизма и «сухости», зодчие оживили купола кокошниками, венчающими барабаны под куполом волнообразной линией.

-88

Убранство внутри до XII века было минималистичным. Плотно стоящие друг к другу столбы, которые уходили далеко ввысь, каждый крестообразной формы в плане, то есть с дополнительными продольными линиями, будто вытягивали здание вверх и визуально увеличивали его. Стены до середины XII века не были украшены, только за алтарем были покрыты мозаикой. Освещением было неравномерным – светло в центре, очень темно в крайних нефах: это иллюзорно расширяло видимое внутреннее пространство храма.

-89

Софийский собор в Полоцке.

Софийский собор в Полоцке. Реконструкция. Сейчас собор выглядит иначе
Софийский собор в Полоцке. Реконструкция. Сейчас собор выглядит иначе

Это третий Софийский собор на Руси, он был построен в период с 1044 по 1066 годы. Город Полоцк, один из древнейших крупных городов Руси, в котором существовала собственная династия «Рогволдовых внуков» - потомков княгини Рогнеды, которую насильно взял в жены Владимир Креститель. Во время строительства храма князем в Полоцке был Всеслав Брячиславич, знаменитый полководец, известный смутьян, многократно восстававший против сыновей Ярослава Мудрого, нападавший на Псковскую и Новгородскую земли. Он даже ненадолго стал киевским князем, во время народного восстания против Изяслава Ярославича в 1068 году. За удивительные способности, выдающийся ум и смекалку, способность выходить сухим из воды он получил прозвище «Чародей». Многие считали его оборотнем. Полоцкие князья стремились обозначить свою независимость от киевских князей, а потому строительство Софийского собора в Полоцке можно считать политическим шагом.

Памятник в Полоцке, посвященный князю Всеславу
Памятник в Полоцке, посвященный князю Всеславу

По своему типу собор является пятинефным трехапсидным храмом, близким по общим чертам своим собратьям в Киеве и Новгороде Великом. К сожалению, здание многократно перестраивалось, поэтому сохранились только фундамент, восточная часть стен с тремя гранеными снаружи апсидами и нижние части западной стены. В Полоцкой летописи указывается, что собор имел 7 верхов с куполами. Археологи при раскопках обнаружили фрагменты орнаментальной росписи.

-92
Софийский собор в Полоцке. Современный вид
Софийский собор в Полоцке. Современный вид

Со второй половины XI века начинается новая эпоха Киевской Руси, которая затронула и архитектуру. После распада триумвирата Ярославичей в 1068 году, и в связи с участившимися нападениями половцев, Русь начинает распадаться на пять крупных центров: Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Переяславль. Монументальные каменные храмы теперь строятся только в южной Руси, в Киевской земле, потому что там действовала единственная великокняжеская строительная артель того времени. Церкви становились меньше по размеру, но их стало больше по количеству, и они стали ярче и интереснее украшаться. О таких сооружениях будет написано в будущих статьях.

Каменное зодчество на Руси – это уникальное культурное явление. Заимствования не копировались слепо, а преображались сочетанием традиционных и новых черт под воздействием восточнославянского менталитета.

„Уже самый факт повсеместного построения храмов святой Софии в древней Руси тотчас по обращении её из язычества свидетельствует о том, что мы имеем здесь центральное религиозное представление, которое для русского религиозного сознания представляет совершенно исключительную ценность.“

Евгений Николаевич Трубецкой, русский религиозный философ, правовед, публицист, общественный деятель 1863 - 1920