Часть 3-я.
Окончание. Начало — тут. Продолжение — тут.
Честно признаться, жаль будет, если закрытый «до особого объявления» отдел фотоаппаратов Берлинского музея техники вернётся к нам в каком-нибудь сильно переформатированном виде.
Было в этих классических музейных стендах что-то от театральной декорации.
На стенде, посвящённом пионерам трэвел-фотографии лежал пробковый шлем колониалиста (прямо как с карикатур Бидструпа и Бориса Ефимова), стенд, посвящённый фотографии моды украшал гигантский снимок из ателье фэшн-фотографа и его модели. Перед ним в ряд были выставлены все поколения «Хассельбладов». На стенде бытового фото — лежали старые альбомы и бабушкины очки.
Массовая фотография была представлена довоенной и послевоенной моделями «Агфы» и пластмассовым дешёвеньким Кодаком-Инстаматиком с одноразовой вспышкой-кубиком, который в 60-е гг. производился в ФРГ.
По соседству целый стенд занимали четыре поколения «Поляроидов».
В глубине — дедушка-Поляроид: модель Land 1949 года выпуска. В СССР его потом, в 1950-е, успешно воспроизвели. Наш фотоаппарат «Момент», сделанный в Ленинграде, на ГОМЗе был ничуть не хуже. Но — незаладилось с расходными материалами.
Ведь в первом «Поляроиде» технология моментального снимка была несколько иной, чем та, что использовалась потом — в моделях, к которым мы привыкли. Никакой белой квадрантной карточки первый «Поляроид» не выплевывал волшебным образом. Для того, чтобы получить «моментальный» снимок надо было потрудиться. В аппарат заряжались одновременно — фотопленка и фотобумага, свёрнутые в один хитрый рулон, в этом же рулоне были «зашиты» химикаты для проявления. С кучей предосторожностей сложно устроенный рулон надо было определённым образом зарядить в массивную камеру.
Сняв кадр — запустить процесс проявки внутри аппарата, выдернув оттуда специальный листок бумаги. Как написано в инструкции «одним мягким, но решительным движением».
Это сегодня любую сложную инструкцию нам заменяет YouTube. В 1949 году создателям первого «Поляроида» приходилось все описывать словами на бумаге. И они прибегали к изысканным метафорам. «Дергайте за листок так, как если бы задергивали штору на окне. Не настолько резко, чтобы сорвать штору с карниза (и пленку с катушки), но в тоже время и не слишком медленно и нерешительно». Оцените стиль!
Желающие ознакомиться с полным текстом (на английском языке) 20-страничной инструкции к одному из первых «Поляроидов» могут это сделать здесь: https://www.cameramanuals.org/polaroid_pdf/polaroid_95a_95b_700.pdf
Наша инструкция к фотоаппарату «Момент» менее романтичная, но куда более внятная.
Ее можно прочитать тут:
http://www.sovietcamera.su/src/Moment_manual.pdf
Никаких «штор» и «карнизов». «Бумагу тянуть плавно и быстро, без задержек и перекосов», — наставляет советская инструкция 1954 года.
Добавим, что в Берлинском музее техники можно наблюдать всю эволюцию «Поляроида»: от первых массивных образцов с «мехом» до привычных нам полностью автоматических моделей.
У первого «Поляроида» (и «Момента») было одно существенное преимущество перед более новыми моделями: они выдавали одновременно — негатив и позитив. Негативная пленка отделялась от бумаги после проявки — и с нее потом можно было сделать ещё хоть 100 отпечатков. В последующих моделях — негатив уже не предусматривался.
Целых два стенда в Берлинском музее посвящены слайдам и диапроекторам. Вот — первые огромные «волшебные фонари». Вот — стеклянные диапозитивы в коробках. А вот — знакомые всем детям 70-х слайды и диапроекторы. В наличии даже целый, как сейчас бы сказали, «мультимедийный» комбайн: в чемодане объединены проигрыватель винила и проектор. «Слушай пластинку — смотри картинку».
В СССР бум слайдов пришёлся на 60-е-70-е годы, благодаря гэдээровской цветной обращаемой пленке «ОRWO».
Правильно экспонированная и проявленная она давала великолепную цветопередачу.
«ОRWO» расшифровывается как «Оriginal from Wolfen»: «Подлинная из Вольфена».
До начала 1960-х — это была «Агфа». Та самая «Агфа», ещё до войны занимавшаяся разработкой и производством первой цветной фото- и киноплёнки. После войны «Агф» стало две: в ГДР — на мощностях изначальной «Агфы» в Вольфене работало социалистическое «Народное предприятие «Агфа-Вольфен». В ФРГ бывшие владельцы «Агфы» возобновили производство на мощностях одного из филиалов в Леверкузене.
Первые десять-пятнадцать послевоенных лет так и существовало две «Агфы» — одна в ГДР, другая — в ФРГ. Обе делали и продавали цветную пленку под одним брендом. «Наша» «Агфа» — в страны соцлагеря, западногерманская — в Европе и США. Но в 1964 году «подлинная» гэдээровская «Агфа» решила переименоваться. Возможно решение было принято, исходя из желания выйти на западные рынки, а не ограничиваться советским блоком. Так и появилась «Подлинная из Вольфена» или «ОRWO».
Сегодня уже толком нет, ни пленки «Агфа», ни пленки «ОРВО»: бренды пошли по рукам и лишь шлейф легенды тянется за ними.
«Агфа» успешно экспериментировала с цветной многослойной пленкой ещё в 20-е-30-е годы, создав полноценную цветную пленку к 1936 году. А вот как развивалась цветная фотография до появления многослойных плёнок — можно увидеть на ещё одном любопытном стенде в Берлинском музее техники. Он посвящён первым робким попыткам сделать фотографию цветной.
Стенд объединяет несколько камер, работавших по принципу, который использовал русский пионер цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский. Именно он довёл до совершенства идею съёмки на три чёрно-белых пластинки через три цветных фильтра с последующей проекцией на экран — также через три фильтра с совмещением кадров. (Подробнее о механике процесса можно прочитать тут).
Главный вопрос стоявший перед изобретателями тех лет — как с помощью системы зеркал направлять поток света из объектива — сразу на три пластинки. Опцией было — снимать последовательно на три пластинки — один такой аппарат можно увидеть в глубине стенда в Берлинском музее. Но большинство все-таки пыталось пойти по пути трёх зеркал. Беда была в том, что тиражировать подобные «цветные» фотографии при всем их выдающемся качестве можно было только полиграфическим способом. Что, кстати и делали. Альтернативой был просмотр фотографий с помощью «волшебного фонаря» — тогдашнего диапроектора.
Ещё одна подзабытая ныне фототехнология — «стереофото». О ее популярности в начале-середине двадцатого века свидетельствуют аж целых два стенда со стереофотоаппаратами в Берлинском музее техники.
Бум стереофотографии пришёлся на начало 20 века с последующим ренессансом в 50-е-60е. Большинство популярных моделей камер тогда обзаводились — либо стерео-версией с двумя объективами, либо — стереонасадкой. На стенде можем наблюдать «Экзакту» и «Лейку» со стеренасадками, стерео-версии «Фохтлендера» и др.
По соседству лежит занятная и ныне забытая игрушка из 50-х-70-х: стереоскоп. В дешёвенький пластмассовый диаскоп вставлялись карточки со стерео-слайдами. Были — круглые, а у нас чаще — гэдээровские — квадратные. Прокручивая карточку с десятком мини-слайдов можно было посмотреть забавную историю — эдакий застывший кукольный мультфильм.
Выглядело это как на фото.
История (как правило, из жизни кукольных мишек или мышек) делалась с большой любовью: крошечные декорации с малюсенькими деталями, занятный, лаконичный сюжет, непременный хэппи-энд).
Завершает экспозицию фотомузея (и наш рассказ о нем) серия стендов, посвященная старинным фотоаппаратам.
Деревянные бокс-камеры конца 19-го — начала 20-го века (считавшиеся, кстати, тогда уже вполне совершенными, «любительскими» и «компактными»), большие стационарные аппараты середины 19-го века, и, наконец, сверкающий латунью, похожий на телескоп аппарат для съемки дагерротипов фирмы «Фохтлендер».
Свой первый цельнометаллический аппарат (Ganzmetallkamera) для дагерротипии фирма «Фохтлендер» выпустила аж в 1840 году.
Дагерротипы, в отличие от фотографий на пластинках — делались сразу позитивными, но были лишены главного достоинства появившихся позже фотопластин — их нельзя было тиражировать. Каждый, дошедший до нас дагерротип — существует в единственном экземпляре. Удовольствие это в то время было мягко говоря недешевое.
В год своего появления на рынке каждый дагерротипный снимок стоил 25 франков золотом или 286 долларов, по нынешнему курсу.
Вспоминайте об этом, каждый раз, когда делаете селфи телефоном!