Найти тему
История и винтаж

Отдел фотоаппаратов в Музее техники в Берлине-3

Часть 3-я.

Окончание. Начало — тут. Продолжение — тут.

Стенд старинной трэвел-фотографии.  Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.
Стенд старинной трэвел-фотографии. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.

Честно признаться, жаль будет, если закрытый «до особого объявления» отдел фотоаппаратов Берлинского музея техники вернётся к нам в каком-нибудь сильно переформатированном виде.

Было в этих классических музейных стендах что-то от театральной декорации.

На стенде, посвящённом пионерам трэвел-фотографии лежал пробковый шлем колониалиста (прямо как с карикатур Бидструпа и Бориса Ефимова), стенд, посвящённый фотографии моды украшал гигантский снимок из ателье фэшн-фотографа и его модели. Перед ним в ряд были выставлены все поколения «Хассельбладов». На стенде бытового фото — лежали старые альбомы и бабушкины очки.

-3
Стенд бытовой фотографии. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.
Стенд бытовой фотографии. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.

Массовая фотография была представлена довоенной и послевоенной моделями «Агфы» и пластмассовым дешёвеньким Кодаком-Инстаматиком с одноразовой вспышкой-кубиком, который в 60-е гг. производился в ФРГ.

По соседству целый стенд занимали четыре поколения «Поляроидов».

Различные поколения фотоаппаратов моментальной съемки "Поляроид". Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.
Различные поколения фотоаппаратов моментальной съемки "Поляроид". Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.

В глубине — дедушка-Поляроид: модель Land 1949 года выпуска. В СССР его потом, в 1950-е, успешно воспроизвели. Наш фотоаппарат «Момент», сделанный в Ленинграде, на ГОМЗе был ничуть не хуже. Но — незаладилось с расходными материалами.

Ведь в первом «Поляроиде» технология моментального снимка была несколько иной, чем та, что использовалась потом — в моделях, к которым мы привыкли. Никакой белой квадрантной карточки первый «Поляроид» не выплевывал волшебным образом. Для того, чтобы получить «моментальный» снимок надо было потрудиться. В аппарат заряжались одновременно — фотопленка и фотобумага, свёрнутые в один хитрый рулон, в этом же рулоне были «зашиты» химикаты для проявления. С кучей предосторожностей сложно устроенный рулон надо было определённым образом зарядить в массивную камеру.

Сняв кадр — запустить процесс проявки внутри аппарата, выдернув оттуда специальный листок бумаги. Как написано в инструкции «одним мягким, но решительным движением».

Это сегодня любую сложную инструкцию нам заменяет YouTube. В 1949 году создателям первого «Поляроида» приходилось все описывать словами на бумаге. И они прибегали к изысканным метафорам. «Дергайте за листок так, как если бы задергивали штору на окне. Не настолько резко, чтобы сорвать штору с карниза (и пленку с катушки), но в тоже время и не слишком медленно и нерешительно». Оцените стиль!

Процесс съемки первым "Поляроидом". Коллаж автора из инструкции к аппарату.
Процесс съемки первым "Поляроидом". Коллаж автора из инструкции к аппарату.

Желающие ознакомиться с полным текстом (на английском языке) 20-страничной инструкции к одному из первых «Поляроидов» могут это сделать здесь: https://www.cameramanuals.org/polaroid_pdf/polaroid_95a_95b_700.pdf

Наша инструкция к фотоаппарату «Момент» менее романтичная, но куда более внятная.

Ее можно прочитать тут:

http://www.sovietcamera.su/src/Moment_manual.pdf

Никаких «штор» и «карнизов». «Бумагу тянуть плавно и быстро, без задержек и перекосов», — наставляет советская инструкция 1954 года.

Добавим, что в Берлинском музее техники можно наблюдать всю эволюцию «Поляроида»: от первых массивных образцов с «мехом» до привычных нам полностью автоматических моделей.

У первого «Поляроида» (и «Момента») было одно существенное преимущество перед более новыми моделями: они выдавали одновременно — негатив и позитив. Негативная пленка отделялась от бумаги после проявки — и с нее потом можно было сделать ещё хоть 100 отпечатков. В последующих моделях — негатив уже не предусматривался.

Стенд диапроекторов. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.
Стенд диапроекторов. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.

Целых два стенда в Берлинском музее посвящены слайдам и диапроекторам. Вот — первые огромные «волшебные фонари». Вот — стеклянные диапозитивы в коробках. А вот — знакомые всем детям 70-х слайды и диапроекторы. В наличии даже целый, как сейчас бы сказали, «мультимедийный» комбайн: в чемодане объединены проигрыватель винила и проектор. «Слушай пластинку — смотри картинку».

Стенд диапроекторов. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.
Стенд диапроекторов. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.

В СССР бум слайдов пришёлся на 60-е-70-е годы, благодаря гэдээровской цветной обращаемой пленке «ОRWO».

Правильно экспонированная и проявленная она давала великолепную цветопередачу.

«ОRWO» расшифровывается как «Оriginal from Wolfen»: «Подлинная из Вольфена».

До начала 1960-х — это была «Агфа». Та самая «Агфа», ещё до войны занимавшаяся разработкой и производством первой цветной фото- и киноплёнки. После войны «Агф» стало две: в ГДР — на мощностях изначальной «Агфы» в Вольфене работало социалистическое «Народное предприятие «Агфа-Вольфен». В ФРГ бывшие владельцы «Агфы» возобновили производство на мощностях одного из филиалов в Леверкузене.

Первые десять-пятнадцать послевоенных лет так и существовало две «Агфы» — одна в ГДР, другая — в ФРГ. Обе делали и продавали цветную пленку под одним брендом. «Наша» «Агфа» — в страны соцлагеря, западногерманская — в Европе и США. Но в 1964 году «подлинная» гэдээровская «Агфа» решила переименоваться. Возможно решение было принято, исходя из желания выйти на западные рынки, а не ограничиваться советским блоком. Так и появилась «Подлинная из Вольфена» или «ОRWO».

Сегодня уже толком нет, ни пленки «Агфа», ни пленки «ОРВО»: бренды пошли по рукам и лишь шлейф легенды тянется за ними.

«Агфа» успешно экспериментировала с цветной многослойной пленкой ещё в 20-е-30-е годы, создав полноценную цветную пленку к 1936 году. А вот как развивалась цветная фотография до появления многослойных плёнок — можно увидеть на ещё одном любопытном стенде в Берлинском музее техники. Он посвящён первым робким попыткам сделать фотографию цветной.

Стенд цветной фотографии. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.
Стенд цветной фотографии. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.

Стенд объединяет несколько камер, работавших по принципу, который использовал русский пионер цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский. Именно он довёл до совершенства идею съёмки на три чёрно-белых пластинки через три цветных фильтра с последующей проекцией на экран — также через три фильтра с совмещением кадров. (Подробнее о механике процесса можно прочитать тут).

Главный вопрос стоявший перед изобретателями тех лет — как с помощью системы зеркал направлять поток света из объектива — сразу на три пластинки. Опцией было — снимать последовательно на три пластинки — один такой аппарат можно увидеть в глубине стенда в Берлинском музее. Но большинство все-таки пыталось пойти по пути трёх зеркал. Беда была в том, что тиражировать подобные «цветные» фотографии при всем их выдающемся качестве можно было только полиграфическим способом. Что, кстати и делали. Альтернативой был просмотр фотографий с помощью «волшебного фонаря» — тогдашнего диапроектора.

Стереофотоаппараты и стереоскопы. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.
Стереофотоаппараты и стереоскопы. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.

Ещё одна подзабытая ныне фототехнология — «стереофото». О ее популярности в начале-середине двадцатого века свидетельствуют аж целых два стенда со стереофотоаппаратами в Берлинском музее техники.

Бум стереофотографии пришёлся на начало 20 века с последующим ренессансом в 50-е-60е. Большинство популярных моделей камер тогда обзаводились — либо стерео-версией с двумя объективами, либо — стереонасадкой. На стенде можем наблюдать «Экзакту» и «Лейку» со стеренасадками, стерео-версии «Фохтлендера» и др.

Стереофотоаппараты и стереоскопы. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.
Стереофотоаппараты и стереоскопы. Фотоотдел Немецкого технического музея. 2009 год. Фото автора.

По соседству лежит занятная и ныне забытая игрушка из 50-х-70-х: стереоскоп. В дешёвенький пластмассовый диаскоп вставлялись карточки со стерео-слайдами. Были — круглые, а у нас чаще — гэдээровские — квадратные. Прокручивая карточку с десятком мини-слайдов можно было посмотреть забавную историю — эдакий застывший кукольный мультфильм.

Выглядело это как на фото.

Стереоскоп "Стереомат", ГДР, 70-е гг. Фото автора.
Стереоскоп "Стереомат", ГДР, 70-е гг. Фото автора.

История (как правило, из жизни кукольных мишек или мышек) делалась с большой любовью: крошечные декорации с малюсенькими деталями, занятный, лаконичный сюжет, непременный хэппи-энд).

Стереокарточка с историей в картинках для стереоскопа. ГДР. 70-е гг.Фото автора.
Стереокарточка с историей в картинках для стереоскопа. ГДР. 70-е гг.Фото автора.

Завершает экспозицию фотомузея (и наш рассказ о нем) серия стендов, посвященная старинным фотоаппаратам.

Деревянные бокс-камеры конца 19-го — начала 20-го века (считавшиеся, кстати, тогда уже вполне совершенными, «любительскими» и «компактными»), большие стационарные аппараты середины 19-го века, и, наконец, сверкающий латунью, похожий на телескоп аппарат для съемки дагерротипов фирмы «Фохтлендер».

Свой первый цельнометаллический аппарат (Ganzmetallkamera) для дагерротипии фирма «Фохтлендер» выпустила аж в 1840 году.

Дагерротипы, в отличие от фотографий на пластинках — делались сразу позитивными, но были лишены главного достоинства появившихся позже фотопластин — их нельзя было тиражировать. Каждый, дошедший до нас дагерротип — существует в единственном экземпляре. Удовольствие это в то время было мягко говоря недешевое.

В год своего появления на рынке каждый дагерротипный снимок стоил 25 франков золотом или 286 долларов, по нынешнему курсу.

Вспоминайте об этом, каждый раз, когда делаете селфи телефоном!