Найти тему
Анатолий Камардин

Комиссар комерсант.

В Астрахани и Махачкале в военкоматах служил на должностях ВМФ. Военком республики предложил возглавить Буйнакский объединённый райгорвоенкомат. Кроме сохранения флотской формы и звания было у меня условие при назначении на должность — выделение военкомату нового служебного УАЗика. Обещание военком республики выполнил и через пару дней после представления меня коллективу, водитель пригнал из Ростова новую машину. Дела принимал у своего зама майора Кузнецова В.Н. т. к. предшественник убыл в Каспийск принимать должность военкома. До Буйнакска он был замом в Каспийске, но Буйнакск не потянул. Из 36 горрайвоенкоматов Буйнакский был самым тяжелым, в городе стояла артиллерийская дивизия сокращенного состава и практически ежеквартально один из полков развертывался до штатов военного времени. Больше всего ресурсов поставлял Буйнакский ОГРВК, а кроме собственного отмобилизования мы развертывали республиканский пункт приёма ресурсов и затыкали все дырки и прорехи недопоставок из других районов.

Приняв дела и обязанности собрал весь коллектив в ленинской комнате и сделал заявление: 1.У нас на центральном входе висит распорядок дня и с завтрашнего дня кого увижу на рабочем месте после 18.00 буду считать не справляющимся со своими обязанностями. 2.С завтрашнего дня любой сотрудник может пользоваться служебной машиной, очерёдность определяет дежурный по военкомату. 3.Если мне станет известно о злоупотреблениях служебным положением, никаких разбирательств не будет, служащий будет уволен в течение месяца, военнослужащий в течении трёх. 4.Как сказали местные власти и начальник гарнизона квартира мне не светит, поэтому жить буду в комнате отдыха рабочего кабинета и на выходные по возможности уезжать домой.

Возвращаюсь с командирских занятий из Махачкалы, на перевале сделали остановку и водитель Джамирза меня спрашивает: Анатолий Иванович в пятницу, что в Махачкалу повезём? Недоумеваю, о чём ты спрашиваешь не понимаю? Завтра 28 число и мы должны дань везти, разве Вы ничего не знаете? Рассказывай дальше говорю. Каждый месяц говорит я отвозил 250 рублей, мясо, овощи, фрукты по сезону и через водителя передавал военкому республики...Слышал я конечно про взяточничество в военкоматах, но будучи далёк от этого подробностями никогда не интересовался, а тут оказывается схема отработана, у каждого свой день ясак сдавать и нормы установлены. Видя, что я в растерянности Джамирза успокаивает, не переживайте я знаю у кого что спрашивать, а Вы только отпустите. Так Джамирза, забудь и занимайся своим делом, а с остальным я сам разберусь. Вздохнул водитель, съедят говорит Вас и не поперхнутся. Посмотрим, поехали в военкомат.

29 утром звонит начальник политотдела, интересуется почему от нас не приезжала машина? Включаю дурака, какая машина, зачем, с какой целью? Разговор идёт через коммутатор дивизии, могут и подслушать, пауза и начпо отключается. Через пару часов звонок оперативного дежурного и передача приказания завтра к 10.00 быть у военкома республики. Записался на машину у дежурного и завтра предстал пред грозны очи. Военком был белорусом ростом под два метра, плотного телосложения с грузной походкой, на ор переходил через пару предложений, закатывал глаза, брызгал слюной, спал и видел себя генералом. Вы что говорит из себя вообразили? Вы что службу не знаете, это Вам не там, а у меня здесь!!! Стою молчу, а он ещё больше распаляется: Вы почему отказались талоны на бензин получать, почему уголь в котельную до сих пор не закуплен.? Всё про Вас знаю и что Вы там за распорядки новые устанавливаете? Пока я на службе вся республика должна сидеть на рабочих местах. Думаете мне легко встречать окружные комиссии, содержать две нештатные машины, ублажать республиканские партийные и советские органы??? Что молчишь, но запал падает, пар спустил или всё сказал, что хотел. Все, что Вы перечислили это Ваши проблемы и Вам их решать. Взяток я не брал, не буду и подчинённым не позволю. Бензин получу, но только если весь по норме. Платить не буду, у меня двое детей и лишних денег нет. Кабинет метров пятнадцать, всё это время он ходил вдоль стены. Встал напротив меня, пальцами хрустнул, не будешь значит? Не буду. Мы с тобой не сработаемся, иди.

В машине ждет Джамирза, сверлит вопросом, но молчит. На перевале вкратце ему передал содержание нашей встречи. Откуда он всё знает? Это ему начальник 3 отделения старший лейтенант Дениев стучит. Дениева прапорщиком военком привёз с собою из войск, помог с аттестованием в офицеры и став после моего увольнения генералом дорастил до военного комиссара и полковника. Ваха Дениев был его доверенным лицом, с коньяком деньгами, осетрами и икрой посылался в генштаб за генеральской звездой, но первая попытка была не удачной. Как работник Ваха исполнителен, педантичен, дисциплинирован, инициативен, а вот не шестерить не мог. Пытался и передо мной, но быстро понял что бесполезно, а вот кровушки моей с его подачи попили много.

При приеме дел обратил внимание, что на складе хранится три комплекта аппаратуры оповещения, один действующий, а два списаны. Аппаратура это пульт управления и по триста репродукторов. Стоит у вас такой дома новости передаёт, а по сигналу с пульта военкомата начинает пронзительно пищать и вы обязаны в течении часа прибыть в военкомат с тревожным чемоданом. Всё в смазке, пергаментом обернуто, но по давности срока хранения списано с учета. Начал искать рынки сбыта. В двух кварталах на консервном заводе договорился с директором и они забрали комплект для размещения по цехам и участкам. Второй комплект продал в санаторий и на вырученные деньги купили большой бильярд. В ленинской комнате освободили место и в обеденный перерыв желающие собирались погонять шары. Через несколько дней примчался начпо, как вы говорит можете в святом месте развратом заниматься, это что за неуважение к членам политбюро ЦК КПСС. Они же на стенде висят и за нами наблюдают, прекратить это безобразие. Показал ему протоколы партсобрания и профкома о согласии на данное приобретение, воля народа так сказать священна. Попыхтел начпо, заставил проверить начфина на законность операции и уехал не солоно хлебавши, т. к. по документам всё до копеечки было оприходовано и потрачено на учреждение. В этот период вышел приказ министра обороны разрешающий воинским частям и учреждениям искать дополнительные источники финансирования и сильно сокращено центральное финансировани, может поэтому обошлось без взысканий по командной и партийной линии. Кроме бильярда было закуплено несколько тренажеров в спортзал и канцелярские товары для военкомата.

Прошла зима, батареи не разморозили, но проблемы с истопниками в своей котельной не заканчивались. Через дорогу было ПТУ имевшее газовую котельную обслуживаемую квалифицированными операторами. Руководство училища было не против взять нас на свой тепловой баланс, но подключение за наш счет. Попросил официально отдать деньги выделяемые на закупку угля для строительства теплотрассы, обосновал нашу выгоду. Получил отказ — не целевое использование, и вообще оставьте эту затею. Ну уж нет, найду деньги и назначаю общее собрание. На повестку дня выносится вопрос о сдаче в аренду земельного участка на прилегающей территории между военкоматом и территорией пилорамы. Существовал такой бесхозный апендикс замкнутый с нашей стороны зданиями котельной, складов, гаражей и спортзала и бетонным забором со стороны пилорамы. Вход был с нашей стороны, на территории устраивали пикники для высоких гостей. Площадь порядка 10 соток, тихое уютное место, целина, готов предоставить желающему свет и воду с отоплением. Стены есть, сделать облегченную каркасную кровлю, закрыть пленкой и выращивай огурцы с помидорами круглый год... Тишина, все молчат. Ну раз желающих нет прошу разрешения искать арендатора со стороны? Будет арендатор, будет у нас и теплотрасса до ПТУ. Запротоколировали это дело, нашелся вскоре и арендатор. По условиям договора он нас финансирует по теплотрассе и с первого урожая продаёт нам 10 процентов урожая по цене 50 процентов от рыночной. Проект был реализован, в кулуарах шептались почему нам не отдал землю, но протокол профсобрания был, как платок на любой роток.

За что бьют военкоматы высшие инстанции — за реальность воинского учета. Это адрес места жительства, место работы, семейное положение, состояние здоровья. Все военнообязанные об изменении любого из этих критериев обязаны в 3 дневный срок сообщить в военкомат. Закон предусматривал и наказание за не выполнение — предупреждение или штраф три рубля. Хороший закон, но не работал. Не работал потому что не было учета о предупреждениях и штрафах, а если этот учет завести, то можно и деньги заработать и реальность воинского учета сделать действительно реальной. Провожу партсобрание и профсоюзное, повестка дня на обоих одинаковая — внедрить систему штрафов за нарушение правил воинского учета. Каждому сотруднику непосредственно работающему с военнообязанным вменяется в обязанность оформлять протокол-квитанцию правонарушения и делать отметку в учетной карточке военнообязанного. В типографии напечатали номерные квитанции и процесс пошел. Убили двух зайцев: Реальность учета стала реальной и стали зарабатывать деньги на которые сделали текущий ремонт административного здания, оборудовали кабинеты врачей на призывном участке, закончили ремонт и доукомплектовали спортзал тренажерами. Несколько раз пытались нас у щучить в злоупотреблениях комиссии республики и округа, но тщетно и стали ставить в пример.

Буйнакск город маленький, население 57000 человек, преобладает частный сектор, общественного транспорта нет, а с учетом привольного расположения до работы добираться напряженно. В автоколонне войскового типа снимается с консервации автобус ПАЗ для реализации населению и в первую очередь предлагается сотрудникам военкомата. У народа глаза горят, а денег нет. Что у нас с наличностью спрашиваю начфина? На автобус говорит хватит, если за тепло один платеж пропустим. Словом автобус мы купили, купили и сдали в аренду. По условиям аренды содержание и ГСМ за водителем, 120 рублей ежемесячная плата за аренду в кассу, а утром и вечером по маршруту собрать и привезти сотрудников. Был тендер на аренду, стоимость аренды начиналась с 80 рублей, бились четыре кооператора. В свободное от наших обязательств время автобус работал на межгороде и в обиде на нас никто не был.

По итогам боевой и политической подготовки на втором году моей службы военный комиссариат переместился с восьмой позиции на четвертую. За три года вместо трёх раз военкомат 10 раз подвергался комплексным проверкам и всегда достойно отчитывался. Об этом месте службы у меня самые теплые воспоминания.