Мать Христофора (Мэтичак) – игуменья Преображенского монастыря в городе Элвуд-Сити, штат Пенсильвания, США. Она исполняет послушание настоятельницы уже более тридцати лет.
Если вы зайдете в православный храм, то многое в нем вас удивит. Вероятно, вы заметите, что в алтаре, у святого престола, служат исключительно мужчины – священники, диаконы, может быть, епископ, помогают им алтарники, чтецы, на клиросе хором регентует, наверное, тоже мужчина, регент. Кажется, в Церкви всем занимаются только мужчины. Но хотела бы обратить ваше внимание на несколько аспектов.
Первым делом пройдитесь по храму (храму в любой стране мира, в городе или деревне, приходскому или монастырскому, большому или малому) и присмотритесь, у какой иконы горит больше всего свечей. Вероятнее всего, вы увидите, что больше всего свечей горит у иконы Пресвятой Богородицы. Матери Божией, Матери всей Церкви и каждого из нас. Мы все знаем, что, умирая на Кресте, Спаситель сказал Своему возлюбленному ученику апостолу Иоанну: «Се, Мати твоя» и сказал Своей Матери: «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19: 26–27). Произнеся эти слова, Господь вручил всех нас Пресвятой Богородице. Если войти в дом православных христиан, скорее всего, вы обязательно увидите в нем икону Матери Божией, возможно, она будет самой большой, видной, красивой. Многие чувствуют, что Богородица их понимает не только потому, что Она такой же человек, но и потому, что Она женщина.
Господь наделил женщин особыми качествами: они понимающие, чувствующие, эмоциональные. Это великие дарования от Бога, часть Его Промысла. Господь сотворил мужчину и женщину. Нет жестких границ между тем, какие черты характера свойственны мужчинам, какие – женщинам, они всегда пересекаются. Но женщинам Господь даровал особые духовные качества. Как-то раз греческий старец сказал, что женщина, рожая ребенка, вместе с Богом дает начало новой жизни, становится сотворцом Бога. Женщина способна особенно глубоко чувствовать, она обладает интуицией.
Вы можете сами провести такой эксперимент. Зайдите в храм, совершенно любой – в городе, в деревне, в собор или просто церквушку – и постарайтесь подсчитать, мысленно сфотографируйте прихожан. На службе вы увидите больше мужчин или женщин? Скорее всего, женщин. Если сомневаетесь, проверьте, можете даже поспорить. Вероятнее всего, вы окажетесь правы.
У нас женщины чаще приходят в храм, выполняют всевозможную работу, послушания, трудятся. Неужели есть основания говорить о том, что женщин в Церкви каким-то образом принижают, недооценивают? На мой взгляд, нет. Христос принимал женщин, любил их, как и всякого человека, говорил с самарянкой, с хананеянкой, с женщиной, страдавшей кровотечением. Он никого не отвергал, хотя во времена Христа такое поведение не всегда приветствовалось. Поэтому в Церкви Господь ждет каждого и каждую, в сердце каждого бросает семя, Он сотворил по Своему образу и подобию и мужчину, и женщину.
Может ли женщина возрастать в духовной жизни или это привилегия исключительно мужчин? Ведь только мужчин рукополагают, только они становятся священниками и служат Литургию. Неужели женщинам духовная жизнь недоступна? Женщины могут стать святыми. Женщины должны стать святыми. Женщины святые. Нам, американцам, очень нужны святые жены. Святые стране нужны больше, чем кто-либо или что-либо. Может быть, нужны врачи? Конечно, медицинская помощь нужна всегда. У нас в стране тысячи талантливых, прекрасно образованных людей, которые будут замечательными врачами. Может быть, нужны учителя? Или социальные работники? Может быть, политики? Желающие стать учителями, соцработниками и политиками находятся всегда. Но станет ли наша страна от этого сильнее? Кто сделает нашу страну сильнее, как не святые жены?
Растет число девушек и женщин, которые начинают с большей серьезностью подходить к основной цели каждого христианина – уподобиться Богу, приблизиться к Богу, узнать Его и исполнять Его волю. Сегодня нет никаких преград или ограничений, все двери открыты. Пример тому православные женские монастыри. Это ведь настоящее чудо! Христианки живут вместе, монашеской общиной, вместе трудятся, выполняют послушания. Женский монастырь можно назвать матриархальным обществом. Монастырем управляют монахини, мужчина не может прийти и начать нам диктовать, как жить. Нас благословил епископ, он за нас молится, присматривает, уверена, если что-то случится, он обязательно вмешается. Но епископ не принимает за нас решений, не устанавливает правил сверх тех, что предписаны Церковью. К нам приходят служить священники, особенно те, что уже вышли на пенсию. Для них это отличная возможность, потому что не нужно заниматься приходом и есть возможность послужить. Если Господь дал хорошее здоровье, то они очень любят и хотят у нас служить. Священник может прийти, послужить Литургию, потом пообщаться с монахинями или нашими гостями. При этом не нужно хлопотать о том, кто будет помогать, печь просфоры, зажигать ладан.
В женских монастырях нет алтарников или иподьяконов, в алтаре помогают монахини. Этот факт может показаться любопытным. По крайней мере, меня он удивил. Я росла в православной семье и сызмальства знала, что девочкам и женщинам в алтарь входить нельзя. Я впервые посетила женский монастырь, когда мне было двадцать пять лет. Должна признать, увидев, как из алтаря выходит монахиня, я буквально потеряла дар речи, подумала: «Господи, что же происходит?!» Но потом, конечно, поняла, что это необходимость, это практично, Церковь подходит ко всему очень практично.
Итак, в женских монастырях священникам во время служб в алтаре помогают монахини – что-то подать, зажечь ладан, вскипятить воду, почистить, убрать и т. д. Безусловно, делают они это не без благословения. И не всякая монахиня может войти в алтарь. Для нас он остается Святая святых. Монахини заходят в алтарь не для того, чтобы заниматься там не тем, чем нужно, или чтобы доказать, что женщина всё-таки может зайти в алтарь. В монастыре это особое послушание. Игуменья благословляет на это определенную монахиню. Ее потом обучают, как правильно и с благоговением всё делать. Конечно, в женских монастырях, как и на многих приходах, монахини и читают, и поют.
Жизнь женщин в Церкви можно назвать прекрасной и полноценной. Возьмем, к примеру, матерей. Взгляните на семьи, на мам, которые растят детей. Господь доверяет женщине родить и воспитать Его ребенка. На протяжении пятнадцати-двадцати лет мама для ребенка – это всё, они вместе каждую минуту, мама для семьи и для малыша как священник. От нее зависит его духовное, эмоциональное, физическое воспитание, его образование.
Поэтому духовная жизнь матери, ее личные отношения с Богом передаются малышу. Мамы молятся за детей, мама словно духовный мостик между ребенком и Богом. Дети слишком маленькие, всего один или два годика, они не могут говорить, молиться, не могут даже перекреститься, у них получается очень неловко: они дотрагиваются до макушки, потом словно хлопают себя сразу всей ладошкой по груди, они понимают, что перекреститься как-то можно, но не знают как. Но потом мама аккуратно возьмет ручки малыша в свои, сложит три пальчика, два зажмет, покажет, как нужно коснуться лба, сердца, груди, плеч. И так потихоньку мама станет вести ребенка к Богу, научит прикладываться к иконам, готовиться к Причастию, подходить к Святой Чаше.
Быть мамой – совершенно поразительная роль, самая главная, это вершина всего. Вы, наверное, думаете, что я, как игуменья, имею над сестрами большую власть. На самом деле я имею над ними только ту власть, которую они мне над собой дают. А мама семьи, в свою очередь, для малыша – всё. Ребенок всё получает через нее – из ее рук, через ее дыхание, молитвы. Нет ничего более важного и великого. Женщина не только сама достигает святости, но и растит святых для Церкви: воспитывает, возможно, будущего епископа, священника, монаха или монахиню, певчего. Господь наделил женщину величайшим даром – быть мамой.
На сайте:https://monastery.ru/zhurnal/obshchestvo/zhenshchiny-v-tserkvi/
Не пропустите новые материалы – подписывайтесь на наш канал.
Сайт / ВКонтакте / Инстаграмм / Ютуб / Фейсбук / Телеграмм