За две советские вазы на британском аукционе заплатили £136,000.
Источник: Wikimedia
На прошедших в Лондоне торгах русского искусства от Sotheby’s наше внимание привлекли в первую очередь советские лоты.
И среди них самыми яркими предметами стали две вазы прямиком из молодого Советского Союза, произведенные Государственным фарфоровым заводом. О них наша сегодняшняя статья.
Более дешевый лот из этой «двойки» — ваза 1932 года. За нее заплатили £47,880 — 4,7 млн рублей.
Как часто бывало с агитфарфором, «полотном» для произведения в данном случае послужила уже готовая ваза дореволюционной эпохи. Поверх рисунка на наследие Императорского фарфорового завода нанесли модернистский рисунок — сцену с абстрактными фигурами, изображающими акробатов и танцовщиков.
Рисунок выполнен художником Михаилом Пещеровым по эскизу художницы Кузнецовой. О Кузнецовой мало что известно, а вот Михаил Пещеров был довольно именитым мастером по фарфору. Ему приходилось работать и с эскизами Чехонина.
У Пещерового есть целая серия фарфоровых тарелок, выполненных совместно с Рудольфом Вильде. Одна из них «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», другая — «Профессиональное образование — условие организации труда».
Второй лот — массивная ваза 1928 года производства. Ее окончательная стоимость на торгах Sotheby’s составила £88,200 — 8,7 млн рублей.
Мы не просто так вспомнили о Вильде в разговоре о прошлой вазе. В случае с этим экземпляром он выступил автором эскиза. А художником — Андрей Федорович Большаков.
В 2019 году эта ваза уже появлялась на аукционе Christie’s, но в результатах торгов она не фигурирует. Это может означать. что она была либо снята, либо продана в частном порядке. Ее максимальная оценочная стоимость в тот раз доходила до £100,000 — 10 млн рублей.
Перейдем к сюжету и историческому контексту создания вазы.
В мае 1928 года экспедиционный дирижабль под названием «Италия» с экипажем из 16 человек на борту, пролетавший над Северным полюсом, потерпел крушение. На спасение оставшихся в живых членов экспедиции направили несколько команд из разных стран.
Благодаря радиолюбителю из северной советской деревеньки, поймавшего сигнал о бедствии, к кампании присоединился СССР. Был создан так называемый комитет помощи «Италии».
Та самая «Италия» в свои лучшие дни / Источник: Wikimedia
Почти два месяца две группы выживших боролись со стихией, пока восемь стран предпринимали попытку за попыткой обнаружить место крушения и — главное — пробраться к нему. В одной из этих спасательных экспедиций сгинул известный норвежский путешественник Руаль Амундсен.
11 июля советский летчик Борис Чухновский добрался до лагеря выживших и вывез первую группу людей на «Юнкерсе». В тот же день советский ледокол «Красин» подобрал оставшихся пять человек из другой группы.
Ледокол «Красин» / Источник: Wikimedia
Для Советского Союза, у которого еще были проблемы с международным признанием, успешная спасательная операция стала важным политическим событием. Его старались отразить в кинолентах, статьях и в книгах.
Агитфарфор, который отправлялся на экспорт, также сыграл значительную роль в отражении этого исторического события в культуре. Ваза с торгов — отличный тому пример. На ней изображены арктические льды и тот самый «Юнкерс» с бесстрашным Чухновским на их фоне.
Известно, что Вильде работал над двумя эскизами к вазе, но сохранился именно этот вариант.
Из статьи Christie’s о данной вазе мы также узнали, что ваза была выставлена на международной выставке, где, вероятно, была приобретена неким коллекционером. С тех самых пор она находилась в одной семье более полувека и впервые появилась на торгах два года назад.
Такова история этого лота.
Кстати, не так давно мы рассказывали и показывали пять советских детских книжек, которые были проданы на аукционе за 140 тысяч рублей
Хотите узнавать больше из мира аукционов — подписывайтесь на наш канал