Найти тему

Падение Константинополя стало почти смертельным ударом для Генуи. Богатое генуэзское поселение в Пере, недалеко от Константинопо

Среди этого страстного беспорядка город внес гораздо меньший вклад, чем ей полагалось, в итальянскую литературу, науку и искусство. Ее капитаны жадно исследовали моря, но когда среди них появился ее сын Колумб, Генуя была слишком робка или слишком бедна, чтобы осуществить свою мечту. Дворяне были поглощены политикой, торговцы-наживой; ни один класс не жалел много для приключений ума. Старый собор Сан-Лоренцо был перестроен в готическом стиле (1307) с величественным интерьером; его часовня Сан-Джованни Баттиста (1451f) была украшена красивым алтарем и балдахин Маттео Чивитали и мрачная статуя Крестителя Якопо Сансовино. Андреа Дориа произвел почти такую же значительную революцию в генуэзском искусстве, как и в правительстве. Он привез фра Джованни да Монторсоли из Флоренции, чтобы реконструировать Палаццо Дориа (1529), и Перино дель Вага из Рима, чтобы украсить его фресками и лепными рельефами, гротесками и арабесками; в результате получилась одна из самых изысканных резиденций в Италии. Леоне Леони, соперник и враг Челлини, приехал из Рима, чтобы отлить прекрасный медальон адмирала, и Монторсоли спроектировал его гробницу. В Генуе Ренессанс не долго предшествовал Дории и не долго пережил его смерть.

iii. ПАВИЯ

Между Генуей и Миланом на берегу Тичино тихо раскинулся древний город Павия. Когда-то он был резиденцией королей Ломбардии; теперь, в четырнадцатом веке, он подчинялся Милану и использовался Висконти и Сфорца в качестве второй столицы. Там Галеаццо Висконти II начал (1360), а Джан (то есть Джованни, Джон) Галеаццо Висконти завершил величественный Кастелло, который служил герцогской резиденцией для своего второго основателя и дворцом удовольствий для более поздних герцогов Милана. Петрарка назвал его“благороднейшим произведением современного искусства”, и многие современники поставили его на первое место среди королевских жилищ Европы. Библиотека содержала одну из самых ценных коллекций книг в Европе, в том числе 951 иллюстрированную рукопись. Людовик XII, захватив Милан в 1499 году, увез с собой эту библиотеку Павии среди своей добычи, а французская армия разрушила внутреннюю часть замка с помощью новейшей артиллерии (1527). Ничего не осталось, кроме стен.

Хотя замок разрушен, самая прекрасная жемчужина Висконти и Сфорца сохранилась в целости—Чертоза, или картезианский монастырь, скрытый от шоссе между Павией и Миланом. Здесь, на безмятежной равнине, Джангалеаццо Висконти взялся построить кельи, монастыри и церковь во исполнение обета, данного его женой. С этого момента и до 1499 года миланские герцоги продолжали развивать и украшать здание как любимое воплощение их благочестия и их искусства. В Италии нет ничего более изысканного. Фасад в ломбардско-романском стиле из белого каррарского мрамора был спроектирован, украшен резьбой и возведен (1473f) Кристофоро Мантегацца и Джованни Антонио Амадео из Павии при поддержке Галеаццо Марии Сфорца и Лодовико иль Моро. Он слишком богато украшен, слишком щедро одарен арками, статуями, рельефами, медальонами, колоннами, пилястрами, капителями, арабесками, резными ангелами, святыми, сиренами, принцами, фруктами и цветами, чтобы передать чувство единства и гармонии; каждая часть привлекает внимание независимо от целого. Но каждая часть-это труд любви и мастерства; четыре окна эпохи Возрождения, созданные Амадео, сами по себе дали бы ему право на память о человечестве. В некоторых итальянских церквях фасад смелый фасад на ничем не примечательной внешности; но в этом Чертоза-ди-Павия каждая внешняя черта и аспект поражают красотой: величественные контрфорсы, благородные башни, аркады и шпили северного трансепта и апсиды, изящные колонны и арки монастырей. Во дворе взор поднимается от этих стройных колонн через три последовательных этажа аркад к четырем наложенным колоннадам купола; это ансамбль, гармонично задуманный и великолепно выполненный. Внутри церкви все имеет непревзойденное совершенство: колонны, возвышающиеся в гроздья и готические арки к резным и кессонным сводам; бронзовые и железные решетки, изящно оформленные, как королевское кружево; двери и арки элегантной формы и орнамента; алтари из мрамора, усыпанные драгоценными камнями; картины Перуджино, Боргоньоне и Луини; великолепные инкрустированные хоры; светящиеся витражи; тщательная резьба колонн, шпандрелей, архивольтов и карнизов; величественная гробница Джангалеаццо Висконти Кристофоро Романо и Бенедетто Бриоско; и, как последнее реликвия патетического романа, гробница и фигуры Лодовико иль Моро и Беатрис д'Эсте соединились здесь в изысканном мраморе, хотя умерли десять лет и пятьсот миль друг от друга. В подобном союзе различных настроений ломбардский, готический и ренессансный стили сочетаются здесь в самом почти совершенном архитектурном произведении эпохи Возрождения. Ибо при Лодовико Мавре Милан собрал прекрасных женщин, чтобы создать непревзойденный двор, и таких выдающихся художников, как Браманте, Леонардо и Карадоссо, чтобы вырвать лидерство Италии на одно яркое десятилетие из Флоренции, Венеции и Рима.

IV. ВИСКОНТИ: 1378-1447

Галеаццо II, умирая в 1378 году, завещал свою долю миланского королевства своему сыну Джангалеаццо Висконти, который продолжал использовать Павию в качестве столицы. Вот человек, который согрел бы сердце Макиавелли. Погруженный в огромную библиотеку своего дворца, заботясь о хрупкой конституции, завоевывая своих подданных умеренными налогами, посещая церковь с впечатляющим благочестием, наполняя свой двор священниками и монахами, он был последним принцем в Италии, которого дипломаты заподозрили бы в планировании объединить весь полуостров под его управлением. И все же именно это честолюбие кипело в его мозгу; он преследовал его до конца своей жизни и почти реализовал его; и на службе ему он использовал коварство, предательство и убийство, как будто он с благоговением изучал Неписаную печать и никогда не слышал о Христе.

Тем временем его дядя Бернабо правил другой половиной королевства Висконти из Милана. Бернабо был откровенным негодяем; он обложил своих подданных налогом до предела выносливости, заставил крестьян держать и кормить пять тысяч собак, которых он использовал в погоне, и успокоил негодование, объявив, что преступников будут пытать в течение сорока дней. Он смеялся над благочестием Джангалеаццо и строил планы, как избавиться от него и стать хозяином всего наследия Висконти. Джан, снабженный шпионами, необходимыми любому компетентному правительству, узнал об этих планах. Он договорился о встрече с Бернабо, который удобно приехал с двумя сыновьями; тайная стража Джана арестовала всех троих и, по-видимому, отравила Бернабо (1385). Джан теперь правил Миланом, Новарой, Павией, Пьяченцей, Пармой, Кремоной и Брешией. В 1387 году он взял Верону, в 1389 году Падую; в 1399 году он потряс Флоренцию, купив Пизу за 200 000 флоринов; в 1400 году Перуджа, Ассизи и Сиена, в 1401 году Лукка и Болонья подчинились его генералам; и Джан был хозяином почти всей северной Италии от Новары до Адриатики. Папские государства теперь были ослаблены расколом (1378-1417), последовавшим за возвращением папства из Авиньона. Джан играл папой против папы-соперника и мечтал поглотить все земли Церкви. Затем он пошлет свои армии против Неаполя; его контроль над Пизой и другими выходами вынудит Флоренцию подчиниться; только Венеция останется несвязанной, но беспомощной против объединенной Италии. Однако в 1402 году Джангалеаццо, в возрасте пятидесяти одного года, умер.

Все это время он почти не выезжал ни из Павии, ни из Милана. Он любил интриги больше, чем войну, и добивался хитростью большего, чем его генералы, побежденные для него оружием. И эти политические предприятия не могли исчерпать плодовитость его ума. Он издал свод законов, включающий регулирование общественного здравоохранения и обязательную изоляцию от инфекционных заболеваний7.Он построил замок Павия и начал строительство церкви Павия и Миланского собора. Он пригласил Мануэля Хрисолораса на кафедру греческого языка в Миланском университете, основал Университет Павии, помогал поэтам, художникам, ученым и философам и наслаждался их обществом. Он расширил Навильо-Гранде, или Великий канал, от Милана до Павии, тем самым открыв внутренний водный путь через всю Италию от Альп через Милан и По до Адриатического моря и обеспечив орошение тысяч акров почвы. Развитие сельского хозяйства и торговли стимулировало промышленность; Милан начал соперничать с Флоренцией в производстве шерстяных изделий; ее кузнецы изготавливали оружие и доспехи для воинов по всей Западной Европе; в один кризис два мастера-оружейника за несколько дней выковали оружие для шести тысяч солдат.8 В 1314 году шелкоткачи Лукки, обедневшие из-за фракций и войн, сотнями переселились в Милан; к 1400 году шелковая промышленность там была хорошо развита, и моралисты жаловались, что одежда стала постыдно красивой. Джангалеаццо защищал эту процветающую экономику мудрым управлением, справедливым правосудием, надежной валютой и приемлемым налогообложением, которое распространялось на духовенство и дворянство, а также на мирян и простолюдинов. Под его руководством почтовая служба была расширена; в 1425 году более ста лошадей регулярно использовались почта; частная корреспонденция принималась в почтовых отделениях и отправлялась весь день, а в экстренных случаях и всю ночь. В 1423 году Флоренция имела ежегодный доход государства в размере 4 000 000 золотых флоринов (100 000 000 долларов), Венеция-11 000 000, Милан-12 000 000.9 Королей были рады, что их сыновья и дочери вступили в брак с семьей Висконти. Император Вацлав просто увенчал факт формой, когда (1395) он дал императорскую санкцию и законность титулу герцога Джана и наделил его и его наследников герцогством Милан “навсегда”.

Это оказалось пятьдесят два года назад. Старшему сыну Джана, Джанмарии Висконти,* было тринадцать лет, когда умер его отец (1402). Генералы, возглавлявшие победоносные армии Джана, боролись за регентство. Пока они сражались за Милан, Италия возобновила свою раздробленность: Флоренция отбила Пизу; Венеция захватила Верону, Виченцу и Падую; Сиена, Перуджа и Болонья подчинились отдельным деспотам. Италия была такой же, как и раньше, и даже хуже, потому что Джанмария, оставив правительство угнетающим регентам, посвятил себя своим собакам, приучил их есть человеческое мясо и радостно наблюдал, как они питаются живыми людьми, которых он осудил как политических преступников или социальных преступников.10 В 1412 году трое дворян зарезали его насмерть.