Найти тему
Оксана Воронцова

Взгляд.

"Звёздный рыцарь". Зорикто Доржиев. 2016.
"Звёздный рыцарь". Зорикто Доржиев. 2016.

Завтра первый день зимы. Ещё не понятно, останется ли эта всеобъемлющая белизна навсегда, то есть до ближайшего марта, или растворится в серой палитре асфальта и голых веток за окном. У меня, как и у Ридли Скотта, «нет планов, поэтому меньше всего я хочу знать, что мне придётся делать в следующем марте». Сегодня у британского режиссёра день рождения. Я вспоминаю эту его фразу, глядя в окно. Трамвай глухо ползёт по рельсам, словно укачивая в монотонном повторении набата звучащих колоколов-колёс. Странное время года – уже не осень, но ещё не зима. «Лучший в мире кинозал – это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу». Книгу сегодня забыла. Поэтому сейчас в моём «кинозале» отображается унылый осенний пейзаж за окном, чуть прикрытый белым саваном нежной молодой метели. Пытаясь мысленно представить ощущение весны, когда изменчивость погоды с лихвой компенсируется обнадёживающим ожиданием «вот-вот», я вспоминаю запах весеннего воздуха, который уже в конце февраля не спутать с весенним. В этот момент чувствую взгляд. Смотрит с вызовом, но не вызывающе. Спокойная уверенность. Мне где-то уже встречался этот взгляд. Но я пока не знаю о том, что встречу его ещё много раз в жизни. Сквозь отражение в окне, он упирается в меня и не оставляет никакой возможности остаться в «кинозале», то и дело, словно обрывая киноплёнку, сверлит исподлобья. Наглец, что ему нужно? Просто неприличная прямота. Пару раз наши взгляды встречаются и этого достаточно, чтобы личное пространство было разодрано в клочья порывистым, резким, но чистым взглядом. Этому взгляду ещё не знакомы неловкость и смущение. Он, являя собой торжество искреннего любопытства над чопорным этикетом, пробирается сквозь преграду трамвайного окна, вглубь меня.

Вереница моих мыслей, призванных непостижимым, но проверенным уже не раз образом сократить время в пути, окончательно разорвана. Я злюсь. Стараюсь сохранить неподвижность взгляда в отражении окна и в этот момент нащупываю в кармане неровные остатки шоколадной плитки, завёрнутые в колючую фольгу. Я наклоняюсь вниз, к взгляду, и шепчу ему на ухо: «Шоколадку будешь?». Взгляд оживает, мне кажется, что я вижу в нём проснувшихся чертят. Они, едва задремав, вернулись к своему постоянному бодрствованию и прыгают сейчас внутри таких же чертовски озорных глаз. Взгляд молча кивает и в следующее мгновение от нескольких шоколадных долек не остаётся ровным счётом ничего.

Моя остановка. После работы надо успеть забежать в студенческое общежитие и до занятий взять тетрадки с лекциями. Прокладывая себе тропинку среди воздушных сугробов, я улыбаюсь, вспоминая взгляд. Восхищаясь своей находчивостью, мысленно хвалю себя за то, как ловко перехватила инициативу и застала врасплох взгляд. Сзади шаги. Почти бежит! «Тётенька, тётенька, стойте!». Да что же ему нужно? Этот взгляд, если честно, уже порядком поднадоел. Оборачиваюсь. «Тётенька, спасибо! Можно я вас поцелую?». Только сейчас я вижу старенькую одежду, оборванные пуговицы. Шапка из искусственного меха съехала на бок. Она велика по размеру и, наверное, перешла «по наследству» от кого-то из старших. На вид ему не больше семи. Но от его взрослого взгляда мне не по себе. Странный малец… Я наклоняюсь и попадаю в объятия ребёнка, который, скорее всего, давно не ощущал тепла и прижимается сейчас ко мне всем телом, словно потерявшийся щенок. Он виснет на мне, а я поворачиваю щёку и думаю, как странно это всё должно быть смотрится из окон громыхающего рядом трамвая. «Нет, в губы».

Мне было тогда чуть за двадцать. Я редко вспоминаю тот странный случай и то, как я, что-то лепеча, спешно убегала после поцелуя в щёку. Чаще я представляю человека, который, надеюсь, смог сохранить и совместить в своей жизни распахнутый миру взор маленького мальчика с прекрасным взглядом взрослого мужчины, спокойным в своей уверенности.

 

Скульптуры Зорикто Доржиева. Москва.
Скульптуры Зорикто Доржиева. Москва.