Найти тему

Дэвид Алруи, ложный мессия

1160–73:

Путешествия Вениамина Тудельского

1170:

Темишна Тора Маймонида

1181, 1254, 1306:

Евреи, изгнанные из Франции

1190:

Путеводитель для озадаченных

1190:

Расцвет Каббалы

1190:

Погромы в Англии

1215:

Четвертый Совет латеранских орденов Еврейский значок

1234:

Книги Маймонида сожжены в Монпелье

1242:

Сожжение Талмуда в Париже

1290:

Евреи, изгнанные из Англии

около 1295 года:

Это ха-Зоар Моисея из Леона

ГЛАВА XV

Талмуд

I. ИЗГНАННИКИ: 135-565

В исламе и христианском мире замечательный народ, несмотря на все невзгоды, поддерживал свою собственную уникальную культуру, утешался и вдохновлялся своим собственным вероучением, жил по своим собственным законам и морали, создавал своих собственных поэтов, ученых, ученых и философов и служил живым носителем плодородных семян между двумя враждебными мирами.

Восстание в Бар-Кохебе (132-5) не было последней попыткой евреев вернуть Иудее свободу, которую уничтожили Помпей и Тит. При Антонине Пии (138-61) они попытались еще раз, но потерпели неудачу. Их священный город был им запрещен, за исключением горькой годовщины его разрушения, когда им было позволено, за вознаграждение, прийти и оплакать стены своего разрушенного Храма. В Палестине, где 985 городов были стерты с лица земли, а 580 000 мужчин и женщин были убиты во время восстания Бар-Кохебы, еврейское население сократилось до половины своего прежнего объема и достигло такой бездны нищеты, что культурная жизнь была почти полностью мертва. Тем не менее, в течение одного поколения после Бар—Кохебы в Тверии был создан "Бет Дин", или Еврейский национальный совет,-суд из семидесяти одного ученого—раввина и юристов, были открыты синагоги и школы, и снова появилась надежда.

Торжество христианства принесло новые трудности. До своего обращения Константин поставил религию евреев на законную основу равенства с религией других своих подданных. После его обращения евреев притесняли новыми ограничениями и поборами, а христианам запрещалось общаться с ними.1 Констанций изгнал раввинов (337) и сделал брак еврея с христианкой тяжким преступлением.2 Брат Юлиана Галл так обложил евреев налогами, что многие из них продали своих детей, чтобы удовлетворить его требования. В 352 году они снова восстали и были снова подавлены; Сепфорис был сровнен с землей, Тиверия и другие города были частично разрушены, тысячи евреев были убиты, тысячи порабощены.Положение палестинских евреев в настоящее время (359) опустилось настолько низко, а их общение с другими еврейскими общинами было настолько затруднено, что их патриарх Хиллел II отказался от своего права определять для всех евреев даты еврейских праздников и выпустил для независимого расчета этих дат календарь, который остается в употреблении среди евреев мира по сей день.

От этих бедствий евреи были на мгновение спасены воцарением Юлиана. Он снизил их налоги, отменил дискриминационные законы, восхвалял еврейскую благотворительность и признал Яхве“великим богом". Он спросил еврейских лидеров, почему они отказались от жертвоприношения животных; когда они ответили, что их закон разрешает это только в Иерусалимском храме, он приказал восстановить Храм за счет государственных средств.3 Иерусалим снова был открыт для евреев; они стекались в него со всех концов Палестины, из всех провинций Империи; мужчины, женщины и дети отдали свой труд на восстановление, свои сбережения и драгоценности на обустройство нового Храма;4 мы можем представить себе счастье народа, который в течение трех столетий молился об этом дне (361). Но когда рыли фундамент, пламя вырвалось из земли и сожгло нескольких рабочих насмерть.5 Работа была терпеливо возобновлена, но повторение этого явления—вероятно, из-за взрыва природного газа—прервало и обескуражило предприятие. Христиане радовались тому, что казалось божественным запретом; евреи удивлялись и скорбели. Затем наступила внезапная смерть Юлиана; государственные средства были выведены; старые ограничительные законы были вновь приняты и ужесточены; и евреи, снова изгнанные из Иерусалима, вернулись в свои деревни, свою нищету и свои молитвы. Вскоре после этого Иероним сообщил, что еврейское население Палестины составляет “лишь десятую часть от их прежнего множества”6. В 425 году Феодосий II упразднил Палестинский патриархат. Греческие христианские церкви заменили синагоги и школы; и после краткого всплеска в 614 году Палестина сдала свое лидерство в еврейском мире.

Вряд ли можно было винить евреев, если бы они надеялись, что в менее христианских землях им будет лучше. Некоторые двинулись на восток, в Месопотамию и Персию, и оживили вавилонское еврейство, которое никогда не прекращалось со времени пленения в 597 году до н. э. В Персии евреи также были отстранены от государственных должностей; но поскольку все персы, кроме знати, также были исключены, в ограничении было меньше оскорблений.7 И было несколько преследований евреев в Персии. Но налогообложение было менее суровым, правительство обычно сотрудничало, и экзиларх, или глава еврейского община, была признана и почитаема персидскими царями. Земля Ирака тогда была орошаемой и плодородной; евреи там стали преуспевающими фермерами, а также умными торговцами. Некоторые, в том числе известные ученые, разбогатели, варя пиво.8 Еврейские общины в Персии быстро размножались, поскольку персидский закон разрешал, а евреи практиковали полигамию по причинам, которые мы видели по мусульманскому закону. Добрые раввины Раб и Нахман, путешествуя, обычно давали объявления в каждом городе о временных женах, чтобы дать местной молодежи образец супружеской, а не беспорядочной жизни.9 В Нехардее, Суре и Пумбедите выросли высшие учебные заведения, стипендии которых и решения раввинов почитались во всем Рассеянии.

Тем временем рассеяние евреев продолжалось по всем средиземноморским землям. Некоторые отправились присоединиться к старым еврейским общинам в Сирии и Малой Азии. Некоторые отправились в Константинополь, несмотря на враждебность греческих императоров и патриархов. Некоторые повернули на юг из Палестины в Аравию, жили в мире и религиозной свободе со своими арабскими собратьями-семитами, оккупировали целые регионы, такие как Хайбар, почти сравнялись с арабами в Ятрибе (Медине), обратили многих в свою веру и подготовили арабский ум к иудаизму Корана. Некоторые переправились через Красное море в Абиссинию и размножились там так быстро, что в 315 году считалось, что они составляют половину населения.10 Евреев контролировали половину судоходства Александрии, и их процветание в этом беспокойном городе подпитывало пламя религиозной вражды.

Еврейские общины развивались во всех городах Северной Африки, а также на Сицилии и Сардинии. В Италии они были многочисленны; и хотя иногда их преследовало христианское население, по большей части они находились под защитой языческих императоров, христианских императоров, Теодориха и пап. В Испании до Цезаря были еврейские поселения, и они развивались там без насилия при языческой империи; они процветали при арианских вестготах, но подверглись обескураживающим гонениям после того, как король Рекаред (586-601) принял никейский символ веры. Мы не слышали ни о каких преследованиях евреев в Галлии до суровых постановлений третьего и четвертого Орлеанских соборов (538, 541), спустя поколение после завоевания арианской Вестготской Галлии ортодоксальным христианином Хлодвигом. Около 560 орлеанских христиан сожгли синагогу. Евреи обратились к Гунтраму, королю франков, с просьбой восстановить его за государственный счет, как это сделал Теодорих в аналогичном случае. Гунтрам отказался. “О царь, прославленный чудесной мудростью!” - воскликнул епископ Турский Григорий 11.

От таких бедствий евреи Рассеяния всегда оправлялись. Они терпеливо восстанавливали свои синагоги и свою жизнь; трудились, торговали, ссужали деньги, молились и надеялись, увеличивались и умножались. От каждого поселения требовалось содержать за коммунальные расходы по крайней мере одну начальную и одну среднюю школу, обе из которых, как правило, находились в синагоге. Ученым советовали не жить ни в одном городе, где не было бы таких школ. Языком поклонения и обучения был иврит; языком повседневной речи был арамейский на Востоке, греческий в Египте и Восточная Европа; в других местах евреи переняли язык окружающего населения. Центральной темой еврейского образования была религия; светская культура теперь почти игнорировалась. Рассеянное еврейство могло поддерживать себя телом и душой только через Закон; а религия заключалась в изучении и соблюдении Закона. Вера их отцов становилась тем более драгоценной для евреев, чем больше на нее нападали; и Талмуд и синагога были незаменимой поддержкой и убежищем угнетенного и сбитого с толку народа, чья жизнь зиждилась на надежде, а их надежда-на вере в своего Бога.

II. СОЗДАТЕЛИ ТАЛМУДА

В Храме, синагогах и школах Палестины и Вавилонии книжники и раввины составили те огромные своды законов и комментариев, известные как палестинские и вавилонские талмуды. Они считали, что Моисей оставил своему народу не только письменный Закон в Пятикнижии, но и устный Закон, который передавался и распространялся от учителя к ученику из поколения в поколение. Главным вопросом между фарисеями и саддукеями Палестины был вопрос о том, имеет ли этот устный Закон также божественное происхождение и обязательную силу. Поскольку саддукеи исчезли после Рассеяния 70 года н. э., а раввины унаследовали традицию фарисеев, устный Закон был принят всеми ортодоксальными евреями как Божья заповедь и был добавлен в Пятикнижие, чтобы составить Тору или Закон, по которому они жили и в котором, в буквальном смысле, они существовали. Тысяча лет-долгий процесс, при котором устный закон был создан, учитывая форму, и представлены в письменном виде, а Мишну; восемь тысячелетий идут споры, суждения, а выяснение, что накопленные в два Gemaras как комментариев к Мишне; Союз Мишны с наименьшего из этих Gemaras чтобы сделать палестинскими, и с больше, чтобы сделать Вавилонское, Талмуд—это один из самых сложных и удивительных историй в истории человеческого разума. Библия была литературой и религией древних евреев; Тора была жизнью и кровью средневековых евреев.

Поскольку Закон Пятикнижия был написан, он не мог удовлетворить все потребности и обстоятельства Иерусалима без свободы, иудаизма без Иерусалима или еврейства без Палестины. В обязанности учителей Синедриона до Рассеяния и раввинов после него входило толковать законы Моисея для использования и руководства в новую эпоху или в новом месте. Их интерпретации и обсуждения, с учетом мнений большинства и меньшинства, передавались от одного поколения учителей к другому. Возможно, для того, чтобы сохранить гибкость этой устной традиции, возможно, для того, чтобы заставить ее запомнить, она не была записана. Раввины, разъяснявшие Закон, могли бы при случае обратиться за помощью к лицам, совершившим подвиг запоминания его. В первые шесть поколений после Христа раввины назывались таннаим—“учителями устного Закона”. Будучи единственными экспертами в области Права, они одновременно были учителями и судьями своих общин в Палестине после падения Храма.