Найти тему

Его брат Филиппо Мария Висконти, казалось, унаследовал тонкий интеллект, терпеливое трудолюбие, амбициозную и дальновидную полит

У него был талант находить способных генералов; он подозревал их всех в желании заменить его; натравливал их друг на друга; и поддерживал войну в надежде вернуть все, что выиграл его отец, а потерял его брат. Порода могущественных кондотьери развилась в его войнах с Венецией и Флоренцией: Гаттамелата, Коллеони, Карманьола, Браччо, Фортебраччо, Монтоне, Пиччинино, Муцио Аттендоло.... Муций был деревенский парень, один из большой семьи мужского и женского бойцов; он получил когномен Сфорца силой тело и волю, с которой он служил королеве Иоанне II в Неаполе; он потерял свою пользу и был брошен в тюрьму; его сестра, в полном вооружении, заставлял своих тюремщиков, чтобы освободить его; он был назначен командующим одним из миланской армии, но вскоре после этого утонул при переправе через ручей (1424). Его незаконнорожденный сын, которому тогда было двадцать два, занял место своего отца, сражался и женился, чтобы занять трон.

V. СФОРЦА: 1450-1500

Франческо Сфорца был идеалом солдат эпохи Возрождения: высокий, красивый, спортивный, храбрый; лучший бегун, прыгун, борец в своей армии; мало спал, маршировал с непокрытой головой зимой и летом; завоевывал преданность своих людей, разделяя их трудности и рационы, и вел их к прибыльным победам стратегией и тактикой, а не превосходством в численности или вооружении. Его репутация была настолько непревзойденной, что вражеские войска не раз складывали оружие при виде него и приветствовали его с непокрытыми головами как величайшего полководца своего времени. Стремясь основать собственное государство, он без колебаний препятствовал своей политике; он попеременно сражался за Милан, Флоренцию и Венецию, пока Филиппо не завоевал его лояльность, выдав ему замуж Бьянку с Кремоной и Понтремоли в качестве ее приданого (1441). Когда шесть лет спустя Филиппо умер, не оставив наследства, положив конец династии Висконти, Франческо решил, что приданое должно включать Милан.

Миланцы думали иначе; они провозгласили республику по имени Амброзиан от властного епископа, который наказал Феодосия и обратил Августина тысячу лет назад. Но соперничающие фракции в городе не могли прийти к согласию; зависимые от Милана страны воспользовались возможностью объявить себя свободными; некоторые из них пали перед венецианским оружием; надвигалась опасность нападения венецианцев или флорентийцев; более того, герцог Орлеанский, император Фридрих III и король Альфонсо Арагонский все заявили, что Милан принадлежит им. В этом кризисе депутация разыскал Сфорца, отдал ему Брешию и умолял защитить Милан. Он отбивался от ее врагов с находчивой энергией; но когда новое правительство заключило мир с Венецией, не посоветовавшись с ним, он повернул свои войска против Республики, осадил Милан на грани голода, принял его капитуляцию, вошел в город под одобрительные возгласы голодного населения и притупил жажду свободы, раздав хлеб. Было созвано общее собрание, состоящее из одного человека от каждого двора; оно наделило его герцогской властью, несмотря на протесты императора, и династия Сфорца начала свою краткую и блестящую карьеру (1450).

Его возвышение не изменило его характера. Он продолжал жить просто и много работать. Время от времени он бывал жесток или вероломен, оправдываясь благом государства; в целом он был человеком справедливости и человечности. Он страдал беззаконной чувствительностью к женской красоте. Его опытная жена убила его любовницу, а затем простила его; она родила ему восьмерых детей, мудро советовала ему в политике и привлекла народ к его власти, помогая нуждающимся и защищая угнетенных. Его управление государством было столь же компетентным, как и руководство его армиями. Социальный порядок, который он насаждал, вернул городу процветание, которое затмило память о его страданиях и его порывистой свободе. В качестве цитадели против восстания или осады он начал строить огромный замок Сфорцеско. Он проложил новые каналы по земле, организовал общественные работы и построил Оспедале Маджоре, или Великую больницу. Он привез гуманиста Филельфо в Милан и поощрял образование, стипендии и искусство; он заманил Винченцо Фоппу из Брешии, чтобы он развил школу живописи. Под угрозой интриг Венеции, Неаполя и Франции он сдержал их всех, заручившись решительной поддержкой и твердой дружбой Козимо де Медичи. Он разоружил Неаполь, выдав свою дочь Ипполиту замуж за сына Фердинанда Альфонсо; он поставил крест на герцоге Орлеанском, подписав союз с Людовиком XI Французским. Некоторые дворяне продолжали добиваться его смерти и его власти, но успех его правительства нарушил их планы, и он дожил до того, чтобы умереть спокойно, традиционной смертью генералов (1466).

Рожденный в пурпуре, его сын Галеаццо Мария Сфорца никогда не знал дисциплины бедности и борьбы. Он предавался удовольствиям, роскоши и пышности, с особым наслаждением соблазнял жен своих друзей и наказывал их с жестокостью, которая, казалось, перешла к нему, коварно и таинственно, через добрую Бьянку из горячей крови Висконти. Жители Милана, привыкшие к абсолютному правлению, не оказали никакого сопротивления его деспотизму, но личная месть наказала за то, что вызвало общественный террор. Джироламо Ольджати горевал о сестре, соблазненной, а затем отвергнутой герцогом; Джованни Лампуньяни считал, что тот же самый господин лишил его собственности; вместе с Карло Висконти они прошли обучение у Никколо Монтено римской истории и идеалам, включая тираноубийство от Брута до Брута. Обратившись за помощью к святым, трое юношей вошли в церковь святого Стефана, где молился Галеаццо, и зарезали его (1476). Лампуньяни и Висконти были убиты на месте. Olgiati пытали, пока почти все кости в его теле были сломаны или вырваны из своего гнезда; затем он был заживо содрали кожу; но до последнего вздоха он отказался покаяться, призывает языческих героев и христианских святых, чтобы одобрить его поступок, и умер в классическом и Ренессанс фразой на устах:Морс acerba, Фама Перпетуа—”смерть горькая, а слава-вечна.”11

Галеаццо оставил свой трон семилетнему мальчику Джангалеаццо Сфорца. В течение трех хаотических лет фракции Гуэльфа и Гибеллина соревновались в силе и мошенничестве, чтобы захватить регентство. Победитель был одной из самых ярких и сложных личностей во всей переполненной галерее эпохи Возрождения. Лодовико Сфорца был четвертым из сыновей Франческо Сфорцы. Отец дал ему прозвище Мауро; современники в шутку превратили его в Моро—“Мавра”—из-за его темных волос и глаз; сам он добродушно принял это прозвище, и мавританские эмблемы и костюмы стали популярными у него суд. Другие остроумцы нашли в названии синоним тутового дерева (по-итальянски моро); это тоже стало для него символом,сделало цвет тутового дерева модным в Милане и послужило темой и мотивом для некоторых украшений Леонардо в комнатах Кастелло. Главным учителем Лодовико был ученый Филельфо, который дал ему богатый опыт в классической литературе; но его мать Бьянка предупредила гуманиста, что “нам нужно воспитывать принцев, а не просто ученых”; и она позаботилась о том, чтобы ее сыновья также были искусны в искусстве управления и войны. Лодовико редко отличался физической храбростью, но в нем разум Висконти освободился от их жестокости, и при всех своих недостатках и грехах он стал одним из самых цивилизованных людей в истории.

Он не был красив; как и большинство великих людей, он был избавлен от этого отвлекающего недостатка. Его лицо было слишком полным, нос слишком длинным и изогнутым, подбородок слишком широким, губы слишком плотно сжаты; и все же в профиле, приписываемом Больтраффио, в бюстах в Лионе и Лувре, есть спокойная сила в чертах, чувствительный ум, почти мягкая утонченность. Он заслужил репутацию искуснейшего дипломата своего времени, иногда колеблющегося, часто хитрого, не всегда щепетильного, иногда неверного; это были обычные недостатки дипломатии эпохи Возрождения; возможно, они являются насущной необходимостью любой дипломатии. Тем не менее немногие принцы эпохи Возрождения могли сравниться с ним в милосердии и великодушии; жестокость была ему противна, и бесчисленное множество мужчин и женщин наслаждались его благодеяниями. Мягкий и вежливый, чувственно восприимчивый ко всякой красоте и всякому искусству, наделенный воображением и эмоциями и все же редко теряющий перспективу или самообладание, скептический и суеверный, повелитель миллионов и раб своего астролога—все это был Лодовико, неустойчивый кульминационный наследник конфликтных штаммов.

В течение тринадцати лет (1481-94) он правил Миланом в качестве регента своего племянника. Джангалеаццо Сфорца был робким, замкнутым духом, боявшимся обязанностей правления; он часто болел и был неспособен к серьезным делам—недееспособен, как называл его Гвиччардини; он предавался развлечениям или безделью и с радостью предоставлял управление государством дяде, которым он восхищался с завистью и доверял с сомнением. Лодовико уступил ему всю пышность и великолепие герцогского титула и должности; именно Джан восседал на троне, получал почести и жил в царственной роскоши. Но его жена, Изабелла Арагонская, возмущалась тем, что Лодовико удерживает власть, убеждала Джана взять бразды правления в свои руки и умоляла своего отца Альфонсо, наследника неаполитанского престола, прийти со своей армией и дать ей полномочия фактического правителя.