Найти тему

Руины моего сердца лежали среди твоих руин?

Я склоню свое лицо к твоей земле и буду держать

Твои камни, как драгоценное золото....

Твой воздух-жизнь для моей души, твои зерна

Из праха мирры, текут твои ручьи с медом;

Голая и босая, к твоим разрушенным фанам

Как бы я с радостью поехал!

Туда, где хранился ковчег, и в тусклом

В нишах обитали святые херувимы…

Совершенен в красоте, Сион, как в тебе

Соедините любовь и благодать!

Души твоих спутников нежно

Обратимся к тебе; твоя радость была их радостью,

И плача, они оплакивают теперь твою гибель

В далеком изгнании; за твою священную высоту

Они жаждут, и к твоим вратам в молитве кланяются.

Господь желает, чтобы ты стал местом Его обитания

Вечно; и благословен

Это тот, кого Бог избрал для благодати

В пределах твоих дворов, чтобы отдохнуть.

Счастлив тот, кто наблюдает, приближаясь,

Пока он не увидит, как восходит твой славный свет,

И над кем твой рассвет восходит полным и ясным

Расположен в небе на востоке.

Но счастливейший тот кто, с ликующими глазами

Блаженство твоих искупленных узрит,

И увидь свою молодость обновленной, как в старые деньы16.

II. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТАЛМУДА

Евреи того золотого века в Испании были слишком процветающими, чтобы быть столь глубоко религиозными, какими стали их поэты на склоне лет; они создавали стихи, радостные, чувственные и изящные, и выражали философию, которая уверенно согласовывала Священное Писание с греческой мыслью. Даже когда фанатизм Альмохада изгнал евреев из мусульман в христианскую Испанию, они продолжали процветать; и еврейские академии процветали при христианской терпимости в Толедо, Героне и Барселоне в тринадцатом веке. Но во Франции и Германии евреям повезло меньше. Они робко теснились в своих узких помещениях и отдавали все свои лучшие умы изучению Талмуда. Они не утруждали себя оправданием своей веры перед светским миром; они никогда не подвергали сомнению ее предпосылки; они поглощали себя Законом.

Академия, основанная раввином Гершомом в Майнце, стала одной из самых влиятельных школ своего времени; там собрались сотни студентов, которые вместе с Гершомом редактировали и уточняли, благодаря труду двух поколений, талмудический текст. Аналогичную роль сыграл во Франции раввин Шеломох бен Ицхак (1040-1105), которого с любовью называли Раши по первым буквам его титула и имени. Родившись в Труа в Шампани, он учился в еврейских академиях Вормса, Майнца и Шпейера; вернувшись в Труа, он поддерживал свою семью, продавая вино, но каждый свободный час посвящал Библии и Талмуду. Хотя официально он не был раввином, он основал академию в Труа, преподавал там в течение сорока лет и постепенно составил комментарии к Ветхому Завету, Мишне и Гемаре. Он не пытался, как это делали некоторые испанские ученые, вчитывать философские идеи в религиозные тексты; он просто объяснял их с такой ясной ученостью, что его талмудические комментарии теперь печатаются вместе с Талмудом. Скромная чистота его характера и его жизни снискали ему уважение среди своего народа как святому. Еврейские общины по всей Европе присылали ему вопросы по теологии и праву и давали юридические полномочия его ответам. Его старость была омрачена погромами Первого крестового похода. После его смерти его внуки Самуил, Иаков и Исаак бен Меир продолжили его дело. Якоб был первым из“тосафистов”: в течение пяти поколений после Раши французские и немецкие талмудисты пересматривали и дополняли его комментарии тосафотом или“дополнениями”.

Едва Талмуд был закончен, как Юстиниан объявил книгу вне закона (553) как“смесь ребячества, басен, беззаконий, оскорблений, проклятий, ересей и богохульств”.17 После этого Церковь, похоже, забыла о существовании Талмуда; немногие богословы Латинской Церкви могли читать на иврите или арамейском, на котором он был написан; и в течение 700 лет евреи могли свободно изучать заветные тома—так усердно, что, в свою очередь, они, похоже, почти забыли Библию. Но в 1239 году Николас Донин, французский еврей, принявший христианство, предъявил папе Григорию IX обвинительный акт о Талмуде как содержащем постыдные оскорбления Христа и Девы Марии и призывы к нечестности в отношениях с христианами. Некоторые обвинения были справедливы, поскольку усердные составители так почитали таннаим и амораим, что включали в агадическую или популярную часть Гемары случайные замечания, в которых разгневанные раввины наносили ответный удар христианской критике иудаизма.18 Но Донин, теперь более христианин, чем папа римский, добавил несколько обвинений, которые не могли быть обоснованы: Талмуд считал допустимым обманывать и достойным убивать христианина, каким бы хорошим он ни был; что раввины разрешили евреям нарушать обещания, данные под присягой, и что любой христианин, изучивший еврейский закон, должен был быть предан смерти. Григорий приказал передать все обнаруженные экземпляры Талмуда во Франции, Англии и Испании доминиканцам или францисканцам; велел монахам тщательно изучить книги; и приказал сжечь книги, если обвинения подтвердятся. Не было найдено никаких записей о последствиях этого приказа. Во Франции Людовик IX приказал всем евреям сдать свои экземпляры Талмуда под страхом смерти и вызвал четырех раввинов в Париж для защиты книга в публичных дебатах перед королем, королевой Бланш, Донином и двумя ведущими философами—схоластами-Вильгельмом Овернским и Альбертом Великим.19 После трехдневного расследования король приказал сжечь все экземпляры Талмуда (1240). Уолтер Корнутус, архиепископ Санса, ходатайствовал за евреев, и король разрешил вернуть множество копий их владельцам. Но вскоре после этого архиепископ умер, и некоторые монахи придерживались мнения, что это был суд Божий на царскую снисходительность. Убедившись в этом, Людовик приказал конфисковать все экземпляры Талмуда; двадцать четыре телеги были доставлены в Париж и преданы огню (1242). Владение Талмудом было запрещено во Франции папским легатом в 1248 году, и после этого раввинские занятия и литература на иврите прекратились во всей Франции, кроме Прованса.

Аналогичные дебаты состоялись в Барселоне в 1263 году. Раймонд Пеньяфортский, доминиканский монах, возглавлявший инквизицию в Арагоне и Кастилии, взялся обратить евреев этих штатов в христианство. Чтобы вооружить своих проповедников, он организовал преподавание иврита в семинариях христианской Испании. Ему помогал обращенный еврей Павел Христианин, который так впечатлил Раймонда своими познаниями как в христианской, так и в еврейской теологии, что монах устроил диспут между Павлом и раввином Моисеем бен Нахманом из Героны перед королем Яковом I Арагонским. Нахманидес пришел неохотно, боясь победы так же сильно, как и поражения. Дебаты продолжались в течение четырех дней, к удовольствию короля; по-видимому, удобства были разумно соблюдены. В 1264 году церковная комиссия конфисковала все экземпляры Талмуда в Арагоне, уничтожила антихристианские отрывки и вернула книги их владельцам.20 В отчете, который Нахманидис написал о своих дебатах в еврейских синагогах Арагона, он говорил о христианстве в терминах, которые показались Раймонду грубо кощунственными.21 Монах возразил королю, но только в 1266 году Иаков, уступив настояниям папы, изгнал Нахманида из Испании. Через год раввин умер в Палестине.

iii. НАУКА СРЕДИ ЕВРЕЕВ

Еврейская наука и философия в Средние века были почти полностью сосредоточены в исламе. Изолированные и презираемые, и все же находящиеся под влиянием своих соседей, евреи средневекового христианского мира нашли убежище в мистицизме, суевериях и мессианских мечтах; никакая ситуация не могла бы быть менее благоприятной для науки. Религия, однако, поощряла изучение астрономии, ибо от этого зависело правильное определение праздников. В шестом веке еврейские астрономы Вавилонии заменили астрономические вычисления прямым наблюдением за небесами; они основал год на видимых движениях солнца, а месяцы-на фазах луны; дал месяцам вавилонские названия; сделал некоторые месяцы“полными” с тридцатью днями, некоторые “дефектными” с двадцатью девятью; а затем согласовал лунный с солнечным календарем, вставляя тринадцатый месяц каждый третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый год в девятнадцатилетний цикл. На Востоке евреи датировали события по календарю Селевкидов, который начался в 312 году до нашей эры.; в Европе, в девятом веке, они приняли нынешнюю “еврейскую эру”, anno mundi—“год мира”—начиная с предполагаемого сотворения мира в 3761 году до н. э. Еврейский календарь так же неуклюж и священен, как и наш собственный.

Одним из самых ранних астрономов в исламе был еврейский ученый Машаллах (ум.в 815 году). HisDe scientia motus orbis был переведен с арабского на латынь Жераром Кремонским и получил широкое признание в христианском мире. Его трактат "Мерсибус" (О ценах) является старейшей из сохранившихся научных работ на арабском языке. Выдающимся математическим трактатом эры22 был "Хиббур ха-мешиха" — об алгебре, геометрии и тригонометрии—Абрахама бен Хийи из Барселоны (1065-1136), который также составил утерянную энциклопедию математики, астрономии, оптики, и музыка, и самый ранний сохранившийся еврейский трактат о календаре. Абрахам ибн Эзра в следующем поколении не обнаружил конфликта между написанием стихов и развитием комбинаторного анализа. Эти два Абрахама были первыми евреями, написавшими научные труды на иврите, а не на арабском. Благодаря таким книгам и потоку переводов с арабского на иврит мусульманская наука и философия вторглись в еврейские общины Европы и расширили их интеллектуальную жизнь за пределы чисто раввинских знаний.

Извлекая некоторую выгоду из исламской науки, но также возвращая свои собственные традиции искусства врачевания, евреи этого периода написали выдающиеся трактаты по медицине и стали самыми уважаемыми врачами в христианской Европе. Исаак Исраэль (ок. 855-ок. 955) приобрел такую известность как офтальмолог в Египте, что был назначен врачом при дворе Аглабидов в Каирване. Его медицинские труды, переведенные с арабского на иврит и латынь, были признаны классикой во всей Европе; они использовались в качестве учебников в Салерно и Париже и цитировались после 700 лет жизни в Бертоновская "Анатомия меланхолии" (1621). Традиция описывает Исаака как равнодушного к богатству, упрямого холостяка и столетнего старика. Вероятно, в то время с ним был Асаф ха-Иегуди, малоизвестный автор недавно обнаруженной рукописи, считающейся старейшей из существующих медицинских работ на иврите, и замечательной тем, что в ней говорится, что кровь циркулирует по артериям и венам; если бы он предположил функцию сердца, он бы полностью предвидел Харви.23

В Египте после прибытия Маймонида (1165) в медицинском искусстве преобладали иудейские практики и тексты. Абу аль-Фада из Каира написал главный офтальмологический трактат двенадцатого века, а аль-Кухин аль-Аттар составил (около 1275 года) фармакопею, все еще используемую в мусульманском мире. Еврейские врачи южной Италии и Сицилии служили одним посредником, через которого арабская медицина проникла в Салерно. Шаббатай бен Абрахам (913-70), по имени Донноло, родился близ Отранто, был схвачен сарацинами, изучал арабскую медицину в Палермо, а затем вернулся к практике в Италии. Бенвенутус Грассус, иерусалимский еврей, учился в Салерно, преподавал там и в Монпелье и написал книгу aPractica oculorum (около 1250 года), которую ислам и христианский мир одинаково приняли как окончательный трактат о болезнях глаза; 224 года спустя после ее публикации она была выбрана в качестве первой книги, которая будет напечатана на ее тему.