Очень часто священникам задают вопрос: что делать, если я ничего не хочу, я устал от жизни, я выгорел? Конкретные рекомендации дал священнослужитель Максим Первозванский.
Максим Первозванский, протоиерей:
Если мы обратимся к святоотеческому православному преданию, то подобное состояние называется в православной аскетике словом «уныние».
Псалмопевец Давид говорит:
«И уныл во мне дух мой…»
Бывает, так называемая, клиническая депрессия, которую необходимо лечить медикаментами. Когда настроение сильно колеблется или человек достаточно долгое время видит всё в чёрном цвете, в этом случае необходимо обратиться к врачу, чтобы исключить реальные психические отклонения.
Если речь идёт не о психиатрии, а о вашем духовном состоянии, которое, как я уже сказал, называется унынием, то, чтобы выйти из этого состояния, вам необходимо заняться вашей духовной жизнью.
О чём идёт речь в первую очередь? Я, прежде всего, обращаюсь к православным христианам и поэтому буду приводить святоотеческий опыт по этому вопросу.
Средство борьбы с унынием — это молитва, как бы это ни звучало очевидно. Признаком уныния является то, что вам на молитве плохо. На молитве вы торопитесь поскорее вычитать положенные молитвенные правила. Вам не стоится в храме. Вроде бы и силы есть и желание, но хочется попозже прийти и пораньше выйти. А как только вы вышли или до того, как вошли, у вас всё было нормально, и был смысл жизни. А в храме просто не стоится и не сидится.
И заставить себя дома встать на молитву на пять минут совершенно невозможно. А если уж встал, то торопливо протарабанил все молитвы и выдохнул. Если у вас наблюдается подобное, то это первый признак того, что вы находитесь в унынии. Что дух ваш уныл. И поэтому необходимо его разбудить.
Что с этим можно сделать? Необходимо начать молиться, не торопясь. Нарочито читать молитву медленно, если вы читаете по молитвослову. Если вы чувствуете, что и это не помогает, то попробуйте хотя бы на какое-то время вместо того, чтобы читать молитвослов, обратиться к Богу своими словами.
Этому совету люди порой очень сильно удивляются. Ведь они привыкли молиться по молитвослову. И они спрашивают: «А как это? Неужели так можно?» Я им отвечаю, что не только можно, но и нужно.
Вы должны, как советует митрополит Сурожский, обратиться к Богу: «Господи, вот я стою перед Тобой. Дух во мне уныл. Я не могу молиться и ничего в этой жизни меня не радует».
Попробуйте поговорить с Богом о ваших проблемах. Необходимо наладить вот такую настоящую молитву. Потому что молитва, по определению святых отцов, это возношение ума и сердца к Богу. Это одно из лучших средств в борьбе с унынием.
Второе. Очень важно, чтобы вы перестали роптать и осуждать. Как только человек встаёт на путь ропота и осуждения, он в двух шагах от уныния.
Почему это происходит каждый раз, когда мы переносим центр внимания с собственной жизни, с того, что зависит от нас на что-то другое? Дело в том, что каждый человек должен чётко определить границы собственного рая, которые ему заповедано возделывать. Что это значит?
Вы должны чётко осознать, что в вашей жизни зависит именно от вас и этим заниматься. Не думать о том, что кошка бросила котят, и в этом Путин виноват. И тому подобное.
Не надо думать о том, что не зависит от вас. Не нужно осуждать людей, которые в чём-то виноваты. Таковых можно найти великое множество. Но это совершенно не ваше дело. Вам нужно совершенно чётко понять, где дело ваше. И им заниматься.
В монашеской аскетике это описано примерно так. Если твоя обязанность сейчас сидеть в келье и молиться, не нужно думать о том, чтобы пойти и делать дела милосердия. Или, если ты сидишь на воротах и принимаешь странников, то не нужно думать о том, чтобы пойти на кухню и приготовить ужин.
Для монаха это так: у тебя есть послушание, ты о нём и заботься. Ум свой на другие вещи не рассеивай. Какими бы важными они не казались, с глобальной точки зрения. Твоя задача — твоё послушание.
Что касается мирян, у нас нет послушаний. Нет игумена, который дал бы нам какое-то конкретное послушание. Но, так или иначе, мы от Бога это послушание получили. Это, может быть, наша работа или наши дети, или наши супруги, или наши родители... То есть то, чем я должен заниматься здесь и сейчас. Нужно жить здесь и сейчас. Нужно думать и делать то, что зависит от тебя.
Большинство людей, впавших в уныние, даже большинство священнослужителей, которые говорят о выгорании, так или иначе, попадались на эту удочку. Они начинали размышлять о том, что не зависит от них. Например, о проблемах церковной жизни или о проблемах нашего государства, или ещё о чём-то, что, собственно, от них никак не зависит.
Помните, в советские времена было написано: «Пионер, ты в ответе за всё!» Если уж в вас присутствует такое состояние, что вы ощущаете себя ответственными вообще за всё, то тогда нужно по-настоящему и искренно за это всё молиться. А не осуждать и не роптать.
Итак, примите во внимание эти два основных способа в преодолении уныния. Настоящая неспешная молитва и отсутствие ропота и осуждения.
Ещё статья: Как нам противостоять унынию? Объясняют священники.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение