Если кто-нибудь
(Теперь Небеса защитят!) если бы это было близко.
Там мы вдвоем лежали,
Но это было известно
Никому, кроме моей любви и меня,
И маленький соловей—
Tandaradei!—
Который, я знаю, никому ничего не расскажет.32
По мере того как он взрослел, его восприятие созревало, и он начал видеть в женщинах прелести и прелести прекраснее, чем любая расцветающая плоть, и награда за единство в браке казалась богаче, чем поверхностное щекотание разнообразия."Счастлив мужчина, счастлива женщина, чьи сердца верны друг другу; их жизни дорожат и ценятся; благословенны их годы и все их дни”33. Он осудил преклонение, с которым его товарищи-певчие благоухали придворными дамами; он провозгласил вип (Вайб, женщина) более высоким титулом, чем Фру (фрау, леди); хорошие женщины и хорошие мужчины были настоящими дворянами. Он думал:“Немецкие дамы прекрасны, как ангелы Божьи; всякий, кто порочит их, лжет ему в зубы”34.
В 1197 году умер император Генрих VI, и Германия пережила поколение хаоса, пока Фридрих II не достиг совершеннолетия. Аристократическое покровительство письмам отпало, и Вальтер бродил от двора ко двору, несчастно распевая за едой, соревнуясь с шумными жонглерами и бесстыдными клоунами. Статья расходов епископа Вольфгера Пассауского гласит:“Пятьсолиди, 12 ноября 1203 года, Вальтеру фон дер Фогельвейде, чтобы купить себе шубу от зимнего холода."35 Это был вдвойне христианский поступок, ибо Вальтер был ревностным Гибеллином, настроил свою лиру против пап, осудил недостатки Церкви и разгневался на то, как немецкие монеты перелетали через Альпы, чтобы пополнить Пенс Петра.36 Однако Он был верным христианином и сочинил могущественный“Гимн крестоносца”. Но временами он мог стоять выше битвы и видеть всех людей как братьев:
Человечество возникает из одной девственницы;
Мы похожи как внешне, так и внутренне;
Наши рты пресыщены той же самой едой;
И когда их кости в замешательство падут,
Скажи ты, кто знал живого человека в лицо,
Который теперь виллен, а какой рыцарь,
Что черви так нагло обглодали их туши?
Христиане, иудеи и язычники, служите им всем,
И Бог заботится обо всем творении.37
После четверти века скитаний и нищеты Вальтер получил от Фридриха II поместье и доход (1221 год) и мог спокойно провести оставшиеся семь лет. Он оплакивал то, что был слишком стар и болен, чтобы отправиться в крестовый поход. Он молил Бога простить его за то, что он не мог любить своих врагов.38 В стихотворном завещании он завещал свое имущество:“завистливым-мое невезение; лжецам-мои печали; лживым влюбленным-мои глупости; дамам-боль моего сердца”. 39 Он был похоронен в Вюрцбургском соборе, а рядом с памятником провозглашается привязанность Германии к величайшему поэту своего века.
После него движение Миннезингера погрузилось в экстравагантность и разделило бедствия, которые потрясли Германию после падения Фридриха II. Ульрих фон Лихтенштейн (ок. 1200–ок. 1276) рассказывает в своей поэтической автобиографии "Фрауэндиенст", как он был воспитан во всех чувствах“служения леди”. Он выбрал даму своей богиней, зашил заячью губу, чтобы смягчить ее отвращение, и сражался за нее на турнире. Когда ему сказали о ее удивлении, что у него все еще был палец, который, как она думала, он потерял в ее честь, он отрезал оскорбительный член и отправил его ей в качестве дани. Он чуть не упал в обморок от восторга, когда фортуна позволила ему выпить воду, в которой она вымыла руки.40 Он получил от нее письмо и несколько недель носил его в кармане, прежде чем нашел кого-то, кому он мог доверить прочитать его для него тайно, потому что Ульрих не умел читать.41 По обещанию ее благосклонности он прождал два дня в одежде нищего среди прокаженных у ее ворот; она впустила его; и, найдя его назойливым, она спустила его в простыне из своего окна. Все это время у него были жена и дети.
Движение миннезингера завершилось с некоторым достоинством в Генрихе фон Мейссене, чьи песни в честь женщин принесли ему титул "Фроенлоб",“женская похвала”. Когда он умер в Майнце в 1317 году, городские дамы с мелодичными причитаниями понесли его гроб, чтобы похоронить в соборе, и вылили на его гроб такое обилие вина, что оно растеклось по всей длине церкви.42 После него искусство пения выпало из рук рыцарей и было подхвачено средним классом; романтическое настроение поклонниц леди прошло, и в четырнадцатом веке на смену ему пришли сильная радость и искусство мейстерзингера, возвестившего Парнасу о восхождении буржуазии.
VII. РОМАНСЫ
Но в романе средний класс уже захватил власть. Как аристократические трубадуры и краватори писали нежные стихи для дам южной Франции и Италии, так и в северной Франции поэты скромного происхождения, известные французам как труверы или изобретатели, украшали вечера среднего и высшего классов поэтическими рассказами о любви и войне.
Типичными композициями труверов были баллада, телай, шансон де жест и теронкан. Некоторые прекрасные примеры телаи дошли до нас от той, которую и Англия, и Франция могут назвать своей первой великой поэтессой. Мария де Франс приехала из Бретани, чтобы жить в Англии в царствование Генриха II (1154-89); по его предложению она превратила несколько бретонских легенд в стихи и с деликатностью речи и чувств, не превзойденной ни одним трубадуром. Одна из ее песен жаждет места здесь, как для необычной темы—живой возлюбленный ее мертвого возлюбленного—так и для изысканного перевода:
Кто-нибудь хорошо любил тебя там, внизу,
Лето или всю зиму?
Там, внизу, ты нашел какую-нибудь справедливую
Лежал в могиле вместе с тобой?
Является ли долгий поцелуй смерти более насыщенным поцелуем
Чем у меня было обыкновение быть—
Или вы отправились в какое-то далекое блаженство
И совсем забыл меня?
Какое мягкое очарование сна
Есть ли у тебя какие-то нежные чувства?
То, что очаровывает смерть, держит тебя глубоко