Найти тему

Преобладающим наследием Эпохи Веры была религия: иудаизм, поглощенный Талмудом до восемнадцатого века; мусульманство, успокоивше

Когда эта папская мечта рухнула, народы Европы приняли, по существу, ту форму, которую они сохранили до нашего века; и принцип национальности подготовил к написанию политической истории нового времени. Тем временем средневековый разум создал великие системы гражданского и канонического права, морские и торговые кодексы, хартии муниципальной свободы, систему присяжных и хабеас корпус, а также Великую хартию вольностей аристократии. Суды и курии подготовили для государств и Церквей режимы и механизмы управления, используемые по сей день. Представительное правительство появилось в испанских кортесах, исландском Альтинге, генеральных землях Франции, английском парламенте.

Еще большим было экономическое наследие. Средневековье завоевало дикую местность, выиграло великую войну с лесами, джунглями, болотами и морем и подчинило землю воле человека. На большей части Западной Европы они покончили с рабством и почти покончили с крепостным правом. Они организовали производство в гильдии, которые даже сейчас входят в идеалы экономистов, ищущих срединный путь между безответственным индивидом и автократическим государством. Портные, сапожники и портнихи до нашего времени занимались своими ремеслами в личных мастерских по средневековой моде; их подчинение крупномасштабному производству и капиталистической организации происходило на наших глазах. Большие ярмарки, которые время от времени собирают людей и товары в современных городах, являются наследием средневековой торговли; так же как и наши усилия по ограничению монополии и регулированию цен и заработной платы; и почти все процессы современного банковского дела были унаследованы от средневековых финансов. Даже наши братства и тайные общества имеют средневековые корни и обряды.

Средневековая мораль была наследницей варварства и родоначальницей рыцарства. Наше представление о джентльмене-это средневековое творение, и рыцарский идеал, каким бы далеким он ни был от рыцарской практики, сохранился как одна из самых благородных концепций человеческого духа. Возможно, поклонение Марии привнесло новые элементы нежности в поведение европейского мужчины. Если более поздние века продвинулись вперед по средневековой морали, то это было на средневековой основе семейного единства, нравственного воспитания и медленно распространяющихся привычек чести и вежливости-во многом так же, как нравственная жизнь современных скептиков может быть отблеском христианской этики, усвоенной в юности.

Интеллектуальное наследие Средневековья беднее, чем наше эллинское наследие, и состоит из тысячи оккультных извращений, в основном происходящих из древности. Тем не менее, она включает в себя современные языки, университеты и терминологию философии и науки. Схоластика была скорее обучением логике, чем длительным философским завоеванием, хотя она все еще доминирует в тысяче колледжей. Предположения средневековой веры мешали историографии; люди думали, что знают происхождение и судьбу мира и человека, и сплели паутину мифов, которая почти заключила историю в стены монастырских летописей. Не совсем верно, что средневековые историки не имели представления о развитии или прогрессе; тринадцатый век, как и девятнадцатый, был сильно впечатлен своими собственными достижениями. Средневековье также не было таким статичным, как мы когда-то с гордостью предполагали; расстояние обездвиживает движение, усваивает различия и замораживает перемены; но перемены были такими же настойчивыми тогда, как и сейчас, в манерах и одежде, языке и идеях, законодательстве и правительстве, торговле и финансах, литературе и искусстве. Средневековые мыслители, однако, не придавали такого большого значения, как современные бездумные, прогрессу в средствах, не сопровождаемому улучшением целей.

Научное наследие Средневековья действительно скромно; все же оно включает в себя индийские цифры, десятичную систему, концепцию экспериментальной науки, значительный вклад в математику, географию, астрономию и оптику, открытие пороха, изобретение очков, компас морехода, часы с маятником и—по—видимому, самое необходимое из всех-дистилляцию алкоголя. Арабские и еврейские врачи развивали греческую медицину, а христианские пионеры освободили хирургию от тонзилии. Половина больниц Европы-это средневековые фундаменты или современные реставрации средневековых учреждений. Современная наука унаследовала интернационализм и отчасти международный язык средневековой мысли.

Помимо нравственной дисциплины, самая богатая часть нашего средневекового наследия связана с искусством. Эмпайр-стейт-билдинг столь же величествен, как и Шартрский собор, и своим величием обязан одной только архитектуре—стабильности его дерзкой высоты и чистоте функциональных линий. Но соединение скульптуры, живописи, поэзии и музыки с архитектурой в жизни готического собора придает Шартру, Амьену, Реймсу и Нотр-Дам простор и глубину чувственной и духовной гармонии, богатство и разнообразие содержания и орнамента, которые никогда не дают уснуть нашему интересу и более полно наполняют душу. Эти порталы, башни и шпили, эти своды, которые создавали парящий контрапункт из камня, эти статуи, алтари, купели и гробницы, так любовно вырезанные, эти окна, которые соперничали с радугой и наказывали солнце,—нужно многое простить эпохе, которая так добросовестно любила символы своей веры и дело своих рук. Именно для соборов была разработана полифоническая музыка, музыкальная нотация и персонал; и из Церкви родилась современная драма.

Средневековое литературное наследие, хотя и не может соперничать по качеству с греческим, может выдержать сравнение с римским. Данте может стоять рядом с Вергилием, Петрарка рядом с Горацием, любовная поэзия арабов и трубадуров рядом с Овидием, Тибуллом и Проперцием; романсы Артура глубже и благороднее, чем что-либо в "Метаморфозах" или "Героидах", и столь же изящны; а главные средневековые гимны возглавляют лучшие тексты римской поэзии. Тринадцатый век стоит в одном ряду с эпохой Августа или Льва X. Редко какое столетие было таким полным и отличался интеллектуальным или художественным расцветом. Коммерческая экспансия, почти столь же энергичная, как та, которая ознаменовала конец пятнадцатого века, расширила, обогатила и пробудила мир; сильные папы от Иннокентия III до Бонифация VIII сделали Церковь на столетие вершиной европейского порядка и закона; Святой Франциск осмелился быть христианином; нищенствующие ордена восстановили монашеский идеал; великие государственные деятели, такие как Филипп Август, Святой Людовик, Филипп IV, Эдуард I, Фридрих II, Альфонсо X подняли свои государства от обычаев к закону, а их народы на новые средневековые уровни цивилизации. Одержав победу над мистическими тенденциями двенадцатого века, тринадцатый совершил вылазку в философию и науку с энтузиазмом и мужеством, не превзойденными эпохой Возрождения. В литературе“чудесный век” охватывал всю гамму от "Персиваля" Вольфрама фон Эшенбаха до концепции "Божественной комедии". Почти все элементы средневековой цивилизации, казалось, достигли в том столетии единства, зрелости и кульминационной формы.

Мы никогда не отдадим должное Средневековью, пока не увидим итальянский Ренессанс не как их отрицание, а как их осуществление. Колумб и Магеллан продолжили исследования, уже далеко продвинувшиеся вперед купцами и мореплавателями Венеции, Генуи, Марселя, Барселоны, Лиссабона и Кадиса. Тот же дух, который волновал двенадцатый век, придавал гордость и силу городам Италии эпохи Возрождения. Та же энергия и жизненная сила характера, которые отличали Энрико Дандоло, Фридриха II и Григория IX, поглощали людей эпохи Возрождения; Вторые потьери произошли от Роберта Гвискара,“деспотов” из Эццелино и Паллавичино; художники шли по путям, открытым Чимабуэ и Дуччо; а Палестрина был посредником между григорианским пением и Бахом. Петрарка был наследником Данте и трубадуров, Боккаччо был итальянским трувером. Несмотря на то, что романтика Дон Кихота продолжала процветать в Европе эпохи Возрождения, и Кретьен де Труа достиг совершенства в Мэлори. “Возрождение букв” началось в средневековых школах; что отличало Ренессанс, так это то, что он расширил возрождение от латыни до греческой классики и отказался от готики, чтобы возродить греческое искусство. Но греческая скульптура уже была принята в качестве модели Никколо Пизано в тринадцатом веке; и когда Хризолор привез греческий язык и классику в Италию (1393), Средневековью оставалось еще столетие.

В Италии эпохи Возрождения, Испании и Франции господствовала та же религия, которая строила соборы и сочиняла гимны, с той лишь разницей, что итальянская Церковь, щедро делясь культурой того времени, давала итальянскому уму свободу мысли, рожденную в средневековых университетах, и основывалась на молчаливом понимании того, что философы и ученые будут продолжать свою работу, не пытаясь разрушить веру людей.

Таким образом, Италия и Франция не разделяли Реформацию; они перешли от католической культуры тринадцатого века к гуманизму пятнадцатого и шестнадцатого, а затем к Просвещению семнадцатого и восемнадцатого. Именно эта преемственность в сочетании с доколумбовой средиземноморской торговлей дала латинским народам временное культурное преимущество перед северными народами, более сильно пострадавшими от религиозных войн. Эта преемственность восходила в Средние века к классическому Риму, а через южную Италию-к классической Греции. Через греческие колонии на Сицилии, в Италии и Франции, через римское завоевание и латинизацию Франции и Испании пролегла одна великолепная нить культуры, от Сафо и Анакреона до Вергилия и Горация, до Данте и Петрарки, до Рабле и Монтеня, до Вольтера и Анатоля Франса. Переходя от Эпохи Веры к Эпохе Возрождения, мы будем продвигаться от неопределенного детства к страстной и бодрой юности культуры, которая сочетала классическую грацию с варварской силой и передала нам, обновив и обогатив, то наследие цивилизации, к которому мы всегда должны добавлять, но которому мы никогда не должны позволить умереть.

ЕЩЕ РАЗ СПАСИБО, ДРУГ ЧИТАТЕЛЬ.

Библиографическое руководство

к изданиям, упомянутым в Примечаниях

Вышедшие книги рекомендуются для дальнейшего изучения.

ЭББОТ, Г. Ф., Израиль в Египте, Лондон, 1907.

ЭББОТТ, НАБИЯ, "Две королевы Багдада", издательство Чикагского университета, 1946 год.

*АБЕЛАКД П., "История бедствий", Сент-Пол, Миннесота, 1922.

Ouvrages inédits, ed. V. Cousin, Paris, 1836.

АБРАХАМС И., Главы по еврейской литературе, Фила, 1899.

Еврейская жизнь в средние века, Фила, 1896.

АБУ БЕКР ИБН ТУФАИЛ, История Хайи ибн Якзана, тр. Окли, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

АККЕРМАН, ФИЛЛИС, Гобелен, Зеркало цивилизации, Оксфордский университет. Пресса, 1933.

АДАМС, Б., Закон цивилизации и распада, Нью-Йорк, 1921.

*АДАМС Х., Мон - Сен-Мишель и Шартр, Бостон, 1926.

АДДИСОН, Дж. Д., Искусство и ремесла в средние века, Бостон, 1908.

АЛИ, МАУЛАНА МУХАММАД, Религия ислама, Лахор, 1936.

АЛИ ТАБАРИ, "Книга религии и империи", Нью-Йорк, 1922.

АМИР АЛИ, САЙЕД, "Дух ислама", Калькутта, 1900 год.

АММИАН МАРЦЕЛЛИН, Сочинения, Леб Либ., 1935. 2в.

АНДРЕ, ТОР, Мохаммед, Т. Р. Менцель, Нью-Йорк, 1936.

АНГЛОСАКСОНСКАЯ ХРОНИКА, тр. Ингрэм, Обыватель Либ.

АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПОЭЗИЯ, ред. Р. К. Гордон, Everyman Lib.

АРЧЕР, Т. А. и КИНГСФОРД, С. Л., Крестовые походы, Нью-Йорк, 1895.

*АРИСТОТЕЛЬ, Политика, тр. Эллис, Обыватель Либ.

АРМСТРОНГ, СЭР УОЛТЕР, Искусство Великобритании и Ирландии, Лондон, 1919.

АРНОЛЬД М., Критические очерки, Первая серия, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Домашняя библиотека.