Твои трюки с флиртом и жеманное приветствие?
Какое мне дело до этих орфреев
Которым ты скручиваешь и связываешь свои волосы,
Вплетенный золотыми нитями? И почему
Должно быть, вы оправили слоновую кость
Эмалированные зеркала, посыпанные сверху
С золотыми обручами?… Почему эти драгоценные камни
Подобающие королевским диадемам?—
Рубины, жемчуг и сапфиры.,
Которые заставляют вас принять вид
От безумного тщеславия? Эти дорогостоящие материалы,
И заплетенные меховые ленты с оборками,
И подтяжки, подчеркивающие вашу талию,
С украшенными жемчугом и богатой чеканкой?
И почему, скажите тогда, вы выбираете
Чтобы обтянуть ваши ноги безвкусной обувью
За исключением того, что у тебя есть желание показать
Твои стройные ножки? Клянусь Святым Тибо,
Еще до того, как пройдут три дня, я продам
Этот мусор, и растопчу вас всех!57
Некоторым утешением является то, что в конце концов Бог Любви во главе своих бесчисленных вассалов штурмует башню, где Опасность, Стыд и Страх (колебания леди) охраняют Розу, и Добро пожаловать впускает Возлюбленного во внутреннюю святыню и позволяет ему сорвать образ его снов. Но как это давно отложенное романтическое завершение может стереть 18 000 строк крестьянского реализма и голиардской риббентропии?
Тремя наиболее читаемыми книгами в Западной Европе двенадцатого и тринадцатого веков были "Волшебство розы", "Золотая легенда", "андРейнард Лис". Рейнард начал свою латинскую карьеру в качестве Исенгрина около 1150 года и перешел на различные народные языки как Ромэн де Ренар, Рейнард Лис, Рейнеке де Вос, Рейнерт, наконец, как Райнеке Фукс Гете. Различные авторы внесли около тридцати веселых историй в цикл, пока он не составил 24 000 строк, почти все из которых посвящены высмеиванию феодальных форм, королевских дворов, христианских церемоний и человеческих слабостей через аналогии с животными.
Ренарт лис играет злые шутки с Ноублом львом, королем королевства. Он чует любовь Ноубла к даме Гарудже, леопардессе, и с помощью интриг, достойных Талейрана, уговаривает ее стать его любовницей. Он умилостивляет Благородных и других зверей, давая каждому талисман, который рассказывает мужу об изменах его жены. Следуют ужасные откровения; мужья избивают своих провинившихся жен, которые бегут в поисках убежища к Ренарту, который собирает их в гарем. В одной сказке животные участвуют в турнире, в торжественных рыцарских регалиях и параде. ИнЛа Морт Ренарт, старый лис, умирает; Бернард осел, архиепископ двора, приходит, чтобы совершить таинства к нему с особой тщательностью и серьезностью. Ренарт признается в своих грехах, но оговаривает, что если он восстановится, то его клятва исправиться будет признана недействительной. Судя по всему, он умирает, и множество зверей, которым он наставил рога, избил, ощипал или приласкал, собираются, чтобы оплакать его со счастливым лицемерием. Архиепископ читает проповедь Рабле над могилой и упрекает Ренарта в том, что он подумал“о чем угодно в сезон, если бы вы могли это достать.” Но когда на него окропляют святой водой, Ренарт оживает, хватает Чантеклера (который размахивает кадилом) за шею и бросается в чащу со своей добычей. Чтобы понять Средневековье, никогда не следует забывать Ренарта.
Тероман де Ренар был величайшим из фаблио. Афаблио был басней о животных, высмеивающих человека, обычно в односложных стихах длиной от тридцати до тысячи строк. Некоторые из них были такими же старыми, как Эзоп, или старше; некоторые пришли из Индии через ислам. В основном они высмеивали женщин и священников, возмущаясь природными способностями одного класса и сверхъестественными способностями другого; кроме того, дамы и священники осуждали менестрелей за чтение скандальных фаблий. Ибо фаблио были направлены на сильные желудки; они переняли терминологию таверн и борделей и уделяли внимание неизмеримым любезностям. Но из их рагу Чосер, Боккаччо, Ариосто, Лафонтен и сотня других рассказчиков сочинили множество поразительных историй.
Рост сатиры понизил статус менестреля. Странствующие певцы получили свое английское название от theinisteriales, первоначально служивших при баронских дворах, а их французское название жонглеров произошло от латинского "Шутник", поставщика шуток. Они выполняли функции и продолжали родословную греческих рапсодов, римских мимов, скандинавских скальдов, англосаксонских хороводников и валлийских или ирландских бардов. В эпоху расцвета романсов двенадцатого века менестрели заняли место книгопечатания и сохранили свое достоинство, публикуя истории, иногда достойные того, чтобы быть классифицированными как литература. С арфой или виолой в руках они декламировали песни,рассказы орконте (короткие рассказы), былины, легенды о Марии или святых,шансон де жесте, римлянах, орфаблио. Во время Великого поста, когда они не были востребованы, они посещали, если могли, собрания менестрелей и циркачей, подобные тому, которое, как мы знаем, проходило в Фекане в Нормандии около 1000 года; там они учились трюкам и манерам друг друга, а также новым сказкам или песням труверов и трубадуров. Многие из них были готовы, если их декламации окажутся слишком интеллектуальными напрягитесь для своих зрителей, чтобы развлечь их жонглированием, акробатикой, изгибами и ходьбой по канату. Когда труверы начали рассказывать свои собственные истории, и когда привычка к чтению распространилась и снизила спрос на чтецов, менестрель все больше и больше становился водевилем, так что жонглер стал жонглером; он бросал ножи, вытаскивал пунш и Джудиппеты или демонстрировал репертуар дрессированных медведей, обезьян, лошадей, петухов, собак, верблюдов и львов. Некоторые менестрели превращали фаблио в фарсы и разыгрывали их, не скупясь на непристойности. Церковь все больше и больше хмурилась на них и запрещала благочестивым слушать их или королям кормить их; а епископ Гонорий Отенский придерживался мнения, что ни один менестрель не будет допущен в рай.
Популярность жонглеров и фаблио, а также шумный прием, с которым новоиспеченные классы и мятежные студенты университетов приняли эпопею Жана де Мена о буржуазии, ознаменовали конец эпохи. Романтика продолжалась бы, но ей со всех сторон бросали вызов сатира, юмор и реалистичное земное настроение, которые смеялись над рассказами о рыцарстве задолго до рождения Сервантеса. Вот уже столетие сатира будет удерживать сцену и будет грызть сердце веры, пока все подпорки и ребра средневековой структуры не треснут и не сломаются, оставив душу человека гордой и шатающейся на грани разума.
ГЛАВА XXXIX
Данте
1265–1321
I. ИТАЛЬЯНСКИЕ ТРУБАДУРЫ
Именно при дворе Фридриха II в Апулии родилась итальянская литература. Возможно, мусульмане из его свиты внесли какой-то стимул, ибо каждый грамотный мусульманин разбирался в стихах. За несколько лет до смерти Фридриха в 1250 году Чулло д'Алькамо (около 1200 года) написал симпатичный“Диалог между любовником и дамой”; а Алькамо на Сицилии был почти полностью мусульманским городом. Но более решающее влияние оказали трубадуры Прованса, которые прислали свои стихи или пришли лично благодарному Фредерику и его образованным помощникам. Сам Фредерик не только поддерживал поэзию, он писал ее, причем на итальянском языке. Его премьер-министр, Пьеро делле Винье, сочинил превосходные сонеты и, возможно, изобрел эту трудную форму. Ринальдо д'Акино (брат святого Фомы), живущий при дворе Фредерика, Гвидо делле Колонне, судья, и Якопо да Лентино, нотариус, в Фредериксрегно, были среди поэтов этого“апулийского Возрождения”. Сонет Якопо (около 1233 года), написанный за поколение до рождения Данте, уже обладает тонкостью чувств и завершенностью формы стихотворений в "Тевита Нуова".:
У меня есть это в моем сердце, чтобы служить Богу так
Что в рай я исправлю—
Святое место, через которое повсюду
Я слышал, говорят, что радость и утешение текут рекой.
Без моей госпожи мне не хотелось уходить—