Песня "Как молоды мы были" впервые прозвучала в 1976 году, хотя написана была раньше, поэтому можно считать, что в этом году она "отмечает" 45-летний юбилей. Композиция предназначалась для фильма "Моя любовь на третьем курсе". Но мало кто знает, что изначально Александра Пахмутова и Николай Добронравов писали её для женского вокала, и эту песню вполне могла исполнить Елена Камбурова.
Как вспоминала Александра Николаевна, обратить внимание на молодого рок-певца ей посоветовал звукорежиссёр Виктор Бабушкин, который его хорошо знал. При первой встрече с Градским он не произвёл на неё особого впечатления, кроме того показался ей заносчивым и немного нагловатым. Но вот вокальный талант молодого человека она оценила сразу. Поэтому и решила показать ему эту композицию.
Судьбоносная встреча Градского и Пахмутовой состоялась на "Мосфильме" в 1976 году. Александра Николаевна села за фортепиано и наиграла певцу мелодию композиции. Потом Градский попросил партитуру этой песни. Ему было очень важно, какие инструменты должны быть использованы в музыке, и как именно песня должна исполняться. Посмотрев партитуру, Градский сказал, что ему такой вариант категорически не нравится. По его мнению, мощная оркестровая аранжировка никак не соответствовала этой песне, а тихое и спокойное исполнение текста не отражало его глубокий смысл.
Предложение певца состояло в том, чтобы третий куплет исполнять на октаву выше. В песне должна быть кульминация, сильные эмоции, какой-то взрыв, истерика, ведь она по сути даёт некую оценку всей прожитой жизни, она об ушедшей юности, которая "всё-же бессмертна", о тех временах, когда ещё молодым людям весь мир виделся совсем по- другому, нежели в зрелом возрасте. "Несмотря на то, что я ещё был 26-летним парнем, я очень хорошо понял смысл этой песни и уже тогда знал, как его правильно передать" - рассказывал Александр Борисович.
Александра Николаевна была не против, но побоялась, что молодой вокалист, просто не сможет взять такие высокие ноты, на что Градский ответил, что уже давно поёт верхними регистрами, и для него это не будет проблемой. Когда песня была записана с "высоким" третьим куплетом, она тут же получила недостающие ей напряжение и нерв.
Маэстро говорил, что это одна из тех песен, которые должны исполняться у костра. Для данного фильма Пахмутова хотела написать две композиции, одну - костровую, а другую более серьёзную, в которой описывалась работа стройотрядов. В итоге, в картину вошла только костровая песня. Была записана аранжировка с жёстким третьим куплетом. Но авторы песни во-многом должны благодарить Виктора Бабушкина, который знал, как правильно свести и записать хит.
Но для этого тоже пришлось поработать. Александра Николаевна просто выбила разрешение у председателя Государственного комитета по радио и телевещанию Сергея Лапина, на то, чтобы Градский исполнил эту композицию. В итоге в фильме песня прозвучала в исполнении Александра Борисовича, а потом на долгие годы стала его визитной карточкой. С этой композицией он выступал также на фестивале "Песня года 77", но запись не сохранилась.
Тем не менее, Александр Борисович эту песню недолюбливал и на своих концертах старался не петь. Он считал себя рокером, а его считали основоположником рока. "Как молоды мы были" никак не вязалась с тем, что пел тогда Градский, например, с группой "Скоморохи". Он сам говорил, что эту песню стилистически сложно было поставить в концерт, потому что она слишком бы выбивалась из общего строя, "была бы на отшибе". Но рок-музыка в советские времена была далеко не в фаворе, Градского по телевидению практически не показывали, кроме исполнения им песни "Как молоды мы были", вот это маэстро и раздражало. Ему было очень обидно, что поколение людей, родившихся в 80-е и 90-е годы, знали его только по одной песне, и даже понятия не имели, какой огромный вклад он внёс в становление советской рок-музыки.
Эту песню помимо Александра Борисовича, впоследствии исполняли очень многие певцы: Лариса Долина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Тамара Гвердцители, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Николай Караченцов, Дмитрий Певцов и даже группа "Ария". Всего к этому шедевру "притрагивались" более сотни вокалистов. Четыре раза она звучала в "Голосе". В финале четвёртого сезона Александр Борисович пел её вместе со своим подопечным Михаилом Озеровым. Но именно в исполнении мэтра, песня стала по-настоящему культовой, легендарной и народной. Я хочу загрузить версию этого хита с творческого вечера Александры Пахмутовой в 1988 году, который прошёл в Колонном зале Дома Союзов. Давайте насладимся этим невероятным, божественным голосом.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.
Друзья! Напоминаю, что у моего канала есть сообщество "В контакте". Там оперативно будут публиковаться все статьи, а также все новости о ресурсе. Если у Вас есть какие-нибудь мысли и идеи по развитию сообщества, смело делитесь ими со мной. Добавляйтесь. Даю ссылку на группу: https://vk.com/public207572933