Приветствую всех, кто читает мою статью!
Мы продолжаем тему распада Югославии.
В конце 1990 года, когда после первых многопартийных выборов к власти в ряде республик пришли националистические силы, в Югославии развернулась острая политическая борьба по вопросу будущего устройства страны. Пересмотр структуры всей государственной федеративной системы столкнул между собой различные концепции возможного объединения республик. Речь шла в основном о двух концепциях: создания Конфедерации (союза суверенных государств, в котором республики сами решают, какую часть своего суверенитета передать центру) и Федерации — единого государства со сложной внутренней структурой и с широкими полномочиями центра.
На заседании Президиума СФРЮ 25 декабря 1990 года было решено начать переговоры об изменении отношений в югославской Федерации. С 10 января по 28 февраля 1991 года состоялись три заседания Президиума СФРЮ совместно с представителями всех республик. Параллельно с 18 января по 1 марта прошло одиннадцать двусторонних встреч республиканских делегаций. Был рассмотрен ряд различных проектов изменения отношений в рамках югославской федерации. Эти встречи помогли выявлению позиций сторон, но в то же время вскрыли их непримиримость и растущие разногласия.
Словения и Хорватия выступили с планом конфедеративного переустройства Югославии.
Сербия продолжала отстаивать идею сохранения Югославии. Она была склонна принять и уменьшенный вариант Югославии, но при условии, чтобы сербы жили в одном государстве. Сохранение единой Югославии для Сербии было жизненно важно, так как в случае ее развала она теряла как сухопутный, так и морской выход на запад, потому что большая часть Адриатического побережья доставалась Хорватии. К тому же дискриминационная политика хорватских властей по отношению к сербскому населению давала Сербии повод выступить его защитником. Сербов в этом вопросе поддерживала Черногория. Македония и Босния и Герцеговина занимали промежуточное положение.
Договоренность относительно переговоров президентов югославских республик о будущем Югославии была достигнута в марте 1991 года на расширенном заседании Президиума СФРЮ. В марте - апреле 1991 года состоялось шесть встреч руководителей республик («саммит шестерки»). Предметом обсуждения на последнем «саммите шестерки» стало предложение президентов республики Македонии К. Глигорова и республики Боснии и Герцеговины А. Изетбеговича о преобразовании Югославии в союз суверенных республик, имеющих государственно-правовой статус. Однако предпринимавшиеся шаги по сохранению Югославии ни к чему не привели. Попытки найти политическое решение кризиса наталкивались на нежелание сторон идти на взаимные уступки. Задавала тон в этом процессе Словения, уже приступившая к формированию собственной армии. Словенские предложения об «асимметричной федерации», в которой две республики – Словения и Хорватия – пользовались бы конфедеративными правами, а остальные составляли бы федерацию, на деле преследовали цель достичь разъединения страны, отмежевания от федерации.
В апреле 1991 года Словения оповестила о своей бескомпромиссной позиции: стать самостоятельным, суверенным и независимым государством. Представители Хорватии так же заявили, что в случае, если не удастся подписать договор о союзе суверенных государств (конфедеративный вариант), они предпримут самостоятельные шаги для выхода из Югославии.
В своей борьбе за сохранение единого государства Сербия (не считая маленькой Черногории) все больше оставалась в одиночестве. Действия ее руководства объяснялись тем, что, если другие народы бывшей Югославии при распаде федерации образовывали свои национальные государства, сербы наоборот оказывались разделенным народом – треть сербского народа оставались за рамками Республики Сербия. Больше всего сербов проживало в Хорватии (11%) и в Боснии и Герцеговине (32%).
На переговорах 1991 года участники преследовали различные цели, если ряд республик действительно стремились сохранить федерацию (Сербия и Черногория), то другие (Словения, Хорватия) использовали переговоры для легитимации собственных действий, направленных на выход из федерации. Встречи глав и представителей республик четко дали понять о существующих противоречиях и о неспособности или невозможности решения их мирными средствами. Переговоры 1991 года, стали последней попыткой сохранить хоть в каком-либо виде Югославию. После провала переговоров распад Югославии стал, по сути дела, свершившимся фактом. Далее события развивались уже в форме ожесточенных боевых действий.
Формально началом распада федерации можно считать 25 июня 1991 года, когда парламенты Словении и Хорватии в одностороннем порядке объявили о выходе своих республик из Югославии и провозгласили независимость.
Окончательно же Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) перестала существовать еще через полгода – 15 января 1992 года, когда независимость Словении и Хорватии была признана странами Европейского Союза; а 6 апреля 1992 года была признана независимость Боснии и Герцеговины. В ответ 27 апреля была образована «третья» сербско-черногорская Югославия (Союзная республика Югославия). Раздел без договоренностей, как правило, означает войну. Это понимали все – и желающие приобрести независимость югославские республики и одобряющие это западные державы. И все же, и те, и другие выбрали именно этот путь. Случившееся далее было закономерным, происходило на виду у всего мира и получило название «югославского кризиса».
Межнациональное противостояние в Югославии проявилось вначале в попытках Югославской народной армии (ЮНА), в которой большинство составляли сербы, не допустить антиконституционного развала государства. Затем это противоборство на первом этапе обернулось поочередно вооруженными столкновениями в Словении и двумя тесно связанными, но все-таки самостоятельными межэтническими гражданскими войнами – хорватской (1991 – 1995 гг.) и боснийской (1992 – 1995 гг.). Вторым этапом югославского кризиса стала 78-дневная натовская агрессия против СРЮ в 1999 году в связи с событиями в Косово.
Продолжение следует.
Все изображения взяты из открытых источников Яндекс и принадлежат их авторам.