Первых новых кубанских казаков в Краснодарском крае можно было увидеть уже в начале 90-х годов. До сих пор неясно откуда взялись эти люди До этого официальная история утверждала, что исконное кубанское казачество, как и донское, было изведено еще в 30-е годы как "социально чуждое" и добито окончательно после Великой Отечественной войны, обвиненное в пособничестве фашистам.
Но свято место пусто не бывает и в эпоху перемен появились и кубанские казаки. Уже в 14 октября 1990 года в Краснодарской филармонии состоялся 1-й Всекубанский съезд казаков, на котором создали Кубанскую казачью Раду, положившую начало будущего Кубанскому казачьему войску.
Лет десять неразборчивая публика называла их "ряженными" скоморохами, ибо кроме уличного фольклора и умения пить горилку казаки ничем вроде бы и не занимались.
Однако, в конце 90-х когда губернатором стал Александр Ткачев ситуация стала меняться. Активнее стали работать станичные казачьи общества, появились выборные атаманы, заново стали формироваться традиции. Люди, которые назвали себя потомственными кубанскими казаками, получили некий статус, правда весьма неопределенный.
Власти одобрительно отнеслись к идее возрождения казачества. В стране раздрай, разруха, моральное разложение общества, потеря ориентиров, традиционных ценностей, упадок молодежной политики, снижение уровня образования, попытки лишить российское общество национальной гордости. Тогда - 20 лет назад далеко не все понимали угрозы всех этих тенденций. Зато увидели сейчас, когда общество стало намного более агрессивным, эгоистичным, более невежественным.
Думается, что понимая эти угрозы, российские власти и поддерживали казачество, как институт воспитания молодежи, резерв патриотов и хранителей традиционных семейных ценностей. Кремлевским чиновникам было одинаково важно поддержать и кубанских казаков и донских и сибирских.
Но так получилось, что на Кубани казачество развивалось наиболее активно, по крайне мере такая была видимость и отчеты. Первым атаманом Кубанского казачьего войска стал Николай Долуда, вице-губернатор Краснодарского края в Правительстве Ткачева. Человек несколько дремучих взглядов, плохо относившийся к массовой миграции в Краснодарский край, ругающий интернет и "прочую антисоветчину".
Тем не менее, именно при Долуде кубанские казаки превратились из фольклорного общества по интересам, в реальную социальную и экономическую силу. Казаки участвуют в обеспечении общественного порядка, ходят в патрулях с полицейскими по станицам и городам.
Выглядит, кстати, порой несколько устрашающе: здоровенные станичные парни с нагайками и шашками у бедра, которых никакие законы "о полиции" не сдерживают навести порядок немедля подручными способами. Говорят, что после появления в станицах казачьих патрулей безобразий на улицах стало меньше, порядка больше. Ибо казаки обходятся порой без протокола и длинных нравоучений, а действуют по старинке....Ну, это, как бы эдак, того в общем...
Кубанских патрульных казаков отели в форменную казачью форму, вооружили гражданским оружием (по охотничьим билетам), стали платить зарплату из бюджета региона. Фактически казаки превратились в некую собственную армию администрации Краснодарского края. Сегодня совместно с полицией ходят в патрули более 1500 казаков на территории всех 44-х районов края.
Дальше - больше. Казачьи охранным предприятиям отдали госзаказ на охрану социальных учреждений, казаков стали обучать военному искусству на полигонах министерства обороны. В частности, стрелять, метать ножи и рукопашному бою.
Казакам на хороших условиях стали предоставлять землю для ведения сельского хозяйства, они возделывают 25 тысяч Га, создано 30 казачьих сельхозпредприятий.
Появились казачьи колледжи, и кадетские корпуса. Статус казачьей образовательной организации имеют 30 детсадов и 70 школ, семь кадетских корпусов, где обучают всяким интересным наукам, например, следственному производству.
А на Красной улице в Краснодаре порой проходят торжественные парады казачьих войск.
Кубанские казаки стали реальной силой и в награду за свой организационный труд Николай Долуда был назначен главным казачьим генералом (приказ Путина) и утвержден атаманом Всероссийского казачьего общества. Сейчас в него уже входит 12 реестровых войск. Казачество признали официально по всей стране, а кубанские казаки стали примером.
На днях в Краснодаре прошел Большом круге Всероссийского казачьего обществ, где выступали очень серьезные люди. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Дмитрий Миронов, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда, руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Все они сошлись во мнении, что казачество надто возрождать как основу, опору, надежду государства и общества, оплот патриотизма и традиционных ценностей. Тем боле, что это развитие щедро финансируется из федерального бюджета. На государственную программу региона «Казачество Кубани» с 2021 по 2023 года заложены расходы в размере аж 3,3 млрдов рублей. А вообще вся программа по развитию казачества только в на Кубани оценивается в 12,6 млрд рублей.
Интересно, что до сих пор нет никакого внятного ответа кого считать казаком, а кого нет. Также звучат разные цифры по их общей численности: от 50 до 150 тысяч человек только в Краснодарском крае. Но это не точно, ибо по другим данным - вы регионе только казачьей молодежи насчитали более 100 тысяч человек.
Еще больше прекрасных статей на сайте dopross.ru
ТУТ интересный телеграмм-канал: коротко по делу