Очень скоро Савинков стал заместителем руководителя террористического крыла Боевой организации PSR и как таковой принимал непосредственное участие в большинстве громких убийств, совершенных ею во время революции 1905 года, в том числе министра внутренних дел В. К. фон Плеве (15 июля 1904 года) и великого князя Сергея Романова, дяди Николая II (17 февраля 1905 года). Он был арестован и приговорен к смертной казни в 1906 году, но сумел бежать из тюрьмы в Одессе и бежал за границу во Францию, где был назначен главой Боевой организации в 1908 году, после разоблачения своего босса, Эвно Азефа, в качестве полицейского агента. Однако он мало преуспел в восстановлении организации и в значительной степени посвятил себя литературным начинаниям, издавая (под псевдонимом “В. Ропшин”) завершенные романы "Бледная лошадь" (1909) и "Чего никогда не было" (1912). В этих работах он, казалось, отрекся от терроризма и перенял религиозно-народнические идеи Д. С. Мережковского и Зинаиды Гиппиус.
Во время Первой мировой войны Савинков занял оборонческую позицию и пошел добровольцем на службу во французскую армию. Он также работал корреспондентом на Западном фронте в ряде российских газет, в том числе в кадетском "Рупоре" ("Дискурс"). Он вернулся в Россию после Февральской революции, прибыл в Петроград 9 апреля 1917 года и был последовательно назначен комиссаром 8-й армии Временного правительства России, комиссаром Юго-Западного фронта (с 28 июня 1917 года) и (с 19 июля 1917 года) помощником военного министра. Его возвышение было отчасти следствием его Масонские связи и отчасти награда за его явные успехи в наведении порядка на фронте. Однако Савинкову предстояло сыграть значительную, хотя и все еще темную роль в деле Корнилова, очевидно, стремясь занять место в любом правительстве, которое могло бы быть сформировано генералом Г. Корниловым. Он отказался от заговора в последнюю минуту и был назначен военным губернатором Петрограда Б. Ф. Керенский, когда войска Корнилова наступали на город, но он отказался предстать перед последующей следственной комиссией и, следовательно, был исключен как из Временного правительства (30 августа 1917 года), так и из ПСР (9 октября 1917 года).
Убежденный противник Октябрьской революции, но разочарованный колебаниями PSR, Савинков отправился в Гатчину, чтобы поддержать восстание Керенского–Краснова в конце октября 1917 года, затем на Дон, где он присоединился к Национальному гражданскому совету, который был создан для консультирования Добровольческой армии генералом В. Алексеевым. Едва избежав убийства белых офицеров в Новочеркасске, он тайно вернулся в Москву в феврале 1918 года и там создал свою собственную подпольную антибольшевистскую организацию " Союз защиты Отечество и свобода, которая частично финансировалась англичанами через миссию Берта Брюса Локхарта. При поддержке Локхарта Савинков организовал восстание в Ярославле в июле 1918 года. Когда это восстание было подавлено Местной армией, он перебрался на Волгу, где после периода службы в отряде полковника О. Каппеля принял участие в Уфимской государственной конференции. Судя по всему, Савинков рассматривался как кандидат на пост министра иностранных дел в правительстве директории МИД, но вместо этого, по указанию Н. Д. Авксентьев отправился (через Японию и Индию) во Францию, где в качестве члена Российской политической конференции стремился представить дело белых союзникам и обеспечить дальнейшее вмешательство в Россию.
Во время советско–польской войны 1919-1920 годов Савинков отправился в Польшу, где возглавил Российский политический комитет и создал антибольшевистский кавалерийский отряд из беженцев и военнопленных под эгидой Народного союза защиты России и свободы. Эти силы вместе с войсками Станислава Булака-Балаховича сформировали Русскую народную добровольческую армию, которая вошла в Белоруссию в ноябре 1920 года, прежде чем Красная Армия вынудила ее вернуться в Польшу (события,о которых Савинков размышлял в своем более позднем романе "Черная лошадь", 1924). После Рижской трагедии (18 марта 1921 года) польские власти выдворили Савинкова из страны в октябре 1921 года, чтобы успокоить советское правительство. Затем он переехал в Париж и с помощью российских бизнесменов и западных спецслужб попытался сохранить влияние своего Народного союза, но с убывающим успехом.
В последующие годы, иногда в сотрудничестве с британскими агентами Сидни Рейли, Савинков участвовал в ряде заговоров против советского режима, например, связывался с украинскими и казачьими мигрантами и предлагал им автономию или даже независимость за их земли в обмен на их поддержку в новом антисоветском крестовом походе (даже несмотря на то, что в душе он был русским националистом). Он даже обратился к Муссолини. Однако он пал жертвой советского диверсионного заговора (операция“Доверие”) и был заманен контрабандой в СССР, якобы для встречи с представители подпольной антисоветской организации. 16 августа 1924 года, через несколько дней после того, как он пересек польско–советскую границу, он был арестован в Минске. 29 августа 1924 года Верховный суд СССР приговорил Савинкова к смертной казни, хотя указом президиума ВЦИК она была заменена 10 годами лишения свободы. Из своей камеры он написал серию писем белым лидерам эмиграции, призывая их прекратить вооруженную борьбу против СССР.
Савинков умер в тюрьме на Лубянке. Согласно официальной советской версии, он покончил с собой, выпрыгнув из окна. Однако существуют убедительные доказательства в поддержку утверждения Александра Солженицына (в "Архипелаге Гулаг") о том, что Савинков был убит сотрудниками ОГПУ. Общественных памятников Савинкову нет, но он был увековечен другими способами. Он был прототипом террориста Дудкина в романе "Петербург" (1916) Андрея Белого и персонажа Высковой в повести "Жизнь и смерть Николая Курбова" (1923) Ильи Эренберга и был героем Роман "Общий БО" (1929) Романа Гуля. Его необыкновенная жизнь также легла в основу ряда художественных фильмов, в том числе"Крах" ("Неудача", реж. В. И. Самойлов, 1968) и "Садник по имени смерть" ("Всадник по имени смерть", реж. К. Г. Шахназаров, 2004), о его жизни в дореволюционном террористическом подполье. Уинстон Черчилль включил восхищенную главу о Савинкове в свои "Великие современники" (1937), хотя она была удалена из более поздних изданий. Наконец, уморительно плохой роман о нем- "Восемь семь дней" А. Агурского (1964).
Савицкий, Ипполат Викторович (31 января 1863-9 октября 1941). Генерал-майор (30 мая 1910), генерал-лейтенант (апрель 1917). Командующий белыми войсками в Закаспии И. В. Савицкий был выпускником Воронежской Михайловской военной гимназии (1881), Второго Константиновского артиллерийского училища (1883) и Академии Генерального штаба(1891). После выхода из академии он работал в основном в Туркестанской, дослужившись до поста начальника штаба 2-го Туркестанского армейского корпуса (13 июля 1910-26 октября 1915 года), и в Первую Мировую Войну служил в этом качестве на Кавказском фронте и, наконец, на том же фронте, как командир 66-й стрелковой дивизии (с 26 октября 1915 года). С 12 октября 1917 года он был командиром 2-го Туркестанского корпуса. Наконец, в сентябре 1917 года Савицкий был назначен временным командующим Кавказской армией, сменив генерала А. Пржевальского.
Когда армия на Кавказе потерпела крах зимой 1917-1918 годов, Савицкий вернулся в Туркестан, где участвовал в успешном восстании в Ашхабаде против советской власти (июль 1918 года) и впоследствии вступил в антибольшевистский комитет спасения в этом городе (ноябрь-декабрь 1918 года). Затем он был направлен в штаб генерала И. Деникина для изучения вопросов, связанных с созданием антибольшевистской армии в Закаспии. Когда появилась такая сила, Туркестанская армия, Деникин назначил Савицкого командующим ею (с 10 апреля 1919 года). Однако он был смещен со своего поста 22 июля 1919 года после провала его нападений на Мерв (21 мая 1919 года) и Кахку (19 июня 1919 года). Затем Савицкий был переведен в резерв Вооруженных сил Юга России и переехал в Таганрог. Он отправился в эмиграцию в феврале 1920 года и поселился в Болгарии, позже переехав во Францию, где до 1939 года жил в Медоне, Париж. Он умер во Франции.
САВИЦКИЙ Ю. А. (1890?–?). Генерал-майор (1921). Биография Ю. А. Савицкого остается неясной, но известно, что он родился в семье члена Советского казачьего войска и что после службы в Первой мировой войне в 1918 году он стал начальником штаба войск Войска при атамане П. Калмыкове. С конца 1920 года он возглавлял правительство Принимающей страны; в мае 1921 года, базируясь в Гродеково, он предложил свою поддержку Региональному правительству Земского совета Приморского края, будучи объявленным вне закона правительством Дальневосточной республики (FER). С 4 июня 1921 года по 2 января 1922 года он также был атаманом Уссурийского казачества. В 1921 году он также вступил в переговоры с лидером Украинской Украины Ю. К. Глушко-Мовой относительно возможности создания унитарного казацко–украинского государства на Дальнем Востоке под руководством атамана М. Семенова. В конце 1922 года Савицкий возглавил уссурийские казачьи войска в боях с Народно-революционной армией ФЕР. Он эмигрировал в Китай 15 октября того же года. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Сазонов Сергей Дмитриевич (29 июля 1860-25 декабря 1927). Родившийся в старинной дворянской семье Рязанской области и получивший образование в уважаемом Александровском лицее в Царском Селе, С. Д. Сазанов провел продолжительную карьеру на российской дипломатической службе, к которой он присоединился в 1893 году, завершившись постом посла в Ватикане (с 1906 года), прежде чем быть отозванным в Санкт-Петербург в июне 1909 года, чтобы стать помощником министра иностранных дел, а затем министром иностранных дел (8 ноября 1910 года) в кабинете своего шурин П. А. Столыпина. Первоначально он стремился построить мосты между Санкт-Петербургом и Берлином, и проводил умеренную политику на Балканах, чтобы успокоить Австро-Венгрию, но, тем не менее, наблюдал за вступлением России в Первую мировую войну для борьбы со своими традиционными союзниками. Во время войны он вел переговоры по Лондонскому договору (26 апреля 1915 года), который предоставил бы императорской России контроль над Турецкими проливами в случае победы и втянул Румынию в конфликт на стороне союзников, но ему не доверяли германофильские элементы при дворе и императрица Александра, и он был уволен со своего поста в июле 1916 года. Впоследствии он был назначен послом в Великобританию (12 января 1917 года), но не смог занять свой пост до того, как произошла Февральская революция, и его назначение было отменено Временным правительством России.
После Октябрьской революции Сазонов присоединился к белым,отправившись сначала на Юг России для участия в Специальном совете генерала И. Деникина. Впоследствии он отправился во Францию, чтобы присоединиться к Российской политической конференции и, будучи министром иностранных дел как Деникина, так и Омского правительства адмирала В. Колчака (с января 1919 года), чтобы попытаться представлять интересы России на Парижской мирной конференции и лоббировать правительства союзников от имени белых. После гражданской войны Сазонов остался в эмиграции во Франции. Он умер и похоронен в Ницце.
SCHNEIDERMAN, MOSEI ISRAELEVICH.SeeKRAINII, VIKTOR (SCHNEIDERMAN, MOSEI ISRAELEVICH).
экраны. Иногда также называемые Силами занавеса, Экраны (по-русски "Отриады завесы" или "Войсковые завесы") были группами вооруженных сил,организованными на добровольной основе и развернутыми Советской Россией в начале весны 1918 года, когда старая Имперская Российская армия распалась, а Новая армия находилась в процессе формирования. Они были созданы 5 марта 1918 года приказом Высшего Военного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики для“охраны внутренних районов государства от возможного вторжения немцев” и для охраны демаркационной линии, согласованной в Битва при Брест-Литовске (3 марта 1918 года). Они возникли в мешанине пограничников, балтийских матросов, большевизированных солдат и других добровольческих отрядов, которые объединились вдоль рек Нарва и Днепр в феврале 1918 года, чтобы противостоять возобновившемуся нападению Германии (Семидневная война), которое было вызвано первоначальным отказом Советского правительства принять жесткие условия, предложенные ему Центральными державами в Брест-Литовске.
Западный заслон (Западный район сил прикрытия) был создан 29 марта 1918 года по приказу Верховного военного совета, и им командовал В. Н. Егорьев. Он заменил бывший Западный фронт от Невеля до Нового Оскола и предназначался для защиты Москвы от немецкого наступления. Вскоре за этим последовал Северный заслон (для защиты Петрограда). Позже были созданы Северо-Восточный заслон (с 6 августа 1918 года), к северу от Петрограда, для противодействия союзным войскам, недавно высадившимся в Архангельске, и Южный заслон (с 11 августа 1918 года), противостоящий Гетманской армии Украинского государства. В следующем месяце Красная Армия была реорганизована в регулярные части, а 11 сентября 1918 года приказом Военного Совета республики полки были официально расформированы.
2-Я АРМИЯ. Эти белые силы были созданы в районе Кургана, в Западной Сибири, 22 июля 1919 года, после провала весеннего наступления русской армии адмирала В. Колчака. Он был построен из элементов южной группы войск бывшей Сибирской армии (4-й Сибирский армейский корпус и другие подразделения, образующие его северную группу, под командованием генерала П. П. Гривина, и 3-й Степной Сибирский армейский корпус, образующий его южную группу, под командованием генерала Г. А. Вержбицкий, оба при поддержке кавалерийской группы), и с первоначальным составом около 40 000 человек, отныне будет составлять одну из опор недавно реорганизованного Восточного фронта Колчака. После серии поражений от рук Красной армии, особенно под Челябинском и на реке Тобол в июле–сентябре 1919 года, 2-я армия отступила на восток, в конечном итоге присоединившись к Великому Сибирскому (Ледовому) маршу. Ее остатки прибыли в Читу в марте 1920 года и присоединились к Дальневосточной (Белой) армии атамана М. Семенова.
Командующими 2–й армией были генерал-лейтенант А. Лохвицкий (22 июля-1 сентября 1919 г.) и генерал-майор Н. Войцеховский (1 сентября 1919 г.-25 января 1920 г.). Его начальником штаба был полковник К. Акинтиевский (22 июля–12 ноября 1919 года).
2-Я КАВАЛЕРИЙСКАЯ АРМИЯ. Это красное воинское формирование было создано на базе кавалерийского корпуса под командованием Ф. К. Миронова директивой Реввоенсовета Юго-Западного фронта от 16 июля 1920 года. Она действовала на Юго-Западном фронте и (с 21 сентября 1920 года) на Южном фронте. Среди его дополнение были 2-й им. М. Ф. Блинова кавалерийской дивизии (июль–дек. 1920); 16-й кавалерийской дивизии (июль–дек. 1920); 20-го кавалерийского корпуса (июль–сентябрь 1920); 21-й кавалерийской дивизии (июль–дек. 1920); 3-й стрелковой дивизии (октябрь 1920 г.) и 46-й стрелковой дивизии (октябрь 1920). Его силы насчитывали около 5500 человек.
В июле 1920 года, работая во взаимодействии с 13-й Красной Армией, 2-я кавалерийская армия вступила в бои с русской армией генерала Н. Врангеля, выгнав последнюю из Александровска. В августе 1920 года она действовала в Северном Таврике и в конце того же месяца атаковала плацдарм, созданный белыми на правом берегу Днепра, у Каховки. Действуя вместе с 6-й Красной Армией, 2-я кавалерийская армия затем участвовала в форсировании Перекопского перешейка и 13 ноября 1920 года вошла в Симферополь, в Крыму. 6 декабря 1920 года 2-я кавалерийская армия была преобразована в 2-й кавалерийский корпус.
Командующими 2–й кавалерийской армией были Ю. И. Городовиков (16 июля–6 сентября 1920 г.) и Ф. К. Миронов (6 сентября-6 декабря 1920 г.). Его начальниками штаба были Д. Харламов (17-28 июля 1920 года);Н. К. Щелоков (28 июля–10 октября 1920 года); и Г. А. Армадеров (10 октября–6 декабря 1920 года).