Только рядом с королями стояли барды. Они были прорицателями, историками и королевскими советниками, а также поэтами своего народа. Двое из них оставили устойчивые имена—Талиесин и Аневрин, оба из шестого века; их было еще сотни; и рассказы, которые они рассказывали, пересекли Ла-Манш в Бретань, чтобы обрести отшлифованную форму во Франции. Барды составляли особую касту священнослужителей; в их орден никого не принимали, кроме как после строгого обучения знаниям их расы. Кандидата на поступление звали амабиног; материал, который он изучал мабиногион; отсюда и название Мабиногион для тех их рассказов, которые сохранились.31 В своем нынешнем виде они не старше четырнадцатого века, но, вероятно, восходят к этому периоду, когда христианство еще не приняло Уэльс. Они примитивно просты, язычески анимистичны и странны со странными животными и чудесными событиями; мрачны с мрачной уверенностью в изгнании, поражении и смерти, но в то же время в настроении мягкости всего мира вдали от похоти и насилия исландских легенд, скандинавских саг и Нибелунглида. В одиночестве валлийских гор выросла романтическая литература о преданности нации, женщине, а позже Марии и Иисусу, которые разделили рождение рыцарства, и эти удивительные истории об Артуре и его доблестно-влюбленных рыцарях, поклявшихся“сломить язычников и поддержать Христа”.
Христианство пришло в Уэльс в шестом веке, и вскоре после этого были открыты школы в монастырях и соборах. Ученый епископ Ассер, служивший королю Альфреду секретарем и биографом, происходил из города и собора Святого Давида в Пемброкшире. Эти христианские святыни и поселения подвергались нападениям пиратов из Нормандии, пока король Родри Великий (844-78) не изгнал их и не дал острову сильную династию. Король Хайвел Добрый (910-50) объединил весь Уэльс и снабдил его единым сводом законов. Граффид ап Льюэлин (1039-63) был слишком успешным; когда он победил Мерсию, ближайшее из английских графств, Гарольд, будущий король Англии, объявил войну превентивной обороны и завоевал Уэльс для Великобритании (1063).
iii. ИРЛАНДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: 461-1066
Ко времени смерти святого Патрика и до одиннадцатого века Ирландия была разделена на семь королевств: три в Ольстере, остальные в Конноте, Лейнстере, Мюнстере и Мите. Обычно эти королевства воевали между собой из-за отсутствия транспорта для более широких сфер борьбы; но начиная с третьего века мы слышим об ирландских набегах и поселениях на западном побережье Великобритании. Летописцы называют этих налетчиков шотландцами—по-видимому, кельтское слово для странников; в течение всего этого периода “шотландец” означал ирландца. Война была эндемичной: до 590 женщин, до 804 монахи и священники должны были сражаться рядом с более обычными воинами.32 Свод законов, по существу аналогичный“варварским” кодексам Континента, был составлен брехонами—высококвалифицированными судьями-юристами, которые еще в четвертом веке преподавали в юридических школах и писали юридические трактаты на гэльском языке.33 Ирландия, как и Шотландия, пропустила завоевания Рима и, следовательно, упустила блага римского права и упорядоченного правления; закон так и не смог полностью заменить месть судом, а страсть дисциплиной. Правительство оставалось в основном племенным и лишь в отдельные моменты достигало национального единства и размаха.
Ячейкой общества и экономики была семья. Несколько семей образовали септу, несколько септ-клан, несколько кланов-племя. Все члены племени предположительно происходили от общего предка. В десятом веке многие семьи приставляли "внук" или " О " (внук) к имени племени, чтобы указать свое происхождение; поэтому О'Ниллы утверждали, что происходят от Найла Глундуба, короля Ирландии в 916 году. Многие другие приняли имя своего отца, просто сделав приставку Мак, то есть сын. Большая часть земли в седьмом веке принадлежала совместно кланам или септам;34 частная собственность ограничивалась предметами домашнего обихода;35 но к десятому веку распространилась индивидуальная собственность. Вскоре появилась небольшая аристократия, владеющая большими поместьями, многочисленный класс свободных крестьян, небольшой класс арендаторов, еще меньший класс рабов.36 Материально и политически ирландцы в течение трех столетий после прихода христианства (461-750 гг.) были более отсталыми, чем англичане; в культурном отношении они, вероятно, были наиболее развитыми из всех народов к северу от Пиренеев и Альп.
У этого странного дисбаланса было много источников: приток галльских и британских ученых, спасавшихся от германских вторжений в пятом веке, рост торговых контактов с Британией и Галлией и освобождение Ирландии до девятого века от иностранного нападения. Монахи, священники и монахини открыли школы всех уровней и степеней; в одной из школ в Клонарде, основанной в 520 году, было 3000 студентов (если можно верить патриотическим историкам);37 были и другие в Клонмакнуа (544), Клонферте (550) и Бангоре (560). Некоторые прошли двенадцатилетний курс что привело к получению докторской степени по философии и включало изучение Библии, теологии, латинской и греческой классики, гэльской грамматики и литературы, математики и астрономии, истории и музыки, медицины и юриспруденции.38 Бедные ученые, чьи родители не могли их содержать, содержались за счет государственных средств, поскольку большинство студентов готовились к священству, и ирландцы приносили все жертвы, чтобы продолжить это призвание. Эти школы продолжали изучать греческий язык еще долго после того, как знание этого языка почти исчезло из других стран Западной Европы. Алкуин учился в Клонмакнуа; в Ирландии Джон Скотус Эригена выучил греческий, что сделало его чудом двора Карла Лысого во Франции.
Настроение и литература той эпохи отдавали предпочтение легенде и романтике. То тут, то там некоторые умы обращались к науке, как астроном Дангал или геометр Фергил, который учил сферичности земли. Около 825 года географ Дикуил сообщил об открытии Исландии ирландскими монахами в 795 году и привел пример полуночного дня ирландского лета, отметив, что в это время можно было найти достаточно света, чтобы собрать блох со своей рубашки.39 Грамматиков было много, хотя бы потому, что ирландская просодия была самой сложной в свое время. Поэтов было множество, и они занимали высокое положение в обществе; обычно они совмещали в себе функции учителя, юриста, поэта и историка. Объединившись в школы бардов вокруг какого-нибудь ведущего поэта, они унаследовали многие из сил и прерогатив дохристианских жрецов-друидов. Такие школы бардов процветали без перерыва с шестого по семнадцатый век, как правило, при поддержке даров земли Церкви или государства.40 В десятом веке было четыре национально известных поэта: Фланн Маклонейн, Кеннет О'Хартиган, Эохейд О'Фленн и тот Маклиаг, которого король Брайан Бору сделал архолламом, или поэтом-лауреатом.
В эту эпоху саги Ирландии обрели литературную форму. Большая часть их материала предшествовала Патрику, но передавалась устно; теперь он был воплощен в бегущей смеси ритмической прозы и стихов баллад; и хотя он дошел до нас только в рукописях позднее одиннадцатого века, именно поэты этого периода сделали его литературой. Один цикл саг посвящен мифическим предкам ирландского народа. “Фенианский” или “оссианский” цикл повествовал в волнующих строфах о приключениях легендарного героя Финна Мак-Камхейла и его потомков Фианны, или фениев. Большинство этих стихотворений по традиции были приписаны сыну Финна Оссиану, который, как нам сообщают, прожил 300 лет и умер во времена святого Патрика, передав святому частичку своего языческого разума. “Героический” цикл, сосредоточенный вокруг старого ирландского короля Кухулина, который сталкивается с войной и любовью в сотне страстных сцен. Лучшая сага этой серии повествовала о Дейдре, дочери Фелима, ведущего барда короля Конора. При ее рождении жрец-друид пророчествует, что она принесет много печалей в свою страну Ольстер; люди кричат: “Пусть ее убьют”, но король Конор защищает ее, воспитывает и планирует жениться на ней. День ото дня она становится все красивее. Однажды утром она видит, как красивый Науаз играет в мяч с другими юношами; она достает мяч, заросший туманом, и вручает его ему, и “он радостно пожал мою руку”. Этот инцидент затрагивает ее сильные эмоции, и она умоляет свою служанку: “О нежная няня, если ты хочешь, чтобы я жила, передай ему сообщение и скажи, чтобы он пришел и тайно поговорил со мной сегодня вечером”. Приходит Наоиза и пьет ее красоту до опьянения. На следующую ночь он и два его брата, Эйннл и Ардан, вывезли готовую на все Дейдре из дворца и пересекли морем в Шотландию. Шотландский король влюбляется в нее, и братья прячут ее в горах. Через некоторое время король Конор посылает сообщение: он простит их, если они вернутся в Эрин. Наоис, тоскующий по родной земле и юношеским местам, соглашается, хотя Дейдра предупреждает его и предсказывает предательство. Добравшись до Ирландии, они подвергаются нападению солдат Конора; братья храбро сражаются, но все убиты; и Дейдра, обезумевшая от горя, бросается на землю, пьет кровь своего мертвого возлюбленного и поет странную панихиду:
В день, когда дворяне Альбы [Шотландии] пировали…
Дочери лорда Дантроуна
Наоис тайно поцеловала его.
Он послал ей резвую лань,
Лесной олень с фавном у его подножия,
И он отправился к ней в гости
Возвращаясь с воинства Инвернесса.
Но когда я услышал это,
Моя голова наполнилась ревностью,
Я пустил свой маленький ялик по волнам;
Мне было все равно, умру я или останусь в живых.
Они плыли за мной, ,
Айнл и Ардан, которые никогда не говорили неправды,
И они сдали меня, чтобы я снова приземлился,
Двое, которые одолеют сотню.
Наоиза дала мне слово правды,
И он выругался в присутствии своего оружия, трижды,
Что он больше никогда не омрачит моего лица
Пока он не уйдет от меня в армию мертвых.
Увы! если бы она услышала эту ночь
Что Науаз был под прикрытием глины,
Она бы наверняка заплакала,
И я, я плакал бы вместе с ней семикратно.
Самая старая версия“Дейрдре из печалей” заканчивается мощной простотой: “Рядом был большой камень. Она ударилась головой о камень, так что проломила себе череп и умерла”41.
Поэзия и музыка были близкими союзниками в Ирландии, как и везде в средневековой жизни. Девушки пели, когда ткали, пряли или доили корову; мужчины пели, когда пахали поле или шли на войну; миссионеры бренчали на арфе, чтобы собрать аудиторию. Любимыми инструментами были арфа, обычно состоящая из тридцати струн, которую выщипывали кончиками пальцев; тимпан, восьмиструнная скрипка, игравшая плектримой или смычком; и волынка, свисавшая с плеча и раздувавшаяся от дыхания. Гиральдус Камбренсис (1185) оценил ирландских арфистов как лучших из тех, кого он когда—либо слышал,-высокая дань любви к музыке Уэльса.
Лучшим произведением ирландского искусства того периода была не знаменитая Ардагская чаша (около 1000 г.)—удивительное сочетание 354 предметов из бронзы, серебра, золота, янтаря, хрусталя, перегородчатой эмали и стекла; это была “Книга Келлса”—Четыре Евангелия на пергаменте, написанные ирландскими монахами в Келлсе в Мите или на острове Лона в девятом веке, и сейчас является наградой Тринити-колледжа в Дублине. Благодаря медленному общению монахов через границы византийский и исламский стили освещения вошли в Ирландию и на мгновение достигли там совершенства. Здесь, как и в мусульманских миниатюрах, фигуры людей или животных играли незначительную роль; ни одна из них не стоила и половины инициала. Дух этого искусства заключался в том, чтобы взять букву или отдельный орнаментальный мотив с голубого или золотого фона и нарисовать его с причудливым юмором и восторгом, пока он почти не покроет страницу своей запутанной паутиной. Ничто в христианских иллюминированных рукописях не превосходит Келлскую книгу. Джеральд Уэльский, хотя и всегда завидовал Ирландии, называл это делом рук ангелов, переодевающихся людьми 42.
Как этот золотой век Ирландии стал возможным благодаря свободе от германских вторжений, отбросивших остальную латинскую Европу на много веков назад, так и он закончился такими набегами скандинавов, которые в девятом и десятом веках свели на нет во Франции и Англии прогресс, столь усердно достигнутый Карлом Великим и Альфредом. Возможно, до Норвегии и Дании дошла весть—обе еще языческие,—что ирландские монастыри богаты золотом, серебром и драгоценностями и что политическая раздробленность Ирландии предотвратила объединенное сопротивление. Экспериментальный налет произошел в 795 году, нанес небольшой урон, но подтвердил слух об этой неохраняемой добыче. В 823 году более сильные нашествия разграбили Корк и Клойн, разрушили монастыри Бангора и Мовилла и уничтожили духовенство. С тех пор набеги происходили почти каждый год. Иногда храбрые маленькие армии оттесняли их назад, но они возвращались и повсюду грабили монастыри. Банды норвежских захватчиков поселились у побережья, основали Дублин, Лимерик и Уотерфорд и взимали дань с северной половины острова. Их король Торгест сделал Арму Святого Патрика своей языческой столицей и возвел на престол свою жену-язычницу на алтаре церкви Святого Кирана в Клонмакнуа.43 Ирландские короли сражались с захватчиками по отдельности, но в то же время они сражались друг с другом. Малахия, король Меата, захватил Торгеста и утопил его (845); но в 851 году Олаф Белый, норвежский принц, основал Дублинское королевство, которое оставалось норвежским до двенадцатого века. Эпоха знаний и поэзии сменилась эпохой безжалостной войны, в которой христианские, а также языческие солдаты грабили и поджигали монастыри, уничтожали древние рукописи и рассеивали искусство веков.“Ни бард, ни философ, ни музыкант, - говорит старый ирландский историк, - не занимались своей любимой профессией в этой стране”44.
Наконец - то появился человек, достаточно сильный, чтобы объединить королевства в ирландскую нацию. Брайан Борума или Бору (941-1014) был братом короля Махона из Мюнстера и возглавлял клан Далгас. Братья сражались с датской армией возле Типперери (968) и уничтожили их, не давая пощады; затем они захватили Лимерик и отправили всех северян, которых смогли найти. Но два короля—Моллой из Десмонда и Донован из Хай Карбери—опасаясь, что марширующие братья поглотят их владения, вступили в союз с датчанами-иммигрантами, похитили Махона и убили его (976). Брайан, ныне король, снова победил датчан и убил Моллоя. Решив объединить всю Ирландию и не отвергая никаких средств для достижения этой цели, Брайан вступил в союз с датчанами Дублина, сверг с их помощью короля Мита и был признан монархом всей Ирландии (1013). Наслаждаясь миром после сорока лет войны, он перестроил церкви и монастыри, отремонтировал мосты и дороги, основал школы и колледжи, установил порядок и подавил преступность; одаренное воображение потомков проиллюстрировало безопасность этого “царского мира” рассказом—часто встречающимся в других местах—о том, как прелестная девушка, богато украшенная драгоценностями, путешествовала по стране одна и невредимая. Тем временем норвежцы в Ирландии собрали еще одну армию и выступили против стареющего короля. Он встретил их в Клонтарфе, близ Дублина, в Страстную пятницу, 23 апреля 1014 года, и победил их; но его сын Муррог был убит в битве, а сам Брайан был убит в своей палатке.