Найти тему

Полжизни он размышлял над проблемой человеческого полета. Как и Толстой, он завидовал птицам как виду, во многом превосходящему

Вы составите анатомию крыльев птицы вместе с мышцами груди, которые двигают этими крыльями. И вы сделаете то же самое для человека, чтобы показать возможность человека поддерживать себя в воздухе взмахом крыльев.49… Взлет птиц без взмахов крыльев не вызван ничем иным, как их круговым движением среди потоков ветра.50… У вашей птицы не должно быть никакой другой модели, кроме летучей мыши, потому что ее мембраны служат... средством скрепления каркаса крыльев.51… Птица - это инструмент, работающий по механическому закону. Этот инструмент во власти человека воспроизвести всеми его движениями, но не с соответствующей степенью мощи52.

Он сделал несколько рисунков винтового механизма, с помощью которого человек, действуя ногами, мог заставить крылья биться достаточно быстро, чтобы поднять его в воздух.53 В кратком эссе Сул воло, В полете, он описал летательную машину, сделанную им из прочного накрахмаленного полотна, кожаных соединений и ремешков из шелка-сырца. Он назвал это“птицей” и написал подробные инструкции по ее полету.54

Если этот инструмент изготовлен с помощью винта… если быстро повернуть, указанный винт сделает свою спираль в воздухе, и он поднимется высоко.55... Испытайте машину над водой, чтобы, если вы упадете, вы не причинили себе никакого вреда.56… Великая птица совершит свой первый полет… наполняя весь мир изумлением и все записи своей славой; и это принесет вечную славу гнезду, в котором оно родилось.57

Он действительно пытался летать? В примечании к“Кодику Атлантико58” говорится: "Завтра утром, второго января 1496 года, я сделаю стринги и попытку"; мы не знаем, что это значит. Фацио Кардано, отец физика Джерома Кардано (1501-76), рассказал своему сыну, что Леонардо сам пытался летать.59 Некоторые полагают, что когда Антонио, один из помощников Леонардо, сломал ногу в 1510 году, это было при попытке управлять одной из машин Леонардо. Мы не знаем.

Леонардо шел по неверному пути; полет человека происходил не путем подражания птице, кроме как в полете, а путем приложения двигателя внутреннего сгорания к пропеллеру, который мог направлять воздух не вниз, а назад; скорость вперед делала возможным полет вверх. Но самое благородное отличие человека-это его страсть к знаниям. В шоке от войн и преступлений человечества, уныние, эгоизм способности и навечно нищеты, опечаленный суеверия и credulities, с которыми народы и поколения позолотить краткость и унижениями жизнь, мы чувствуем, что наша раса в какой-то части искупил когда мы видим, что он может держать парящий сон в его разум и сердце на протяжении трех тысяч лет из легенды о Дедале и Икаре, через недоумение ощупью Леонардо и тысячи других, трагических и славных побед нашего времени.

VII. УЧЕНЫЙ

Рядом с его рисунками, иногда на одной странице, иногда нацарапанными поперек наброска мужчины или женщины, пейзажа или машины, находятся заметки, в которых этот ненасытный ум ломал голову над законами и действиями природы. Возможно, ученый вырос из художника: живопись Леонардо вынудила его изучать анатомию, законы пропорций и перспективы, композицию и отражение света, химию пигментов и масел; от этих исследований его потянуло к более глубокому исследованию структуры и функций растений и животных; и от этих исследований он поднялся до философской концепции универсального и неизменного естественного закона. Часто художник снова заглядывал в ученого; научный рисунок сам по себе мог быть чем-то прекрасным или завершаться изящной арабеской.

Как и большинство ученых своего времени, Леонардо склонялся отождествлять научный метод с опытом, а не с экспериментом.60“Помните, - советует он себе, - когда рассуждаете о воде, сначала приводите опыт, а затем рассуждайте”. 61 Поскольку опыт любого человека может быть не более чем микроскопическим фрагментом реальности, Леонардо дополнил свой опыт чтением, которое может быть опытом по доверенности. Он внимательно,но критически изучил труды Альберта Саксонского62, частично познакомился с идеями Роджера Бэкона, Альберта Великого и Николая Кузанского и многому научился у сотрудничество с Лукой Пачоли, Маркантонио делла Торре и другими профессорами Университета Павии. Но он все проверил на собственном опыте.“Тот, кто ссылается на авторитеты, оспаривая идеи, работает со своей памятью, а не со своим разумом”63. Он был наименее оккультным из мыслителей своего века. Он отверг алхимию и астрологию и надеялся на то время, когда“все астрологи будут кастрированы”64.

Он пробовал свои силы почти во всех науках. Он с энтузиазмом относился к математике как к чистейшей форме рассуждений; он чувствовал определенную красоту в геометрических фигурах и рисовал некоторые из них на одной странице с исследованием“Тайной вечери”65.Он энергично выразил один из фундаментальных принципов науки:“Нет уверенности в том, что нельзя применить ни одну из математических наук, ни одну из тех, которые основаны на них”66. И он с гордостью повторил Платона: "Пусть ни один человек, который не является математиком, не прочитает элементы моей работы" 67.