Найти в Дзене
Радио РАДОНЕЖ

Школа “живая” и “мёртвая”

От того, какую школу мы выберем нашим детям, зависит будущее всего народа. На что обратить внимание, выбирая школу для своих детей – рассуждения протоиерея Александра Балыбердина.

Слушайте Радио Радонеж в прямом эфире в мобильном приложении. Бесплатное приложение "Радио "Радонеж" к смартфонам и планшетам можно скачать через Apple Store  и Google Play

Современное образование превращает человека в подобие робота

На первом месте в современной школе успеваемость, учителя мечтают о таких идеальных учениках, как Электроник из фильма, и уделяют больше внимания отличникам, выпускникам олимпиад, забывая о других ребятах. А также о том, что отличник тоже должен оставаться человеком и не превращаться в робота.


И как робота от человека отличает отсутствие души, так и школа, в которой культивируется такой подход, теряет душу, становится “мёртвой”. В чём это выражается?

Дорогие братья и сестры, радио и газета “Радонеж” существуют исключительно благодаря вашей поддержке. Вы можете оказать нам посильную помощь любым удобным удобным вам способом

Программирование вместо воспитания

И школа, одним из символов которой стало ЕГЭ, равнодушна к выпускнику. Умеет ли он дружить? Уважает ли старших? Заботится ли о младших? Готов ли заступиться за слабого? Будет ли заискивать перед сильным? Насколько он искренен в убеждениях и последователен в поступках? Способен хранить верность или готов при первом случае предать и забыть – друзей, школу, родителей, свою малую родину или Отечество?

-2


ЕГЭ такие вопросы не содержит, потому что ничего из вышеперечисленного ни сосчитать, ни измерить нельзя. И ориентированная на ЕГЭ школа также к ним равнодушна, сосредоточена только на буквах и цифрах, текстах и тестах, стандартах и программах. И даже когда пытается заниматься воспитанием, то стремится не воспитывать, а программировать по принципу «ходите строем, мы все устроим».

Монолог вместо диалога

В школе царит не диалог, а монолог. Директор, завуч, методист, учитель, родитель произносят свой монолог, не ожидая ответной реакции или оценку своей работы, как мы не ждём этого от микроволновки или смартфона.

-3


Дети на уроках сидят не лицом друг к другу, а рядами. Учителя на педсоветах не задают лишних вопросов, понимая, что портить отношения с завучем или директором себе дороже. В школе множество инструкций и отчетов перед вышестоящими органами, а у самих учителей, родителей и детей, как правило, мнения никто не спрашивает.

Разговоры вместо дел

Нельзя сказать, чтобы школа совершенно устранилась от воспитания. Однако и воспитывать, а точнее, «давать установки» и «программировать» детей она пытается в том же режиме монолога. Причем не делами, а словами. Хотя прекрасно известно, что слова в этом деле бессильны.

А школа этого словно не знает, поэтому почти целиком состоит из слов и разговоров: на уроках и семинарах, экзаменах и педсоветах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях. И отличником часто становится тот, кто умеет не дружить и любить, а красиво и правильно говорить. Так стоит ли удивляться, что и за пределами школы вокруг нас больше слов, чем дела?

Где выход?

Очевидно, что смена вывески или замена одних букв и цифр, программ и концепций другими выходом не являются. Можно назвать школу профильной, авторской или православной. Пригласить на ставку методиста – доктора наук или священника. Ввести в расписание занятия по синергетике или «Закону Божию». Перепрограммировать учителей с помощью курсов и семинаров. Заставить детей складывать в уме шестизначные цифры, стоять строем в храме или то и другое одновременно. Но монолог останется монологом, слова – словами, программирование – программированием.

От программирования к воспитанию

Чтобы наши дети и внуки не превратились в бездушных роботов, надо перестать относится к ним как безмолвным гаджетам. Отказаться от идеальной модели выпускника-Электроника и по достоинству оценить Сыроежкина – его умение остро чувствовать несправедливость, сопереживать и дружить, извлекать уроки из собственных ошибок.

-4


Делать выбор не на основе кем-то написанной и заложенной в него программы, а личного опыта. А для этого нужны не только буквы и цифры, русский язык и математика – но также литература и творчество, музыка и рисование, физкультура и труд, туристические экскурсии и паломнические поездки, фильмы и спектакли, участие в общественной и церковной жизни. И конечно, опыт семьи, которая пока остаётся по-настоящему «живой» школой воспитания не словом, а делом.

От монолога к диалогу

Если мы хотим оживить школу, главным в ней должен стать не директор или завуч, методист или учитель, родитель или ученик. Главным должен стать диалог, а школа – местом этого диалога.

Выбирая школу, обратите внимание: готова ли она вас услышать, прислушаться к вашему мнению как родителя, учителя, коллеги. Однако помните, что школа вправе предъявить подобные требования к вам.

От слов к делу

Знакомясь со школой, полезно поинтересоваться, как в ней организовано сотрудничество. Слышит ли администрация учителей и родителей? Заботятся ли старшие о младших? Помогают ли сверстники друг другу, а учителя – отстающим ученикам или просто гонят программу вперед и лелеют будущих медалистов и “стобалльников”? Как много дел, в которых дети, педагоги и родители участвуют сообща? И вообще, пускают ли родителей в школу или заставляют мяться у порога, ожидая милости от охранника.

#православие #церковь и общество #школьное образование #семья и школа

Простые советы

В заключение предложу несколько простых советов, с кем и чем надо быть осторожнее:

– с большими школами, похожими на завод, и большими классами, в которых физически невозможно уделить внимание всем учащимся;

– со школами, администрация которых всячески подчеркивает свою близость к вертикали власти – в них, как правило, нет горизонтали и диалога;

– с авторскими школами, заточенными под харизматичного лидера – кроме него в школе никого не слушают и вас также не услышат;

– с вузовскими работниками, которые, придя в школу, начинают делать из нее подобие института, из учеников – студентов и так лишают их детства, а родителей – детей;

– со школами, в которые после выпускного приходить не хочется, а хочется поскорее о них забыть. Поистине они как пустые колодцы, к которым за водой не ходят.

Будь моя воля, я оценивал бы работу школы не по результатам ЕГЭ, а по количеству выпускников, пришедших в новом учебном году на линейку «Первого звонка». Возможно, это субъективно, зато от души, которой современной школе так не хватает.